Развитие речи дошкольников через литературное творчество.
презентация по развитию речи на тему

Кузьменко Любовь Николаевна

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

Речь объединяет все психические процессы: память, мышление, восприятие, представление, воображение.

Одним из эффективных способов развития речи является
литературное творчество.

Прежде чем развивать языковые, литературные способности, важно убедиться, что речь развивается по возрасту без отклонений. Для этого познакомимся с основными показателями речевого развития.

Формирование речи проходит в несколько этапов. До года ребенок начинает произносить отдельные слова, а к 2 годам — предложения из двух-трех слов. К 4 годам ребенок может свободно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Словарный запас 5—7-летних детей достигает 4000 слов. Речь становится связной, а произношение правильным. Если ребенок говорит так, что понять его могут только близкие люди, следует показать его специалисту — логопеду.

В случае нормального речевого развития ребенок много говорит. Он не только рассказывает о происходящих вокруг него событиях, но и пытается сочинять, фантазировать. Взрослые могут поддержать и стимулировать литературное творчество своих детей.

В наших дошкольных группах воспитатели ежедневно знакомят детей с художественной литературой, часто водят на экскурсии в библиотеку, стараются привить любовь к книгам.

На занятиях по развитию речи воспитатели используют скороговорки. Мы предложили детям сочинить скороговорки самим. Ребята с интересом занимались данной работой. В итоге мы сделали сборник «Наши скороговорки»

Книжку оформили в виде куклы, которую дети назвали «Скороговорилка»

 Для придумывания своих скороговорок использовали имена детей. Воспитанники с интересом придумывали рифмы к своему имени, забавные короткие истории.

-«Андрей и Карина пошли за малиной, а вместо малины набрали калины»;

-«Максим у осин строит магазин. Максим, не строй магазин у осин»;

-«Шла по полю наша Поля, видит в поле кто – то полет».

Во время коммуникативной деятельности мы стараемся учить детей общаться, познавать окружающий мир, делиться своими мыслями, экспериментировать, сочинять, фантазировать, развивать речь детей. В этом очень помогают сказки, ведь сказка для ребенка – не просто вымысел, фантазия, а особая реальность, раздвигающая рамки обычной жизни.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что “сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображения, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование”.

 Сказочное творчество детей базируется на игре. Максимальное обогащение работы со сказкой элементами игровой деятельности закладывает более глубокие основы литературного воспитания, облегчает ребёнку переход из детского сада в школу, создаёт фундамент, для дальнейшего его обучения и развития.

Очень нравится детям составление коллажа из сказок, когда например, в книге перепутались все страницы, и злой волшебник превратил сказочных героев: Буратино, Красную Шапочку и Колобка в мышек. Детям предлагается придумать сюжет новой сказки. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, но важно не забывать о главных, первоначальных героях – и получится “коллаж сказок”.

Для развития речевого творчества очень эффективны методы:

•      составление сказки из одного слова, когда рассказчик сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Например, слово “девочка” – “Жила-была девочка, которая…” и т.д.

•      составление сказки из фразеологизмов, когда знакомство с фразами, которые часто встречаются в сказках и рассказах помогают понять их настоящий смысл. Например, составление сказки из фразы “Крокодиловы слезы” – “Каждое утро капризная девочка лила, крокодиловы слезы. Это всем очень надоело…” и т.д.

•      Случайные сказки – это рассказы о забавных случаях из реальной жизни которые я использую для развития фантазии у детей. Важно умело подобрать их, учитывая возраст, настроения. На своих занятиях я использовала случаи из реальной жизни, такие: “Шел мелкий дождь. На участке под одним зонтом стояли две девочки. Вдруг …”

•      составление сказки о бытовых предметах. Дети мало имеют дело с бытовой техникой, поэтому появилась мысль соединить начало рассказа о технике со сказочным продолжением. Например, составление сказки о злом пылесосе или доброй микроволновой печке.

•      метод “перевирания сказок”, развивает у детей чувства юмора, они начинают понимать иронию, лукавство. Такие эксперименты в сказках помогают быть активными, проповедуя гуманизм и добро. Во время перевирания сказок дети могут менять их содержание, не оставаться равнодушными на зло.

•      придумывание сказки с середины более чем удачный способ развития творческого воображения и логического мышления. В качестве помощи предлагается затейливое начало и понятный, яркий конец, а дети придумывают середину, где в основном и развивается сюжет.

•      рассказывание старой сказки по – новому, помогает детям иначе взглянуть на знакомые сюжеты. Они привыкают, что лиса – хитрая, волк – злой, Золушка – трудолюбивая, а ведь иногда полезно сломать сформированные стереотипы. Например, за основу берётся знакомая сказка, а детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.

•      Придумывание сказки о себе. Девочки начинают воображать себя принцессами, которых должен спасти принц, преодолевающий все преграды на своём пути

Также у детей хорошо получается сочинять считалки, которые они затем используют в своих играх:

«Раз, два, три, четыре, пять - мы пойдём сейчас гулять,

Кто оденется скорее - тому будет веселее».

Особую роль в своей работе отводим просвещению родителей, консультациям по развитию речи дошкольников,  использованию воспитания сказок, разъясняем им большую значимость семейного чтения. Советуем родителям вместе с детьми рассматривать иллюстрации, беседовать об их содержании, разыгрывать сказки по ролям.

Активно привлекаем родителей своих воспитанников для развития их речевого творчества дома во время сочинения семейных сказок. Родители участвуют в создании самодельных книжек со сказками, которые дети с большим удовольствием слушают.

ВЫВОД:

Формирование способности к литературному творчеству играет существенную роль в развитии и совершенствовании связной, выразительной речи, ее словаря, а также способствует активизации детского воображения и мышления.

 

 

Литература

•      Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

•      Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.

•      Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников – Москва, 2008. – 95с.

•      ШороховаО.А. Сказкотерапия и занятия по развитию речи дошкольников. Москва, 2008. – с 204.

•      Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Спб., «Детство-Пресс», 2007.

•      Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 18-29.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Отрадненская СОШ Дошкольные группы Развитие речи дошкольников через литературное творчество Кузьменко Л.Н. Отрадненское 2015

Слайд 2

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка , становления и развития всех сторон речи : фонетической , лексической , грамматической . Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного , эстетического и нравственного воспитания детей .

Слайд 3

Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи , словарная работа , формирование грамматического строя речи , ее связности при построении развернутого высказывания . Речь объединяет все психические процессы: память, мышление, восприятие, представление, воображение.

Слайд 4

Одним из эффективных способов развития речи является литературное творчество.

Слайд 5

Прежде чем развивать языковые, литературные способности, важно убедиться, что речь развивается по возрасту без отклонений. Для этого познакомимся с основными показателями речевого развития.

Слайд 6

Формирование речи проходит в несколько этапов. До года ребенок начинает произносить отдельные слова, а к 2 годам — предложения из двух-трех слов. К 4 годам ребенок может свободно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Словарный запас 5—7-летних детей достигает 4000 слов. Речь становится связной, а произношение правильным. Если ребенок говорит так, что понять его могут только близкие люди, следует показать его специалисту — логопеду.

Слайд 7

В случае нормального речевого развития ребенок много говорит. Он не только рассказывает о происходящих вокруг него событиях, но и пытается сочинять, фантазировать. Взрослые могут поддержать и стимулировать литературное творчество своих детей.

Слайд 8

В наших дошкольных группах воспитатели ежедневно знакомят детей с художественной литературой, часто водят на экскурсии в библиотеку, стараются привить любовь к книгам.

Слайд 9

На занятиях по развитию речи воспитатели используют скороговорки. Мы предложили детям сочинить скороговорки самим. Ребята с интересом занимались данной работой. В итоге мы сделали сборник «Наши скороговорки»

Слайд 11

Для придумывания своих скороговорок использовали имена детей. Воспитанники с интересом придумывали рифмы к своему имени, забавные короткие истории. «Андрей и Карина пошли за малиной, а вместо малины набрали калины»

Слайд 12

Во время коммуникативной деятельности мы стараемся учить детей общаться, познавать окружающий мир, делиться своими мыслями, экспериментировать, сочинять, фантазировать, развивать речь детей. В этом очень помогают сказки, ведь сказка для ребенка – не просто вымысел, фантазия, а особая реальность, раздвигающая рамки обычной жизни.

Слайд 13

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что “сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображения, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование ”.

Слайд 15

Сказочное творчество детей базируется на игре. Максимальное обогащение работы со сказкой элементами игровой деятельности закладывает более глубокие основы литературного воспитания, облегчает ребёнку переход из детского сада в школу, создаёт фундамент для дальнейшего его обучения и развития.

Слайд 16

Очень нравится детям составление коллажа из сказок, когда например, в книге перепутались все страницы, и злой волшебник превратил сказочных героев: Буратино, Красную Шапочку и Колобка в мышек. Детям предлагается придумать сюжет новой сказки. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, но важно не забывать о главных, первоначальных героях – и получится “коллаж сказок”.

Слайд 17

Для развития речевого творчества очень эффективны методы: составление сказки из одного слова; составление сказки из фразеологизмов; случайные сказки; составление сказки о бытовых предметах;

Слайд 18

метод « перевирания сказок»; придумывание сказки с середины; рассказывание старой сказки по – новому; придумывание сказки о себе.

Слайд 20

Также у детей хорошо получается сочинять считалки, которые они затем используют в своих играх: «Раз, два, три, четыре, пять- Мы пойдём сейчас гулять, Кто оденется скорее, Тому будет веселее».

Слайд 21

Особую роль в своей работе отводим просвещению родителей, консультациям по развитию речи дошкольников, использованию воспитания сказок, разъясняем им большую значимость семейного чтения. Советуем родителям вместе с детьми рассматривать иллюстрации, беседовать об их содержании, разыгрывать сказки по ролям.

Слайд 22

Активно привлекаем родителей своих воспитанников для развития их речевого творчества дома во время сочинения семейных сказок. Родители участвуют в создании самодельных книжек со сказками, которые дети с большим удовольствием слушают.

Слайд 24

Вывод Формирование способности к литературному творчеству играет существенную роль в развитии и совершенствовании связной, выразительной речи, ее словаря, а также способствует активизации детского воображения и мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников через знакомство с творчеством писателей и поэтов

РазвитРазвитие речи дошкольников через знакомство с творчеством писателей и поэтовЮжного Уралаие...

Конспект логопедического занятия для развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством

Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством».Цель: расширять словарный запас посредством русских народных сказок. ...

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Необходимо начинать работу в этом направлени...

Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»

В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а ...

Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой моторики"

Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой маторики"...

Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.

Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия....