Консультация "Развитие речи детей средней группы"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Макогонюк Ирина Николаевна

Консультация на тему :"Развитие речи детей средней группы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Консультация  на тему:

«Развитие речи детей средней группы»

           Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство является   наиболее благоприятным периодом усвоения речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

          Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво.

  Работа  с детьми   по развитию речи включает  следующие задачи:

1 Воспитание звуковой культуры речи

2 Формирование грамматически правильной речи

3 Формирование разговорной (диалогической) речи

4 Обучение связной монологической речи (рассказыванию)

5 Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса

6 воспитание интереса к художественному слову, чтению. 

             Развитие речи ребёнка в детском саду осуществляется  в  разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.   

              Содержание специальных занятий по развитию речи для каждой возрастной группы детей дается под рубриками. В средней группе это «Развитие речи», «Чтение художественной литературы», «Занятия по формированию звуковой культуре речи». На речевых занятиях  дети учатся  составлять  описательные  рассказы по картине, игрушке, из личного опыта, пересказывать литературные  произведения, осуществляется работа по формированию правильного произношения звуков, развитию артикуляционного аппарата, фонематического слуха, работа над дикцией и выразительностью речи.

             Для того   чтобы занятия приносили максимальный эффект, они должны отвечать общим дидактическим требованиям, а именно:

 1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения.  

2. Оптимальная интенсивность нагрузки. Воспитатель  дает детям задания на достаточно высоком уровне трудности, чтобы выполнение их требовало активной умственной деятельности. Полезны сложные специальные приемы: вопросы для умозаключений, сопоставления …
 3.
На занятиях по развитию речи реализуется принцип воспитывающего обучения. Усвоение родного языка, постепенное осознание ребенком его богатства и красоты способствуют патриотическому воспитанию.

 4. Эмоциональный характер занятий. Прежде чем начать занятие, у детей нужно вызвать желание учиться, любознательность, стремление узнавать новое. Занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения.

 5.Построение занятия должно быть четким. Начало занятия должно вызвать интерес к дальнейшему, подготовить почву для хорошей восприимчивости детей, привлечь  их внимание. Основная часть занятия также должна характеризоваться четким построением. При построении занятия учитывают переход от более трудного к легкому, от менее эмоционального к более эмоциональному. Между его частями планируют 1-2 физкультминутки.

 6. Особое внимание уделяется речевой активности каждого ребенка на всех этапах занятия. Понятие «речевая активность» не означает «беспрерывная речь вслух». В значительной степени она должна выражаться в активном восприятии ребенком речи педагога и сверстников, в понимании ее. По возможности большему количеству детей надо обеспечить условия и для активной речи вслух.
Повышают активность разнообразие деятельности, смена ее видов, игровые приемы. Неторопливый темп занятия, предоставление ребенку времени для обдумывания ответа, индивидуальные обращения помогают включиться в общий ход работы детям с замедленной реакцией. Активности детей содействует правильная методика диалога. Вопрос, задание воспитатель адресует всем, в случае надобности повторяет их; отвечающему дает указание говорить громко, ясно, чтобы все слышали; спрашивает поочередно детей с разным уровнем развития речи, не вызывает часто одних и тех же; к контролю за речью отвечающего привлекает всех, ко всей аудитории обращается с вопросами: правильно ли он сказал? Обо всем ли?  По порядку ли рассказал? Активности детей способствуют также так называемые оценочные вопросы (Что тебе нравится?).
 7
. Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом. Фронтальные формы работы — общие задания, общий ритм, хоровые ответы и т. д.- должны сочетаться с заданиями, предлагаемыми отдельным детям. При подборе индивидуальных заданий и приемов обучения воспитатель учитывает уровень знаний и речевые навыки ребенка, его интересы и склонности. Особое внимание на занятии он должен уделить детям, которые не овладели какими-либо программными знаниями или у которых плохо развита речь. Большого внимания заслуживают дети, имеющие особенности в речевом развитии — молчаливые, необщительные, несдержанные, болтливые.
 8
. Правильная организация занятия. Занятия по по речи могут проходить в разных условиях. Чаще всего их проводят в групповой комнате, при этом дети занимают свои привычные места за столами. Занятие (или часть его) может также проходить в зале, где дети посмотрят спектакль или фильм, прослушают радиопередачу, поиграют в подвижные игры.

                 В теплое время года занятия организуют на участке.
На занятиях по родному языку, так же как и на других занятиях, должны быть соблюдены все гигиенические условия: достаточная освещенность, источник света слева и сзади от сидящих, чистый воздух, мебель по росту. Места за столом должны быть закреплены за детьми. Основное требование к размещению детей: каждый должен сидеть лицом к воспитателю в правильнойпозе.
                Педагог занимает правильную позу сидящего человека, располагает на своем столе наглядные пособия так, чтобы они хорошо были видны детям. Продумывает, где будет находиться отвечающий ребенок, контролирует правильность его позы.
Вся обстановка занятия должна соответствовать эстетическим требованиям (внешний вид помещения, пособий и т. д.).

 9. Еще одно из требований -  это необходимость закрепления пройденного материала на других занятиях или в другой деятельности.           

                Обучение родному языку протекает и на других занятиях (по формированию элементарных математических представлений, музыкальных, по изобразительной деятельности, физкультурном и др.), что объясняется спецификой самой языковой деятельности, которая пронизывает и организует любую деятельность ребенка. Нужно учитывать, что при этом в первую очередь реализуется основная программа (научить считать, слушать музыку, лепить), однако и формирование речевых умений следует проводить целенаправленно и организованно. Кроме того, имеется целый ряд речевых задач, которые нужно включать в такие занятия на равных правах с основными задачами. К ним относятся обогащение и активизация словаря. Так, на занятиях по изобразительной деятельности дети  должны усвоить слова узор, кайма, линия, дуга, мазок, закрашивать, сгибать и др., активно пользоваться прилагательными, обозначающими цвет и оттенки цвета.

              На занятиях по формированию элементарно математических представлений так же решаются  речевые задачи: обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по математике в детском саду. Условное деление словаря на активный и пассивный,  дает возможность последовательно вести занятия от понимания смысла (значения) слов , к точному и осмысленному употреблению в речи.  

             В работе по развитию  речи имеют большое значение  использование   речевых  пятиминуток  Речевые пятиминутки – комплекс специально подобранных  игр и  упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи. Это упражнения  по развитию мелкой и общей моторики, упражнения на дыхание, упражнения на развитие эмоций, артикуляционная гимнастика

             Основным  видом деятельности детей дошкольного возраста является  игра.  Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Каждый вид игр имеет особое значение.

- дидактические игры,

- подвижные игры,

- театрализованные игры,

- сюжетно – ролевые игры.

             Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определенную группу словаря: «профессиональный» язык воспитателя, врача, моряка, домашней хозяйки. Участие в игре педагога способствует обогащению словаря детей, а также воспитанию культуры речевого общения.
           Строительные игры пополняют и активизируют словарь детей за счет наиболее трудных для дошкольников слов: обозначений качества, величины, пространственного расположения предметов (крупный, тяжелый, длинный, внизу, внутри, сзади и др.), терминов (арка, перекрытие  и т. д.).

               Подвижные и  музыкальные игры с текстом, игры-драматизации формируют выразительность детской речи, вырабатывают правильный темп и дыхание, дикцию.  В процессе многих игр дети знакомятся с художественными текстами, вскоре запоминают их и в дальнейшем используют самостоятельно.

               Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков (построить фразу, изменить слово, составить рассказ и т. д.). Данные игры можно использовать как на занятии, так и совместной.

- Например,

Игра «Без чего?». Задача этой игры определить и назвать  недостающую часть  предмета, речевая задача - закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Мебель». Воспитатель предлагает починить мебель (картинки). В данной игре можно закреплять графо-моторные  навыки т.е. обвести по точкам недостающие части предмета.

 Игра «Волшебный клубочек»

Цель игры: подобрать слова определяющие свойства и качества предмета. На стол ставится предмет, детям дается клубочек ниток. Ребенок называет, какой предмет и передает клубочек следующему.

Математическая игра« Я начну, а ты продолжи».

Цель игры: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.

У цапли ноги длинные, а у утки……

Арбуз большой, а яблоко….

Шарф узкий, а плед…..

Грузовая машина высокая, а гоночная…..

Если стол выше стула, то стул……

Если правая рука справа, то левая….

Если сестра старше брата, то брат….

Математическая игра  «Сосчитай-ка» - речевая задача игры – это согласование числительного с существительным.

Дети не просто считают 1.2.3. а  учатся согласовывать числительное с существительным(1 стол, 2 стола, 3 стола, 4 стола, 5 столов) – четко проговаривают окончание существительных

Игра  «Собери пейзаж»
Цель игры:  закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.            

              Бытовая деятельность детей при правильном руководстве ею воспитателем также является средством развития речи. Преимущества этого средства — естественность обстановки, при которой многие дети легче вступают в разговор, сочетание содержания речи с реальными отношениями, которые складываются в жизни, у воспитателя достаточно времени, что позволяет поговорить со многими, детьми, разнообразить тематику этих разговоров. Во время бытовой деятельности (питание, одевание, туалет, гимнастика, прогулки, приготовление ко сну) чрезвычайно обогащается словарь детей, формируются навыки разговорной речи, педагог широко использует художественные произведения, стихи,  народные пословицы, поговорки, потешки, заклички. чистоговорки, скороговорки.

               Например, на прогулке,  наблюдая за снегом,  можно  прочитать стихотворение, отгадать загадку, использовать словесную игру «Подбери слово» (снег какой?...белый, холодный. легкий..) или  игру «Подбери родственные слова» к слову снег (снежинка, снегурочка, снеговик, снегирь, подснежник…)

- В трудовой деятельности вспомнить пословицы и поговорки о труде

«Кто много лежит, у того и бок болит», «Крутится, как белка в колесе», «Под лежачий камень вода не течет»…

- Во время приема пищи прочитать потешку:

                                             « А у нас есть ложки,

                                               Волшебные немножко.

                                               Вот – тарелка, вот – еда,

                                               Не осталось и следа».

- При умывании  повторить потешку «Ай качи, качи, качи не боимся мы воды..»

- Организуя игру проговорить   чистоговорку « Ра- ра -ра начинается игра»

              Необходимым условием   речевого развития ребенка     является  организация предметно развивающей среды группы.  Начиная с младшего возраста выделять отдельную зону с играми и материалами по развитию речи. Сюда могут помещаться наборы игрушек и предметных картинок для уточнения произношения и звукоподражания,  распевок, сюжетные картинки по – изучаемым темам, игры на развитие правильного дыхания, дидактические игры типа «Лото», «Парные картинки», «Разрезные картинки». Игры на формирование грамматического строя речи

(на различение форм ед. и мн. числа)
Необходимо помнить о том, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики руки, поэтому в группе должно быть много игрушек, изготовленных вами пособий, которые развивают руку ребенка. Конуры предметов можно вырезать из разной бумаги, тканей, меха, наждачной бумаги, нарисовать рисунок и смять его в комочек, для того, чтоб дети разворачивали его. Развитию речи помогает театральная деятельность. Для этого в группе есть отдельно оформленное, загадочное место театра. Маленькие ширмы, коврограф, плоскостной театр, кукольный, на палочках и т.д. Костюмы, маски, шапочки для разыгрывания сказок очень нравятся детям. Выделяется отдельное место для красивых книг со знакомыми сюжетами для рассматривания. Развивающая среда для детей  средней группы  должна сохранять некоторые  черты младшей группы и в то же время иметь свою изюминку. Появляются символы и фотографии, с помощью которых дети выполняют определенные задания. Это множество разных схем и алгоритмов, моделей, продолжается накопление словаря и все игрушки и картины должны соответствовать реальным предметам, чтобы избежать искаженного восприятия действительности.
Центр развития мелкой моторики пополняется разными мозаиками, шнуровками, для развития дыхания появляются свистки, дудочки, воздушные шары, мыльные пузыри, перышки и сухие лепестки. Оформляется картотека чистоговорок, потешек, скороговорок и большое количество настольно-печатных дидактических игр.
Со средней группы начинается работа по знакомству детей со звучащим словом, выделением определенных звуков в словах. Поэтому в группе появляются звуковые, часы и наборы картинок на определённый звук. В этом возрасте мы побуждаем детей употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов из которых они сделаны и т.д. Здесь нам на помощь приходят схемы для составления описательных рассказов по игрушке, предмету, картинке. В группе необходимо отвести определенное место для сменяющихся картин, репродукций художников и т.д. Книжный уголок пополняется детскими журналами, появляется энциклопедия.

           Вывод:  Итак, в распоряжении воспитателя имеется много средств развития речи у детей. Добиться хороших результатов можно лишь при условии применения этих средств и в совокупности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-занятия по развитию связной речи детей средней группы «Лесные обитатели»

В данном занятии дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. Закрепляют знания об обитателях леса и их жилищах....

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...

Развитие речи детей средней группы.

       Речь - чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти  время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы ...

Развитие речи детей средней группы.

       Речь - чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти  время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы ...

Связная речь детей средней группы

Речь - чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти  время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно...

Связная речь детей средней группы

Речь - чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти  время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно...

Интегрированное занятие по развитию речи детей средней группы на тему: «Человек и его тело» (конспект)

Цель занятия:уточнить, расширить представление о своем теле. Познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека. Выявить и назвать части тела. Дать детям общее представление о здоровье...