Связная речь детей средней группы
консультация по развитию речи (средняя группа) по теме

Попова Павлина  Григорьевна

Речь - чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти  время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.

 Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребёнка.

Владение разнообразными навыками связной речи позволяют ребёнку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми.

 Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими  педагогами (К.Д.Ушинский,  Е.И.Тихеева,

 Е.А.Флёрина,  А.М.Леушина,  А.М.Бородич и др.), психологами (С.Л. Рубинштейн,  Л.С.Выготский,  А.А.Леонтьев Д.Б.Эльконин и др.) и логопедами (А.В.Ястребова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, В.К.Воробьёва и др.).

Связная речь представляет собой  наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развёрнутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе (М.М.Алексеева, В.И.Яшина).

 Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка  и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым  условием  развития связной речи, и в то же  время развитие связной речи способствует научению ребёнка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.

 Многие имеют ошибочное мнение о том, что связная речь начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, но это не так.

  У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

     

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_m.o_vosp_srednikh_grupp._gr.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

   

                     

            Связная речь детей средней группы.

                          (Материал  к районному  методическому

                                  объединению воспитателей).

                                                                                                       

                                                                                                                 

                                                                            Подготовила    учитель – логопед

                                                                                           МДОУ  «Детский сад №19

                                                                                       п. Разумное  Белгородский  район

                                                                                             Белгородская   область».

                                                                                                       Попова  П.Г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                           

               Связная речь детей средней группы.

         Речь - чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти  время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.

 Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребёнка.

Владение разнообразными навыками связной речи позволяют ребёнку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми.

 Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими  педагогами (К.Д.Ушинский,  Е.И.Тихеева,

 Е.А.Флёрина,  А.М.Леушина,  А.М.Бородич и др.), психологами (С.Л. Рубинштейн,  Л.С.Выготский,  А.А.Леонтьев Д.Б.Эльконин и др.) и логопедами (А.В.Ястребова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, В.К.Воробьёва и др.).

 Связная речь, подчеркивал Ф.А.Сохин, обнаруживает все достижения ребёнка в овладении родным языком в освоении его  звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

 Связная речь представляет собой  наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развёрнутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе (М.М.Алексеева, В.И.Яшина).

 Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка  и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым  условием  развития связной речи, и в то же  время развитие связной речи способствует научению ребёнка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.

 Многие имеют ошибочное мнение о том, что связная речь начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, но это не так.

  У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

          На первом году жизни, в процессе непосредственного  эмоционального общения с взрослым, закладываются  основы будущей связной речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь ребёнка.

 К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.

          На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.

 Особое значение имеет возраст 4года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей  идет становление качественной стороны речи. Появляется контроль за собственной речью и критическое отношение к речи окружающих. К этому времени владение разнообразными навыками связной речи  позволяет ребёнку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, появляется возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а так же получить необходимую информацию.

 Вот почему со среднего  возраста ставится задача обучение детей связной речи. В средней группе отрабатывается речевое оформление диалогов в ситуациях приветствия, обращения, просьбы, извинения, утешения, благодарности, прощания, приглашения.

 Развитие диалогической речи осуществляется в основном в повседневной жизни в виде своеобразного диалогического тренинга. Прекрасными моментами для проведения подобного тренинга являются традиции группы (приветствие, подведение итогов дня, прощание и др.); экскурсии (обязательным моментом любой экскурсии является отработка речевого этикета и культуры поведения); специальная организация детей для выполнения заданий и поручений (парами, подгруппами). Для пополнения речевого оформления  диалога используются образцы диалогического поведения взрослых, чтение и разыгрывание диалогов из художественных произведений.

  Диалог первая ступень в развитии связной речи,  второй более сложной ступенью является монологическая речь. Однако монолог, как более сложная форма речи, зарождается и совершенствуется в диалоге. В отличии от диалогической речи  формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребенка к построению связных высказываний. Психологические исследования (Д.Б.Эльконина,  А.Р.Лурия и др.) отмечают появления элементов монологической речи лишь к пяти годам. Только с этого времени ребёнок начинает овладевать сложной формой сообщения в виде монолога – рассказа о пережитом и увиденном. Процесс формирования монологической речи трудный и и медленный. Он зависит от созревания различных отделов головного мозга, совершенства психических процессов, развития внутренней речи (краткий план высказывания) и умения развернуть ее в случае необходимости во внешнюю речь. Поэтому становление монологической речи происходит за пределами дошкольного возраста.  Да именно становление  монологической речи происходит за пределами детского сада, а обучающий  компонент мы вносим в дошкольном возрасте.

   Структурными  подразделением монологической речи являются:

описание, повествование и  рассуждение.

   Описание – это констатирующая речь, в которой утверждается наличие или отсутствие  каких - либо признаков предмета.

  Главный компонент описания – наличие объекта речи, который носит предметный характер. Это картины природы, человек, животное, неодушевлённый предмет и т.д.

  Для детей дошкольного возраста описание – сложный тип монолога.  Именно в 4 летнем возрасте мы начинаем обучать ребёнка составлению описательных рассказов об игрушке, т. е. берём то, что близко детям. Но сам процесс обучения идет очень медленно, а причина в том, и это должен знать каждый  воспитатель, что ребёнок в 4 года не может составить полноценное высказывание без наглядной опоры.( и без достаточных знаний об этом объекте). Но увидев  игрушку, т.е. реальный объект описания, ребёнок  заинтересовывается им, и  это провоцирует его на манипуляции с ним. Ребёнок, не понимает зачем описывать то, что и так все видят. Описательный рассказ ребёнка сводится к простому  хаотичному перечислению, т.е. он  называет признаки попадающие в поле его интереса, продолжая манипуляции с предметом. Он отходит от описания и переходит к повествованию.

  Именно в дошкольном возрасте важно проводить работу, готовящую детей к составлению монологов описательного вида в последующем.

  Но так как эта работа начата именно в этом возрасте, воспитателю прежде  чем подвести ребёнка к описанию необходимо и важно:

   1. Работать над словарным запасом речи (формирование словаря осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

  2. Для описания давать ребёнку реальный объект (игрушки, картины, близкие  опыту детей по содержанию. Это серии ’’Домашние животные,’’ ’’Мы играем’’ и другие.)

  3. Переход к работе с детьми без опоры на наглядность.

   Это пересказы знакомых сказок и рассказов. Вводятся простые  виды творческого рассказывания: составления рассказов по аналогии, придумывание конца рассказа.

  Эти виды рассказов ребёнок осваивает только с помощью воспитателя. Воспитатель помогает ребёнку выбрать содержание для рассказа, установить логику, последовательность рассказа, отыскать адекватные речевые формы, обеспечивает мотивацию трудной для ребёнка деятельности.

  Воспитатель использует следующие приёмы

  а) – образец рассказа и его анализ вместе с детьми;

  б) – составление плана рассказа;

  в) – моделирование.

  В результате данной комплексной работы к концу пятого года жизни ребёнок может составлять рассказ из 8-10 предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-занятия по развитию связной речи детей средней группы «Лесные обитатели»

В данном занятии дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. Закрепляют знания об обитателях леса и их жилищах....

Связная речь детей средней группы

Речь - чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти  время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно...

Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"

Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"...

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"...

Перспективный план работ по теме: «Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений»

Перспективный план работ   по теме:   «Формирование связной речи детей средней группы  посредством инсценировки литературных  произведений»...

Проект «Развитие связной речи детей средней группы через дидактические игры»

Развитие  связной речи детей  средней группы через дидактические игры ...

Занятие по развитию связной речи детей средней группы Тема: «Трудное яблоко»

Занятие по развитию связной речи детей средней группы Тема: «Трудное яблоко»Нашла мышь в лесу яблоко. Захотела мышатам гостинец отнести.Попробовала его поднять . Да не смогла. Тяжелое было...