Лексическая тема "Профессии"
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Соколова Наталья Сергеевна

 

Цель:

Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.

Задачи:

1.Понимать значимость профессии в жизни людей.

2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

3. Развитие монологической речи детей (речь-рассуждение; речь- доказательство).

4.Закрепить умения детей выполнять звуко-буквенный анализ слов.

5. Расширить и активизировать словарь по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Профессии».

Предметы: работа, труд, профессия, учитель, врач, строитель, рабочий, сапожник, летчик, водитель, парикмахер, милиционер, пожарный, инженер, нефтяник, газовик, геолог, вахта, вышка, буровая, буровик, качалки, нефть, газ, оленевод, рыболов; воспитатель, учитель, библиотекарь, медсестра, повар, швея, парикмахер, продавец, почтальон, домохозяйка…

Признаки: нужный, полезный, интересный, трудный, нефтяной, газовый, буровой, школьный, медицинский, домашние, рабочие…

Действия: работать, трудиться, создавать, лечить, учить, строить, охранять, спасать, чинить, бурить, добывать, качать, разведывать, искать, охотиться, ловить, разводить; шить, готовить, воспитывать, стричь …

Как называется человек, который : ( нужно назвать профессию)

1. Тренирует людей для занятий спортом

2. Готовит еду

3. Ведет поезд

4. Ведет самолет

5. делает прически и стрижки

6.Убирает двор

7. Встречает людей около поезда, сажает их и проверяет билеты

 Некоторая информация и игры для того, чтобы ребенок лучше ориентировался в данном вопросе ( для детей от 4 лет)

1. Объясните ребенку, кто, что делает на работе, кому и какую пользу приносит, что нужно для работы.

2. Упражнение "Кто что делает?" на подбор действий к существительному.

Врач - лечит, назначает лекарства.

Продавец - ...

Повар - ...

Воспитатель - ...

Учитель - ...

3. Упражнение "Закончи предложение" на употребление винительного падежа имени существительного.

А) Повар варит (что?) суп, компот.

Врач лечит (кого?) ...

Учитель учит (кого?) ...

Б) Повару для работы нужны (что?) кастрюля, сковородка, поварешка.

Врачу для работы нужны (что?) ...

Учителю для работы нужны (что?) ...

Воспитателю для работы нужны (что?) ...

4. Упражнение "Посчитай!" на согласование числительных с существительным.

1 повар, 2 повара, 3 повара, 4 повара, 5 поваров.

1 учитель, 2 учителя, 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 врач, 2 врача, 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 воспитатель, 2 воспитателя, 3 ..., 4 ..., 5 ...

5. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.

Один повар - много поваров.

Один учитель - много учителей.

И так далее.

6. Развитие памяти. Работа над дикцией.

Выучить стихотворение (любое по выбору)

 Продавец, Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

 Есть матрешки расписные,

Есть машинки заводные, Золотые рыбки

 И всем нам - по улыбке.

(В. Степанов)-

 Наш дворец для всех открыт!-

Продавщица говорит. –

Он наполнен чудесами,

Вы на них взгляните сами.

Посмотрите на витрины:

Тут и звери, и машины,

Тут и куклы в платьях модных –

Выбирайте, что угодно!

Вот на выбор сто мячей,

Этот мяч пока ничей.

Желтый, красный, голубой –

Покупай, бери с собой!

(А. Кандрашова)

8. Развитие слухового внимания.

Перед чтением попросите ребенка внимательно послушать стихотворение и запомнить, кто и что покупал в магазине.

 В универмаге встретил я Осла, козу и кошку. Они купили красный мяч. И желтую гармошку. Зайдя в другой, увидел я Осла козу и белку. Они купили красный плащ И белую тарелку. Зашел я в третий, встретил там Опять осла и кошку. Они купили в этот раз. Лишь желтую матрешку. Мне срочно нужен твой совет, Задумайся немножко. Скажи, какой любимый цвет У белки и у кошки. И кто не сделал ни одной. Покупки в магазинах, Поскольку не было, увы, Товаров ярко-синих.(Н. Разговоров)

Для детей 5-7 лет. Профессии

1. Поговорите с ребенком о профессиях врача, учителя, воспитателя, портнихи, парикмахера, повара, продавца, художника, музыканта.

2. Рассказажите ребенку о каждой профессии и помогите запомнить информацию.

3. Упражнение "Кто что делает?" на подбор глаголов к существительным.

Повар - варит, жарит и т. д.

Врач - ...

Учитель - ...

Музыкант - ...

Портниха - ...

Художник - ...

Парикмахер - ...

4. Упражнение "Кому что нужно для работы?" на употребление винительного и дательного падежа существительных.

Повару - поварешка.

Врачу - ...

Художнику - ...

и т.д.

5. Упражнение "Один - много" на употребление родительного падежа мн. числа существительных.

Один врач - много врачей.

Один художник - много художников.

И т. д.

6. Упражнение "Посчитай!" на согласование числительных с существительными.

Один художник, два художника, 3 ..., 4 ..., 5 ...

Один музыкант, два ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

7. Упражнение "Назови женскую профессию" на словообразование.

Повар - повариха.

Художник - ...

Портной - ...

Учитель - ...

Скрипач - ...

Певец - ...

Продавец - ...

Пианист - ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...