Интеллектуальная игра по речевому развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Непосредственно образовательная деятельность построена в форме соревновательной интеллектуальной игры, в ходе  которой закрепляется пройденный материал по теме" Весна".

Совершенствуется навыки сотрудничества и выдержки- умение играть в команде, внося для победы личный вклад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интеллектуальная игра55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка»



Интеллектуальная игра по речевому развитию в подготовительной

к школе группе

 Тема: «Весна»

                                                                                                                                Воспитатель:

                                                                                Голубева Э. В.

                                                                                                     

г.п Малиновский

                                                                       

Вид интеллектуальной игры «Умники и умницы»:

Вид детской деятельности: Познавательное развитие

Фора организации: две команды по 8 детей

Тема: «Весна»

Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Весна».

Задачи:

Образовательная:

  • Совершенствование умений в составлении сложных слов, родственных слов, согласование прилагательных с существительным.

Развивающая:

          Развитие  речевого слуха,творческого воображения.

Воспитательная:

  • Воспитание навыков сотрудничества, активности, ответственности, выдержки.

Приемы и методы:

Словесный - инструкции, краткая беседа, вопросы.

Наглядный – использование раздаточного и демонстрационного материала.

Практический – самостоятельная деятельность детей.

Игровой – воображаемые ситуации, выполнение различных действий с детьми, введение элементов соревнования.  

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и социальное развитие.

Оборудование: буквы, «клетка с птичкой», картинки для заданий, жетоны для подсчета детских ответов, дощечки, ребристая доска для мостика, эмблемы для команд.

Ход интеллектуальной игры

Организационный момент

 Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите игры соревнования и приглашаю вас на очень интересную игру «Умники и умницы».  В соревновательных играх всегда кто- то побеждает, а кто-то проигрывает. Поэтому чтобы не ссориться произнесем с вами клятву сегодняшней игры. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной:

Мы дружные ребята!

Ребята-дошколята.

Клянемся не сердиться и не обижаться,

А будем быстро думать

И честно сражаться!

Клянемся!

Улыбнитесь друг другу и гостям. Сегодня у нас серьезные судьи, они будут оценивать ваши знания и ответы, а затем вручат награды. Представляю вам наших судей.

А сейчас посмотрите на свои значки. И займите место за столами с вашим значком.

Итак, начинаем игру!

1задание:

Воспитатель: Весенний ветерок пошалил и перепутал все буквы в словах. Ваша задача из букв составить слова.

У команды «Солнышко», какое слово получилось?

Дети: март.

Воспитатель : У команды «Подснежник»?

Дети: грачи.

Воспитатель: Оживим буквы, чтобы зазвучали. Садитесь за столы и сделайте звуковой анализ слов.

Сколько всего звуков в слове «грачи»?

Дети: в слове грачи пять звуков.

Воспитатель: Сколько гласных звуков? Поставьте пальчик на второй гласный звук.  Назовите его.

Сколько согласных звуков? Назовите.

Сколько звуков в слове «март»?

Сколько гласных звуков? Назовите.

Сколько согласных? Назовите.

Скажите, к какому времени года относятся слова март, грачи и подснежник, солнышко? Почему?

Дети: эти слова относятся к весне.  Март – весенний месяц. Грачи – весенние птицы и подснежник весенний цветок, солнышко по весеннему теплое.

Воспитатель: Молодцы.  Правильно. Догадались, какая тема нашей игры? «Весна».

2 задание:

Воспитатель: Кто больше придумает слов отвечающих на вопрос:

Команда «Солнышко» отвечает- Весна какая?

Дети: ранняя, теплая, долгожданная, радостная, нарядная, веселая, поздняя, зеленая, запоздалая, слякотная, дружная, чарующая.

Воспитатель: Команда «Подснежник» отвечает-Солнце  какое?

Дети: яркое, теплое, круглое, жаркое, желтое, весеннее, лучистое, доброе, радостное.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас придумайте предложение со словом «весна».

Дети: Наступила радостная весна.  Весна наступила теплая.

Воспитатель: Какое самое красивое предложение? Сколько слов в предложении?

Какое первое слово? Второе? Третье?

Итак, сколько каждая команда набрала очков?

3 задание:

Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, ко мне.

«Прилетела птичка к нам

Хочет с вами поиграть

О предлогах все узнать».

Я буду показывать, что будет делать птичка, а вы называть только предлоги. На кого покажу, тот и отвечает. (Манипуляции с птичкой; села на клетку, в клетку и т.д).

Дети: на, под, около, в, над, к, между, из под, из – за, из.

Воспитатель: Молодцы!

 4 задание:

Воспитатель: Устали стоять. Сядем в кружок, отдохнем, поиграем в слова. Из двух слов надо составить одно слово.

Лед ходит - ледоход

Первые цветы – первоцветы

Рыбу ловит – рыболов

Сам летает – самолет

Лед колет – ледокол

Пешком ходит – пешеход

Сам катится – самокат

Везде ходит – вездеход

Трубы чистит – трубочист

Сам сваливает – самосвал.

5 задание:

Воспитатель: Отдохнули? Хотите со мной на весеннюю полянку?

Вставайте за мной в одну колонку. Представьте, что мы едем на машине….

Мы ехали, ехали, к мостику подъехали

На мостик въехали, мостик переехали,

С мостика съехали, лужицу объехали

К полянке подъехали.

Ребята, оказывается, мы не одни хотели попасть на весеннюю полянку. Посмотрите, гусеничка и бабочка,  тоже хотят на весеннюю полянку, нужно им помочь. Один из команды будет переводить сначала гусеничку, затем бабочку, а вся команда помогать. Гусеничка что будет делать?

(Манипуляции с гусеничкой- переход через мостик)

Дети: ползти. Ползла, вползла, переползла, сползла, обползла, подползла.

Воспитатель: Бабочка что будет делать?

 (Манипуляции с бабочкой)

Дети: лететь. Летела, подлетела, влетела, перелетела, слетела, облетела, подлетела.

Воспитатель: Молодцы!

6 задание:

Воспитатель: Поиграем на полянке.  

Есть слова похожие как родственники схожие, это слова родственные. Сейчас у нас весна, а была зима. Чья команда больше слов забросит в корзинку.

«Солнышко» подбирает родственные слова к слову - весна.

Дети: веснянка, весенний, веснушка, весенняя, весной….

Воспитатель: «Подснежник» к слову - зима

Дети: зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимняя, озимые….

Воспитатель: Теперь к словам: лед.

Дети: ледышка, ледяной, ледянка,

Воспитатель: К слову – снег

Дети: снегурочка, снежный, снеговик, снегирь, снеговой.

Воспитатель: Молодцы! Считаем слова.

7задание:

Воспитатель: Посмотрите, сколько на нашей полянке разных картинок.

Нужно составить пару противоположностей. (длинный- короткий,  худой- толстый и т.п.) Чья команда быстрее составит пары. А жюри проверит, правильно ли вы справились.

8 задание:

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами на полянке играли, речка разлилась. Чтобы перебраться назад нам помогут картинки. Нужно разделить слова на слоги.  Сколько в слове слогов столько должно быть дощечек, по которым будем переходить. Капитаны команд начинают первыми и проверяют своих игроков.

(речка, льдина, ледоход. пароход, сосулька, скворечник, верба, подснежник).

Чья команда лучше справилась?

9задание:

Воспитатель: И последнее задание нашей игры.

У вас на столах картинки. Сначала назовите, что на них изображено. А теперь подумайте и покажите только те картинки, про которые можно сказать весенняя?

Дети: одежда, погода, лужа, трава, рыбалка, песня, птица.

Воспитатель: Про что можно сказать весенний?

Дети: день, вечер, утро, цветок, дождь, ручей.

Воспитатель: Про что можно сказать весеннее?

Дети: утро, время, солнце, настроение.

Воспитатель: Молодцы! Все задания выполнили. Жюри подведет итоги.

Воспитатель предлагает командам оценить работу своих соперников.

Дети: соперники были активными, дружными, оказывали друг другу помощь при выполнении заданий, весёлыми…

 

Литература

1 Киселёва Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3и4. / Под науч. ред. Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой.- Изд.4-е, испр.-М: Баласс,2013.

2 Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Ахимова Ю.А., Белова И.К. «Здравствуй, мир!» Окружающий мир для дошкольников. методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей.- М.:Баласс, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе.Тема "Ранняя весна"

Задачи: Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе, изменений в жизни животных. Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений....

Конспект интеллектуальной игры для детей подготовительной к школе группы «Что? Где? Когда?»(тема "Великая Отечественная Война")

Материал может быть использован на занятиях по гражданско -патриотическому воспитанию старших дошкольников.В материал разработан с помощью ИКТ в соответствии ФГОС ДО....

Конспект итогового интегрированного занятия (НОД) по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Весна»

Развитие у дошкольников умение воспринимать образ весны через разные виды искусства....

Конспект открытого занятия по познавательно – речевому развитию в средней группе тема: «Весна - Красна».

Цель: закрепление знаний детей по теме «Весна». Задачи: Образовательные  Активизировать словарь детей по теме «Весна».  Развивать связанную речь, учить пользоваться предложениями...

Конспект интегрированной ООД по образовательным областям «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) и речевое развитие в подготовительной к школе группе Тема: «Весна»

hy;Конспект интегрированной ООД по образовательным областям «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) и речевое развитие в подготовительной к школе группе Тем...

Конспект НОД по области «Речевое развитие» в разновозрастной группе тема: «Весна»

ЗадачиОбразовательные: Учить называть приметы весны, знать названия весенних месяцев. Расширить словарный запас по теме “Весна”. Речевые: Развивать связную речь. Развивать артикуляцио...

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группеТема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»...