Главные вкладки

    Конспект по развитию речи в старшей группе "Беседа зимушка-зима"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Никитина Любовь Павловна

    Конспект образовательной деятельности для старшей группы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект по развитию речи в старшей группе

    Беседа: "В царстве Зимушки-зимы"

    Цель: Закреплять и уточнять знания детей о зимнем времени года. Развивать речь детей, используя слова и литературные выражения о зиме, зимних явлениях. Сочетать существительные с прилагательными, находить однокоренные слова в стихах, запоминать пословицы, составлять небольшие рассказы о зиме. Воспитывать умение понимать красоту зимней природы в произведениях литературы и искусства.

    1 ч. - Отгадайте загадку:

    -" Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает ?" (Зимой)

    - А сейчас какое время года ? (Зима)

    - Входит "Зима", говорит:

    - Здравствуйте. Я услышала, что Вы обо мне говорите, решила в гости к Вам прийти. Что Вы знаете о зиме, хочу послушать.

    - Ребята, чтобы порадовать нашу гостью, давайте расскажем ей, что мы знаем о зиме. Садись Зимушка-зима, послушай.

    - А мы, ребята, поиграем в игру "Зимние слова".

    - Вспомните, какие Вы знаете слова о зимнем времени года ? Я буду бросать      мяч, а Вы называйте. (снегопад. сосулька, лед, мороз, холод. снежинка, иней, снеговик).

    - Молодцы ребята, я думаю, Зимушка-зима, ты осталась довольна ?

    2 ч. - Ребята, когда Вы слышите слово "Зима", что представляете сразу ? (снег)

    - Отгадайте загадку:

    - "Он все время занят делом.

         Он не может зря идти.

         Он идет и красит белым все что видит на пути." (снег)

    - Ребята, от слова "снег" происходит много других слов, они похожи. Это слова-родственники.

    - Я Вам прочитаю сейчас стихотворение "Снегопад" И. Лопухиной. А Вы мне подскажите слова.

    1. - Тихо-тихо, как во сне падает на землю...(снег).

    2. - С неба все скользят пушинки, серебристые...(снежинки).

    3. - На полянку, на лужок тихо падает...(снежок).

    4. - Вот веселье для ребят, все сильнее...(снегопад).

    5. - Все бегут вперегонки, все хотят играть в ...(снежки).

    6. - Словно в белый пуховик нарядился...(снеговик).

    7. - Рядом снежная фигурка, это девушка...(снегурка)

    8. - На снегу-то посмотри, с красной грудкой...(снегири).

    9. - Словно в сказке, как во сне. землю всю украсил...(снег).

    - Молодцы, и с этим заданием Вы справились.

    - А слово снегопад, ребята, из каких слов состоит ? (снег, падает).

    3 ч. - Ребята. а Вы любите зиму ? Что Вам нравится в зимнем времени года ? (зимой красиво, можно кататься на санках, лепить снеговика).

    - А что Вам не нравится ? (мороз, ветер. холод).

    - Ребята, а какие слова можно сказать о зиме ? Какая она ? (причудливая, белоснежная, холодная или теплая, морозная, вьюжная, красивая...).

    4 ч. - Ребята, зима бывает разная: суровая, холодная, злая, вьюжная, но она же  чудесная, веселая , волнительная.

    - А люди придумали много разных ласковых названий зимы.

    - Я Вам прочитаю стихотворение, а Вы постарайтесь запомнить слова, где автор по-особому называет зиму !

    - "Здравствуй, русская молодка!

        Раскрасавица-душа!

        Белоснежная лебедка!

       Здравствуй, Зимушка-зима!"

    - Какие выражения Вы запомнили ?

    5 ч. - Ребята, издавна поэты, музыканты, композиторы, художники чувствовали настроение зимы и рассказывали по-своему:

    - Поэты - в стихах.

    - композиторы - в музыке.

    - художники - в картинах.

    - Давайте послушаем музыку Чайковского "Январь" и представим себе зиму. Закройте глаза и представьте.( дети слушают музыку в записи)

    - Что представили, какую зиму ?( ответы детей)

    - А теперь давайте отдохнем и прочитаем сами стихотворение и поиграем.

    Физ-минутка. Дети выполняют подражательные движения :

    - "Завертела вьюга, словно карусель.

        Медленно сначала, а потом быстрей.

       Ничего не видно, все белым-бело.

       Понемногу стихло, землю замело."

    6 ч. _ Ребята, о зиме есть много пословиц, примет, поговорок. Давайте их вспомним.

    1. Много снега - много хлеба.

    2. Мороз не велик, да стоять не велит.

    3. Зима не лето - в шубу одета.

    4. Февраль месяц лютый - спрашивает как обутый.

    5. Коли в январе - март, бойся в марте января.

    6. Теплый февраль - принесет весну с заморозками.

    7. Сильно блестят звезды зимой - к морозу.

    8. Птица хохлится - к непогоде.

    - А давайте вспомним скороговорку:

    - "Купили нашей Вареньке варежки да валенки".

    - А теперь поиграем в игру "Назови лишнее слово".

    - Декабрь, январь, февраль (сентябрь)

    - Воробей, синица, ворона, снегирь (ласточка)

    - Шуба, шапка, валенки (платье).

    - Санки, лыжи , коньки (велосипед).

    - Зима, снег, сугробы, лед (цветы)

    Физ-минутка

    - "На полянку, на лужок тихо падает снежок,

     кружатся пушинки - белые снежинки".( дети выполняют подражательные        движения).

    7 ч. - Ребята, а вы хотите очутиться в зимнем лесу и встретиться с волшебницей-зимой ? Только надо одеться. в лесу холодно( имитируем одевание). Я произнесу волшебные слова: - "По щучьему велению..."

    Откройте глаза, мы с вами в лесу. Подойдите сюда. Рассматривают картину   «Зима в лесу»

    - Как красиво в лесу. Что вы слышите ? Чем пахнет в лесу ? А какой зимний лес ? Что можно о нём рассказать?

    - Давайте составим рассказ о зиме, я начну, а вы продолжите ( рассказ 2-3 х   детей).

    - А теперь нам пора возвращаться домой

    - "На одной ножке покружились и в саду все очутились."

    8 ч. - Мы сегодня с Вами говорили о зиме. Давайте нашей "Зимушке" подарим рукавички, а на них нарисуем снежинку. Рисование «Украсим рукавичку».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима".

    Комплекс игр, направлен на развитие речи у детей дошкольников....

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Зимушка - зима"

    Конспект содержит игры и упражнения, направленные на развитие речи по теме "Зима"....

    конспект по развитию речи в младшей группе "Зимушка-зима"

    Конспектнепрерывной  образовательной совместной деятельностив соответствии с ФГОС ДОпо образовательной деятельности «Речевое развитие»в младшей группе компенсирующей направленностина ...

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе: «Зимушка-зима"

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Зимушка-зима"...

    Конспект по развитию речи для старшей группы "Зимушка-зима"

    Открытое занятие по развитию речи "Зимушка-зима"...