Конспект по развитию речи в старшей группе "Беседа зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Никитина Любовь Павловна

Конспект образовательной деятельности для старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в старшей группе

Беседа: "В царстве Зимушки-зимы"

Цель: Закреплять и уточнять знания детей о зимнем времени года. Развивать речь детей, используя слова и литературные выражения о зиме, зимних явлениях. Сочетать существительные с прилагательными, находить однокоренные слова в стихах, запоминать пословицы, составлять небольшие рассказы о зиме. Воспитывать умение понимать красоту зимней природы в произведениях литературы и искусства.

1 ч. - Отгадайте загадку:

-" Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает ?" (Зимой)

- А сейчас какое время года ? (Зима)

- Входит "Зима", говорит:

- Здравствуйте. Я услышала, что Вы обо мне говорите, решила в гости к Вам прийти. Что Вы знаете о зиме, хочу послушать.

- Ребята, чтобы порадовать нашу гостью, давайте расскажем ей, что мы знаем о зиме. Садись Зимушка-зима, послушай.

- А мы, ребята, поиграем в игру "Зимние слова".

- Вспомните, какие Вы знаете слова о зимнем времени года ? Я буду бросать      мяч, а Вы называйте. (снегопад. сосулька, лед, мороз, холод. снежинка, иней, снеговик).

- Молодцы ребята, я думаю, Зимушка-зима, ты осталась довольна ?

2 ч. - Ребята, когда Вы слышите слово "Зима", что представляете сразу ? (снег)

- Отгадайте загадку:

- "Он все время занят делом.

     Он не может зря идти.

     Он идет и красит белым все что видит на пути." (снег)

- Ребята, от слова "снег" происходит много других слов, они похожи. Это слова-родственники.

- Я Вам прочитаю сейчас стихотворение "Снегопад" И. Лопухиной. А Вы мне подскажите слова.

1. - Тихо-тихо, как во сне падает на землю...(снег).

2. - С неба все скользят пушинки, серебристые...(снежинки).

3. - На полянку, на лужок тихо падает...(снежок).

4. - Вот веселье для ребят, все сильнее...(снегопад).

5. - Все бегут вперегонки, все хотят играть в ...(снежки).

6. - Словно в белый пуховик нарядился...(снеговик).

7. - Рядом снежная фигурка, это девушка...(снегурка)

8. - На снегу-то посмотри, с красной грудкой...(снегири).

9. - Словно в сказке, как во сне. землю всю украсил...(снег).

- Молодцы, и с этим заданием Вы справились.

- А слово снегопад, ребята, из каких слов состоит ? (снег, падает).

3 ч. - Ребята. а Вы любите зиму ? Что Вам нравится в зимнем времени года ? (зимой красиво, можно кататься на санках, лепить снеговика).

- А что Вам не нравится ? (мороз, ветер. холод).

- Ребята, а какие слова можно сказать о зиме ? Какая она ? (причудливая, белоснежная, холодная или теплая, морозная, вьюжная, красивая...).

4 ч. - Ребята, зима бывает разная: суровая, холодная, злая, вьюжная, но она же  чудесная, веселая , волнительная.

- А люди придумали много разных ласковых названий зимы.

- Я Вам прочитаю стихотворение, а Вы постарайтесь запомнить слова, где автор по-особому называет зиму !

- "Здравствуй, русская молодка!

    Раскрасавица-душа!

    Белоснежная лебедка!

   Здравствуй, Зимушка-зима!"

- Какие выражения Вы запомнили ?

5 ч. - Ребята, издавна поэты, музыканты, композиторы, художники чувствовали настроение зимы и рассказывали по-своему:

- Поэты - в стихах.

- композиторы - в музыке.

- художники - в картинах.

- Давайте послушаем музыку Чайковского "Январь" и представим себе зиму. Закройте глаза и представьте.( дети слушают музыку в записи)

- Что представили, какую зиму ?( ответы детей)

- А теперь давайте отдохнем и прочитаем сами стихотворение и поиграем.

Физ-минутка. Дети выполняют подражательные движения :

- "Завертела вьюга, словно карусель.

    Медленно сначала, а потом быстрей.

   Ничего не видно, все белым-бело.

   Понемногу стихло, землю замело."

6 ч. _ Ребята, о зиме есть много пословиц, примет, поговорок. Давайте их вспомним.

1. Много снега - много хлеба.

2. Мороз не велик, да стоять не велит.

3. Зима не лето - в шубу одета.

4. Февраль месяц лютый - спрашивает как обутый.

5. Коли в январе - март, бойся в марте января.

6. Теплый февраль - принесет весну с заморозками.

7. Сильно блестят звезды зимой - к морозу.

8. Птица хохлится - к непогоде.

- А давайте вспомним скороговорку:

- "Купили нашей Вареньке варежки да валенки".

- А теперь поиграем в игру "Назови лишнее слово".

- Декабрь, январь, февраль (сентябрь)

- Воробей, синица, ворона, снегирь (ласточка)

- Шуба, шапка, валенки (платье).

- Санки, лыжи , коньки (велосипед).

- Зима, снег, сугробы, лед (цветы)

Физ-минутка

- "На полянку, на лужок тихо падает снежок,

 кружатся пушинки - белые снежинки".( дети выполняют подражательные        движения).

7 ч. - Ребята, а вы хотите очутиться в зимнем лесу и встретиться с волшебницей-зимой ? Только надо одеться. в лесу холодно( имитируем одевание). Я произнесу волшебные слова: - "По щучьему велению..."

Откройте глаза, мы с вами в лесу. Подойдите сюда. Рассматривают картину   «Зима в лесу»

- Как красиво в лесу. Что вы слышите ? Чем пахнет в лесу ? А какой зимний лес ? Что можно о нём рассказать?

- Давайте составим рассказ о зиме, я начну, а вы продолжите ( рассказ 2-3 х   детей).

- А теперь нам пора возвращаться домой

- "На одной ножке покружились и в саду все очутились."

8 ч. - Мы сегодня с Вами говорили о зиме. Давайте нашей "Зимушке" подарим рукавички, а на них нарисуем снежинку. Рисование «Украсим рукавичку».