Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Аитова Мяруфя Мяруфовна

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Зима». Проводя с детьми данное занятие, мы продолжаем знакомить детей с окружающим миром, учим детей видеть основные признаки зимы, формируем умение составлять рассказ, происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе                         «Зимушка-зима».

ЦельРазвитие связной речи детей.

Задачи:

1. Речевое развитие: закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением; активизировать словарь по данной теме; учить подбирать определения к заданным словам (активизация прилагательных); обогащение словаря (вьюга, запорошила); совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные в нужном падеже с прилагательными и глаголами.

2. Познавательное развитие: систематизировать представления детей о зиме, как времени года; способствовать развитию логического мышления, памяти.

3. Социально-коммуникативное развитиеразвивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общения.

Предварительная работа: Наблюдения неживой и живой природы во время прогулок; чтение рассказов о зиме; заучивание стихотворений, загадывание загадок; беседа о сезонных изменениях в зимний период; рассматривание картинного материала, иллюстраций к книгам, репродукций художников с изображением зимней природы.

Ход занятия:

Звучит музыка И. Чайковского. Проектируется слайд с изображением зимнего пейзажа.

В: Одеяло белое

Не руками сделано –

Не ткалось

И не кроилось,

С неба на землю свалилось (снег)

В: Ребята, вы догадались о какой царице говорится в загадке? (Да, здесь говорится о зиме)

В: Что за три белых коня, которые летят? (Это три зимних месяца: декабрь, январь и февраль.)

В: А какой сейчас месяц? (Сейчас месяц декабрь.)

В: Всё верно. Я хочу пригласить вас отправиться в путешествие вместе с зимой. В пути мы узнаем много интересного. Итак, отправляемся. (все начинают двигаться по группе)

Звучит музыка И. Чайковского «Времена года», проектируется слайд «Падающий снег», дети останавливаются.

В: Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратились лужи в стекла,

Стали снежными сады.

Над землёй мороз крепчает,

Наступили холода.

Выпал снег, метель стонает.

Надвигается. (Зима)

В: О чём эта загадка? (Это загадка про снег.)

В: Если мы захотим рассказать о снеге, то какие слова мы можем для этого использовать? Какой он? (Белый, холодный, пушистый, липкий и т. д.)

В: Молодцы! Вот сколько снега зима рассыпала. (воспитатель рассыпает снежинки из ваты)

В: Зима рассказала мне интересное стихотворение, в котором каждая строчка заканчивается словами похожими на слово снег. Я его вам прочитаю, а вы помогите мне.

Дидактическая игра «Добавь слово»

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)

В: Какие слова можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, вьюжная, холодная и т. д.)

В: Зима отправилась дальше и зовёт нас за собой. (дети идут по кругу) Ребята, что случилось? Почему снег начал так кружиться? И что это за шум?

(Звучит запись вьюги)

Д: Это вьюга. Дует сильный ветер и поднимает снег.

В: Нам не пройти дальше. Почему? (Вьюга запорошила все дорожки.)

В: Как вы понимаете слово «запорошила»(Это значит, что дороги засыпало снегом.)

В: У вьюги есть сестра. Как она называется? (Это метель)

В: А чем метель отличается от вьюги? (Вьюга и метель практически не отличаются друг от друга. Метелью называют перенос снега над землей.)

В: Мы попробуем перебраться через высокие сугробы. Поднимайте выше ноги, зима уже ждёт нас на краю леса. (дети идут, высоко поднимая ноги)

(Звучит аудиозапись «Скрип снега»)

В: Что случилось с лесом? Ведь совсем недавно он был таким ярким, золотым. (Деревья зимой отдыхают, с них опадает вся листва. Только ели и сосны стоят зелёными весь год.)

В: Ой, кто это пробежал такой беленький? (демонстрируется слайд «Заяц»)

Д: Это заяц пробежал. Он зимой меняет окрас шерсти с серого на белый.

В: А кого мы ещё можем встретить в зимнем лесу? (Зимой в лесу можно встретить белку. Она тоже поменяла окрас шерсти с рыжего на серый, чтобы быть менее заметной на фоне деревьев и для хищников- лисы и волка. У всех животных появляется подшёрсток, чтобы им было теплее. А вот медведя и ежа мы в лесу сейчас не встретим, потому что всю зиму они спят в своих тёплых жилищах. У медведя это берлога, а у ежа-норка.)

В: Как много вы знаете про животных. Но нам пора идти дальше. (дети идут по группе, звучит аудиозапись «Звуки птиц»)

В: Вы слышите? Неужели не все птицы улетели на юг? (Нет. Улетели только перелётные птицы, а зимующие и кочующие остались.)

В: В лесу мы всё осмотрели, зима спешит к людям в города и сёла. Поспешим и мы за ней. Только осторожно, ветки деревьев опустились низко под тяжестью снега. Наклоняйтесь ниже). (дети идут дальше, наклоняясь)

(Звучит аудиозапись «Шум города», демонстрируется слайд «Улицы города зимой»)

В: Вот мы и вернулись домой. Сколько снега насыпало, даже поиграть не во что. А может вы, ребята, знаете забавы зимние? (Зимой можно кататься с горки, на коньках, на санках, на лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.)

В: Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик. (демонстрируется слайд с изображением снеговика)

Упражнение "Закончи предложение"

Мы решили слепить. (снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему. (снеговику).

Мы показали соседям нашего. (снеговика).

Мы играли с нашим. (снеговиком).

Мы рассказали бабушке о. (снеговике).

В: А ещё я знаю народную игру-забаву. И предлагаю вам её разучить.

Русская народная подвижная игра«Золотые ворота»Описание игры: два игрока встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это «Ворота». Остальные игроки берутся друг за друга так, чтобы получилась цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас.

С этими словами руки опускаются, «Ворота захлопываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удается поймать всех игроков.

В: Вы очень хорошо справились с заданием. Но, к сожалению, зима спешит. Давайте не будем её задерживать, ведь у неё ещё много дел. А на память мы нарисуем картины о ней, о зиме. (детям раздаются карандаши и листы бумаги)

Итог занятия.

В: Расскажите, какую зиму вы нарисовали(Рассказы детей по своим рисункам.)

В: Ваши рисунки очень красивые. Мы сделаем из них выставку, и покажем ваши работы родителям