Пересказ ненецкой сказки "Кукушка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kukushka.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №85
Красногвардейского района
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе на тему по развитию речи:
«Пересказ ненецкой сказки Кукушка»
Составила воспитатель
высшей категории
Величко Р. И.
2015 год
Тема: Пересказ ненецкой сказки «Кукушка»
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, находить в них подтексты и узнавать новое, ранее неизвестное.
Обучающие задачи: расширять знания детей о народах Севера, об их нравах и обычаях.
Развивающие задачи: развивать внимание, связную речь, мышление, познавательную активность.
Воспитательные задачи: воспитывать положительные нравственные чувства: доброты, дружбы, заботы, сочувствия, желания помочь, утешить.
Предварительная работа: просматривание презентации «Условия жизни людей на крайнем Севере».
Оборудование: использование интернет-технологий – видео о птице кукушке, о народности ненцы.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I. Слайд кукушка и загадка.
Глаз чужих я не люблю,
За собой всегда слежу,
Скрытно очень я живу,
Детками не дорожу,
Если яйца я снесу,
В дом чужой их отнесу,
Тут же быстро улечу.
О ком идет речь?
Читаю текст ненецкой сказки «Кукушка» (прилагается).
Дети, как можно озаглавить прочитанный текст? (дети предлагают).
Это – ненецкая сказка «Кукушка».
Все ли вам понятно в этой сказке?
- Что вы знаете о ненцах?
- Где живет этот народ?
- Как называется их жилище?
- Какую одежду они носят?
- Чем они занимаются и их одежда (чум, пимы, малица, наперсток).
А теперь давайте попробуем пересказать эту сказку:
- Каждый человек по очереди по предложению
- Попробовать от первого лица (мы жили в чуме..)
После пересказа ответы на вопросы:
- Почему женщина заболела?
- Как дети заботились о больной матери?
- Почему мать превратилась в кукушку?
Игра: «Угадай сколько?»
Читаю предложение – дети называют из скольки слов состоит предложение.
II. Даются картинки по сказке – дети составляют свое предложение.
Мы знаем любое предложение состоит из слов, а из чего состоит слово (слоги).
Игра: «Хлопни в ладоши» (сколько слогов, столько и хлопков).
Мать превратилась в кукушку, а как будут называться ее дети?
Кукушка – кукушонок (ед.ч.) – кукушата (мн.ч.)
Сова – совенок – совята
Журавль – журавленок – журавлята
Снегирь – снегиренок – снегирята
Прочитав сказку «Кукушка» и загадку о кукушке, что вы можете о ней сказать, какая она? (хитрая, вредная).
Краткий пересказ (три предложения) сказки.
Скажите, кого вам жаль в этой сказке?
Как вы думаете, справедливо наказаны дети?
Игра: «Цветы слова» (слова – антонимы)
Кукушка | Грусть | Лицо мамы | Радость |
Зло | Добро | ||
Грубость | Нежность | ||
Слезы | Улыбка | ||
Ненависть | Любовь |
Вокруг каждого листа выкладываются цветы слова и в конце открываются портреты.
А теперь мне хочется спросить у вас, чему вас научила сказка? Скажите, могли бы вы рассказать эту сказку от первого лица? Если да, то расскажите. Если нет, то объясните почему? (не все согласятся оказаться в роли неблагодарных детей).
Вывод: в жизни бывает по-разному. Среди хороших поступков могут быть и плохие, но мы с вами должны иногда и в плохом пытаться находить что-то хорошее. Оно всегда есть, пусть даже мало. В защиту кукушки мы можем сказать, что прежде чем подложить свои яйца в чужое гнездо, она смотрит, чтобы они не отличались от лежащих уже в гнезде яиц. И потом издали она наблюдает за судьбой своих яиц. А еще она поедает волосяных гусениц, от которых могли бы погибать деревья. Другие птицы их не трогают, так как боятся. Поэтому о кукушке сегодня в ее защиту можно сказать, что она заботливая и трудолюбивая.