Кружок "Пр дороге к азбуке"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему

В программе кружка представлено описание системы работы по учебному пособию для детей 4 – 5 лет «По дороге к Азбуке», которое входит в комплект пособий, обеспечивающих дошкольную подготовку в рамках образовательной программы «Школа 2100».  Методическим обеспечением является пособие: Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке».Методические рекомендации/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.

Основной целью кружка  является всестороннее развитие  личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_doroge_k_azbuke_sr.gr_.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В программе кружка представлено описание системы работы по учебному пособию для детей 4 – 5 лет «По дороге к Азбуке», которое входит в комплект пособий, обеспечивающих дошкольную подготовку в рамках образовательной программы «Школа 2100».  Методическим обеспечением является пособие: Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке».Методические рекомендации/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.

Основной целью кружка  является всестороннее развитие  личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи обучения:

  1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
  2. Развитие наглядно – образного и формирование словесно – логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.
  3. Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
  4. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
  5. Развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
  6. Развитие умений общения со сверстниками, со взрослыми, умения видеть мир глазами другого человека.
  7. Развитие умений говорения и слушания.
  8. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
  9. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
  10. Развитие умений оперировать единицами языка: словом, словосочетанием, предложением.
  11. Развитие звуковой культуры речи.
  12. Расширение представлений об окружающем мире, явления действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

Целевые ориентиры:

• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством

общения с другими детьми.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Формы работы с детьми соответствуют возрасту - это игры, беседы, чтение художественной литературы, развлечения,  показ мультфильмов, презентаций.

Программа предполагает как групповую, так и индивидуальную деятельность детей. Рассчитан на один год обучения (среднюю группу). Кружковая работа проводится один раз в неделю – четверг, во второй половине дня не более 20 минут.

Содержание работы кружка.

  1. Лексическая работа:
  • Наблюдение над лексическим значением слова – названий предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значение в речи;
  • Обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед («Дом», «Семья», «Осень» и др.)
  • Развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;
  • Создание условий для употребления новых слов в собственной речи.
  1. Развитие грамматического строя речи:
  • Наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражняя в словообразовании по образцу;
  • Наблюдения над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;
  • Формирования навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
  • Практическое знакомство со словосочетанием и предложением;
  • Знакомство с предлогами; развития умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов;
  1. Развитие связной устной речи:
  • Обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
  • Обучению составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
  • Обучение подробному пересказу текста;
  • Обучению составлению устной загадки – описания, рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок. По опорным словам.
  1. Развитие простых форм звукового анализа:
  • Знакомство со звуками; гласные и согласные звуки.

Тематическое планирование.

№ занятия

Тема занятия

Виды работы по развитию связной речи

Количество часов

34 занятия

1

Знакомство с нашими героями.

1

2

Игрушки. Звуки

1

3

Части тела. Звук А

1

4

Части тела. Звук А

1

5

Осень. Звук О

Составление рассказа по сюжетной картине

1

6

Осень. Звук О

1

7

Овощи. Звук У

1

8

Овощи. Звук У

1

9

Фрукты. Звук Ы

Составление рассказа по серии картинок

1

10

Фрукты. Звук Ы

1

11

Овощи – фрукты. Звук И

1

12

        Геометрические фигуры. Звук И

1

13

Загадки – описание.

Составление рассказа – описания по схеме

1

14

Дом. Звук Э

1

15

Мебель. Звук Э

1

16

Мебель. Гласные звуки

Составление рассказа – описания

1

17

Электрические приборы. Гласные звуки

Составление рассказа по серии картинок

1

18

Электрические приборы. Гласные звуки

1

19

Семья. Согласные звуки

1

20

Семья. Звук М

Обучение пересказу

1

21

Посуда. Звук М*

1

22

Посуда. Звуки М и М*

Обучение пересказу

1

23

Рабочие инструменты. Звук К

1

24

Головные уборы. Звук К*

1

25

Головные уборы. Звуки К и К*

1

26

Одежда. Звук П

1

27

Одежда. Звук П*

Обучение пересказу

1

28

Обувь. Звуки П и П*

 Обучение пересказу

1

29

Обувь. Звук Н

1

30

Зима. Звук Н*

Составление рассказа по сюжетной картинке

1

31

Звери. Звук Л

Обучение пересказу

1

32

Звери. Звук Л*

Составление рассказа - описания

1

33

Насекомые.

Обучение пересказу или составление рассказа по сюжетной картине

1

34

Лето.

Составление рассказа по сюжетной картине

1

Оценка индивидуального развития ребенка.

Оценка индивидуального развития ребенка поможет получить представление о возможностях ребенка, посещающего кружок, и в соответствии с полученными данными в дальнейшем выстраивать индивидуальный маршрут развития дошкольника.

Оценка проводится два раза в год: в начале учебного года (15 -19 сентября 2014) и после окончания курса кружка  (18 – 22 мая 2015).

Мониторинг образовательного процесса проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту.

Карта индивидуального развития ребенка.

ФИ ребенка.                                              Дата рождения

Группа                                                        Воспитатель

Психологическое  развитие

Начало года

Конец года

Внимание (устойчивое, неустойчивое, рассеянное)

Работоспособность (стабильная, нестабильная, отмечается быстрая утомляемость, повышенная утомляемость)

Познавательное развитие

Определяет последовательность действий

Умеет складывать разрезные картинки

Умеет выявлять логические несоответствия

Находит 2 – 3 отличия

Умеет выделить лишнее

Разъясняет значение слов

Счет в пределах …

Соотносит число с количеством

Речевое развитие

Темп речи (равномерный, ускоренный, замедленный, неравномерный)

Интонация (речь эмоциональная, недостаточно интонированная, монотонная)

Звукопроизношение (речь чистая, нарушено произношение отдельных звуков, речь неразборчивая)

Фонематический слух (норма, снижен)

Многосложные слова (искажает, не искажает)

Словарь (обширный, соответствует норме, ограниченный, крайне ограниченный)

Словообразование и словоизменение (успешно, допускает отдельные ошибки, затруднительно)

Грамматический строй речи (речь правильная, незначительные аграмматизмы, большое количество аграмматизмов)

Употребление предлогов (правильно, неправильно)

Связная речь  (сформирована, вызывает затруднения, не сформирована)

Документация.

  1. Программа.
  2. Мониторинг.
  3. Журнал посещаемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания и развития «Детский сад 2100»

Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных вид...

Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...

Конспект открытого мероприятия непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Солнышко» на тему: «Весенние приключения по дороге к азбуке»

Представлены виды игровых упражнений по закреплению и формированию звукобуквенного анализа слов, развитию связной речи, профилактике оптической дисграфии. Для детей подготовительной группы с ТНР....

Детско-родительский проект «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»

Детско-родительский проект «По дороге к АЗБУКЕ» нацелен на решение задач по предупреждению дисграфии и дислексии, открывает ребенку путь в первоначальное обучение грамоте. В проекте представлены матер...

Конспект открытого занятия «По дороге к Азбуке» Комплексная программа «Школа 2100» Занятие № 45 (старшая группа) Тема: Звук [С\']

За основу взят конспект из методички "По дороге к Азбуке", но я добавила свои разработки, игры, задания....

кружок по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ...