Творческое рассказывание.
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Андреичева Марина Дмитриевна

Творческое рассказывание - это придуманные рассказы, представляющие собой некий результат детской фантазии, требующие от ребёнка развитого воображения, образного мышления, самостоятельного и в известной степени своеобразного моделирования сюжета и композиционного построения текста, придумывания интересных, захватывающих деталей, опирающихся не на конкретное восприятие сейчас или в прошлом, а на творчески переработанный предшествующий опыт и знания в целом, на способность к созданию своеобразных, порой причудливых комбинаций и сочетаний событий, явлений, обстоятельств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_tvorcheskoe_rasskazyvanie.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое рассказывание.

Творческое рассказывание - это придуманные рассказы, представляющие собой некий результат детской фантазии, требующие от ребёнка развитого воображения, образного мышления, самостоятельного и в известной степени своеобразного моделирования сюжета и композиционного построения текста, придумывания интересных, захватывающих деталей, опирающихся не на конкретное восприятие сейчас или в прошлом, а на творчески переработанный предшествующий опыт и знания в целом, на способность к созданию своеобразных, порой причудливых комбинаций и сочетаний событий, явлений, обстоятельств.

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

Творческое рассказывание максимально приближает ребёнка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события так, чтобы в нём был представлен зачин, развитие сюжета, кульминация и концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроение. В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у детей определённых навыков связных развёрнутых высказываний (пересказ литературных произведений, составление рассказа по игрушке, картине, рассказ-описание предмета...).

Педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию:

1) Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни - экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций, чтение книг. Произведения устного народного творчества содержат много художественных    приёмов     (диалог,     повторы,     олицетворения),     привлекаютсвоеобразным  строением,  художественной  формой,  стилем  и языком.  Всё  это оказывает влияние на словесное творчество детей.

2)  Обогащение и активизация словаря - дети нуждаются в пополнение и активизации слов за счёт слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.

3)   Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного
рассказывания, знать композицию повествования и описания.

4) Правильное понимание детьми задания «придумать»т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал».

Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

Подготовка к этому сложному виду повествования начинается со средней группы детского сада. Надо помочь каждому ребёнку усвоить элементы построения устного повествования и выразительные средства раскрытия художественного образа. Рассказывая о предметах и игрушках, по картинам, дети вносят элементы творчества. Творческая активность формируется у детей постепенно.

В более совершенном виде, творческое рассказывание осуществляется в старшем дошкольном возрасте.

Формирование навыков творческого рассказывания у детей сОНР, связано с большими трудностями. Эти дети испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения, отставанием в развитии комбинаторных функций.

Всё это определяет необходимость обучения детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества на втором году обучения, т.е. в подготовительной группе.

Однако, начиная с третьего периода первого года обучения в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам и описанию предметов рекомендуется включать отдельные доступные детямзадания творческого характера.

Например, при обучении пересказу: после пересказа сказки детям предлагается составить творческий пересказ с введением новых персонажей, замена некоторых деталей повествования, действий отдельных героев или составить пересказ от первого лица. Как вспомогательный приём используется образец рассказа педагога или вопросный план.

При обучении рассказыванию по картинам: придумывание названия к картине или серии картин, придумывание названия к фрагменту эпизода; упражнение в составлении предложений по данному слову, составление завязки к изображённому действию; восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок; игра-инсценировка с использованием пантомимы...

При обучении описанию предметов: Игр/упр. «Узнай, что это?» узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам; составление описания предмета по собственному рисунку; использование игровых ситуаций присоставлении описательных рассказов.

Формированию интереса к творческой деятельности у детей способствует группа общественно значимых мотивов:

1)   Общественные мотивационные установки, например: «У кого будет лучше всех рассказ, тот расскажет его малышам»; «Старайтесь составить рассказ, чтобы дома рассказать маме или папе».

2)   Мотивационные установки подготовки к школе,например: «Мы будем составлять такие рассказы, какие составляют школьники в первом классе»; «Слушайте внимательно всё, что я буду говорить, и учитесь составлять рассказы. Это вам пригодится в школе»; «Кто сейчас научится интересно составлять рассказы, тому легче будет учиться в школе».

3)   Игровые мотивационные установки, например: «Будем играть в школу (в детский сад). Надо рассказать так, как рассказывает учитель (воспитатель)»; «Вы как будто настоящие сказочники и должны придумать свою, интересную сказку»; «Придумайте рассказ (сказку) для сестры (куклы...).

4)        Личные мотивационные установки, «Составьте рассказ так, чтобы он вам понравился»; «Придумайте интересные рассказы, которые вам пригодятся в школе».

5)        Мотивационные установки поощрения, соревнования,например: «Кто лучший рассказчик в группе?»; «Кто придумает рассказ, не похожий на другие?»; «Лучший рассказ запишем в альбом», «К лучшему рассказу нарисуем иллюстрации» и т.д.

Чтобы повысить мотивацию, дополнительно заинтересовать ребёнка, можно записывать его рассказы на магнитофон, в специальный, красиво оформленный альбом.

Применение мотивации на занятиях способствует не только воспитанию интереса и подражанию его к деятельности рассказывания, но и формирует определённый уровень осознанности данной деятельности.

Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности.

Это может быть:

а) придумывание конца рассказа или сказки;

б) составление рассказа (сказки) по аналогии;

        в) по предложенному (готовому) сюжету по набору игрушек;

        г) по заданной теме - по нескольким опорным словам и предметным картинкам и др.

Составление рассказа вначале проводить в сочетании с демонстрацией наглядных опор - соответствующих предметных картинок, а затем без опоры на картинки.

При этом решаются следующие практические задачи - развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем мире, уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.

Составлению рассказа предшествует называние предметов, изображённых на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.), затем предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу. Для облегчения выполнения задания применяется краткий план из 3-4 вопросов, определяющих весь ход сочинения. Это стержень композиционных элементов, на которые нанизываются описание портрета, место действия, более существенные фрагменты сюжета. Обучение рассказыванию по плану дисциплинирует мысль, делает её логичной, структурно оформленной; постепенно у дошкольника формируется самостоятельность мышления, умение найти образное слово, обдумывать будущее высказывание.

При затруднениях составления рассказа ребёнком - педагог даёт образец начала рассказа.

Помимо предметных картинок, могут использоваться и отдельные картинки с изображением пейзажа. Они выполняют функцию своеобразного картинного плана. Возникающие у детей при восприятии слов наглядные образы, представления дополняются, уточняются при этом конкретными, «зримыми» деталями, образами предметов, которые могут быть использованы при решении творческой задачи.

Наиболее сложным в этом перечне является придумывание рассказа или сказки. Умение придумать сказку или рассказ по определённой теме или сюжету опирается на достаточно высокий уровень интеллектуальной и речевой зрелости, а также в значительной степени зависит от природной лингвистической одарённости ребёнка, его способности к «сочинительству».

Большое значение в практике обучения творческому рассказыванию имеет такой приём, как анализ детских сочинений.Анализ рассказа, сделанный воспитателем, показывает детям, чему они уже научились, чем овладели, на что ещё необходимо обратить внимание. В оценку детских повествований воспитатель может включить такие показатели, как:

1.      самостоятельность;

2.      целенаправленность;

3.      композиционная целостность сочинения;

4.      художественная выразительность.

Образец оценки, даваемой воспитателем, постоянно оказывает воспитательное воздействие, дошкольники стараются сами выделять в своём анализе все моменты, о которых говорит воспитатель и постепенно сами дают оценку рассказам товарищей.

Особое место занимает работа по формированию связной речи детей на предметно - практических занятиях (рисование, аппликация, конструирование). Для активизации и развития связной речи в процессе таких занятий необходимо использовать речевое планирование и «сопровождающее» описание выполняемых действий, словесный отчёт ребёнка о выполненном задании и составление небольшого творческого рассказа по выполненному рисунку, аппликации, модели.

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развёрнутых высказываний.

Ткаченко Т. А. «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша».

Автором были разработаны и систематизированы занимательные упражнения, которые позволяют эффективно совершенствовать связную речь детей, помогая им в общении, обучении, гармоничном развитии.

В зависимости от вспомогательного средства, облегчающего и направляющего процесс составления ребёнком рассказа, упражнения разделены на 10 блоков:

1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям.

2.      Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.

3.      Составление рассказов по прослушанному тексту и картине.

4.      Составление рассказов по одной сюжетной картине.

5.      Составление рассказов по памяти.

6.      Составление рассказов по символам.

7.      Составление рассказов по схемам.

8.      Составление рассказов по натуральным предметам.

9.      Составление рассказов по предметным картинкам.

10. Составление рассказов по заданным словам.

В каждом блоке упражнений автор выделяет 3 уровня сложности. Первый уровень содержит упражнения, не требующие от ребёнка большой самостоятельности и инициативы. На втором уровне в упражнениях появляются элементы фантазирования, творчества. Упражнения третьего уровня целиком рассчитаны на активизацию творческих способностей, инициативы и фантазии малыша, выход за границы привычного.

Издание богато иллюстрировано, снабжено подробными рекомендациями, в помощь педагогам и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия"Творческое рассказывание по картине «Детские забавы весной» (придумывание начала и конца рассказа)в подготовительной группе

Задачи:Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».Продолжать учить составлять рассказы, опираясь на предметные картинки, схемы. Учить составлять начало, конец  рассказа.Обучать  лекс...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: " Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"."

Данный  конспект  открытого  занятия  был разработан  и  использован  мною. Творческое  рассказывание -  очень интересный и сложный процесс  совместно...

Конспект занятия по развитию творческого рассказывания

Занятие по развитию связной речи с использованием методики В.К.Воробьевой....

Своеобразие творческих рассказов,условия проведения творческого рассказывания

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте,когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире,который может стать содержанием...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Обучение рассказыванию». Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»

Конспект открытого занятия по развитию речив старшей группе (5-6 лет)Тема: «Обучение рассказыванию».Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке...

Особенности организации творческого проекта по мотивам сказки «Двенадцать месяцев» (творческое рассказывание и сюжетное рисование)

Сказка «Двенадцать месяцев», на мой взгляд, даёт возможность познакомить  детей не только с временными понятиями, но и предоставляет широкие возможности творческому педагогу  для...