МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Кузнецова Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

 КОНСПЕКТ НОД «РАННЕЙ ВЕСНОЙ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Автор: Кузнецова О. Н., воспитатель ГБДОУ детский сад №45 Адмиралтейского района, г. Санкт – Петербург

Цель: Познакомить детей с признаками ранней весны.

Задачи

Образовательные:

- продолжать учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по картине;

- закреплять знания о смене времен года;

- дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе;

- выявлять причинно – следственные связи.

Развивающие:

- развивать внимательность и наблюдательность;

- развивать умение сочетать слова с движениями при выполнении упражнений динамической паузы.

Воспитательные:

- формировать бережное отношение к природе.

Материал: репродукция картины «Ранней весной», игрушка – ежик, аудиозапись из серии «Весна пришла» ( м/ ф. «Маша и медведь»), разрезные картинки с изображением первоцветов.

Предварительная работа:

- наблюдения в природе;

- сбор сломанных веток на участке;

- Д/и «Укладывание ежика спать на зиму»

- рассматривание картин и иллюстраций о ранней весне;

- отгадывание загадок;

- просмотр м/ ф. « Дружба крепкая»

Ход НОД:

В: Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш старый знакомый. Вспомните его, осенью мы проводили его в лес, и он остался спать в лесу на зиму. (Воспитатель вносит игрушку-ежика).

Е: Здравствуйте, ребята! Я так рад всех вас видеть снова. Я очень долго спал в лесу и вдруг почувствовал, что на меня упала капелька воды, а потом промокли лапки. Я проснулся, а снега нет. Вы не знаете, почему исчез весь снег?

- Ответы детей.

Е: А что такое весна? Я весну еще не знаю. Расскажите, пожалуйста.

В: Конечно, мы тебе расскажем и покажем, какая бывает весна.

(Воспитатель открывает репродукцию картины «Ранней весной»)

В: Ребята, посмотрите внимательно, кто изображен на этой картине?

- Что делают мама с дочкой?

- Где они гуляют?

- Почему вы решили, что мама с дочкой в лесу?

- А какое время года изображено на картине?

- Как вы догадались, что это весна?

- Как одеты мама с дочкой?

- Какое небо весной?

- Какие деревья весной?

- Какие деревья изображены на картине?

- Что увидели мама с дочкой в лесу?

- Какого цвета подснежники?

- Как вы думаете, для чего мама с дочкой пришли в лес?

Е: Ах, какой красивый цветок подснежник. Откуда же он взялся?

В: Давайте включим послушать песенку про весну, а ежик посмотрит, как мы танцуем, может быть,  ежик сам догадается, откуда взялся подснежник?

Динамическая пауза под музыку из м/ф. «Весна пришла»

Е: Я догадался, что такое весна, но не понял, почему этот цветок называется подснежник?

- Ответы детей.

Е: А почему люди не сорвали цветок-подснежник?

В: Ежик, ты разве забыл правила поведения в лесу, мы осенью тебе о них рассказывали. Ребята, напомните

-Ответы детей.

В: Давайте повторим все вместе «Главное правило поведения в лесу- не навредить природе». Об этом даже написано замечательное стихотворение:

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Не топчите и не рвите, сохраните красоту!

Е: Ну теперь я все запомнил.

В: А это мы сейчас проверим. Дидактическая игра «Закончи предложение». Ежик повторяй за нами.

- Зима ушла, а весна?

- Зима холодная, а весна?

- Зимой надевают шубы, а весной?

- Зимой сугробы высокие, а весной они..?

- Зимой солнце морозит, а весной?

В: Ребята, ежик благодарит нас за гостеприимство, и ему хочется поскорее рассказать своим друзьям про весну, поэтому мы с ним прощаемся и будем ждать его снова в гости. А вам я предлагаю поиграть, кто быстрее соберет картинку.

Дидактическая игра «Собери цветок»

Воспитатель раздает детям разрезные картинки с изображением весенних цветов, дети собирают картинки.

Рефлексия:

- О каком времени года мы сегодня с вами говорили?

- Что происходит весной в лесу?

- Какой гость у нас сегодня побывал?

- Какой необычный цветок понравился ежику?

- Почему нельзя рвать подснежники?

- Что такое первоцветы?



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ

«ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА»

Автор: Кузнецова О. Н. , воспитатель ГБДОУ детский сад № 45, Адмиралтейского района, Санкт-Петербург

Цель: формирование у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках; формировать доброжелательные отношения между детьми в группе.

Задачи:

 Образовательные:

-  способствовать воспитанию вежливого отношения друг к другу;

- формировать потребность в совершении добрых дел;

- формировать представление о добре и зле;

-  обогащать словарный запас.

 Воспитательные:

-  воспитывать доброжелательность;

 -  умение дарить тепло и доброту;

-  воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы;

 умение дорожить близкими людьми.

 Развивающие:

-  развивать внимание, речь, память, мышление, творческое воображение;  

-  способствовать  умению мыслить и рассуждать;

-  учить координировать речь с движением.

Предварительная работа: чтение пословиц и поговорок о добре и зле; разучивание танца «Что такое доброта» (Барбарики), фонограмма песен "Песня про доброту" из м/ф "Приключения поросенка Фунтика", "Если добрый ты" из м/ф "День рождения кота Леопольда", чтение рассказов В. Осеевой «Просто старушка», «Синие листья», «Волшебное слово».

Ход НОД: Дети сидят на ковре вокруг воспитателя. Воспитатель вносит игрушку-волка. Ребята, у Волчонка случилась беда, он ждал в гости своего друга Мишутку, приготовил угощение, а Мишутка сказал, что ни с кем больше дружить не хочет, что у него плохое настроение. Скажите, разве так поступают с друзьями? Давайте поможем им помириться?

 Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и читает детям стихотворение, игрушки (Волчонок и Медвежонок « сидят» на стульчиках рядом с детьми).

 «Доброе утро!» –

 Скажешь кому-то

 И будет ему

 Очень доброе утро,

 И день будет добрый,

 И добрые встречи,

 И добрый, конечно,

 Опустится вечер.

 Как важно и нужно,

 Чтоб сразу с утра

 Тебе пожелали добра.

В: Ребята, вам понравилось это стихотворение?

- О чем это стихотворение?

- Как вы думаете, что такое доброта?

В: Ребята, сегодня у нас необычный разговор о доброте и вежливости.  Доброта - вещь удивительная, она сближает, как ничто другое на свете. Доброта – тот язык, на котором с вами захочет всякий разговаривать, на котором мы можем понять друг друга…

 -Как вы думаете, кого называют вежливым человеком?

Ответы детей.

В: Правильно, чтобы стать вежливым человеком, нужно научиться пользоваться «волшебными словами», от которых становиться теплее и радостнее.  Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение.

 -Какие слова вы говорите, когда обращаетесь к кому-то с просьбой? (пожалуйста)

 -Как благодарите, какими словами? (спасибо, благодарю)

 -Как извиняетесь? (простите, извините, пожалуйста.)

 Ответы детей: ( спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, добрый день)

 -Как вы думаете, кто первым должен поздороваться со взрослым?

Ответы детей.

В: Какие вы молодцы! Ведь всегда приятно, когда с тобой разговаривают вежливо, уважительно. Даже есть такая пословицы «Ласковое слово и кошке приятно»

В: А еще говорят «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь». Как вы понимаете эту пословицу? Ответы детей: можно обидеть человека

 Ответы детей: можно обидеть человека

 В: Конечно, важно выбирать слова, чтобы не обидеть кого-то. Слово может огорчить, но оно же может и утешить, развеселить. На этот случай так в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит» Вы согласны? А если вы поссорились с другом, обидели кого-то, предложите поиграть в игру «Поссоримся-помиримся». Давайте покажем нашим друзьям.

Динамическая пауза «Поссоримся-помиримся»

В: Ребята, посмотрите, а Мишутка с Волчонком тоже с нами играли. Давайте расскажем им стихи про вежливые слова, чтобы они больше не обижались друг на друга.

Дети читают:

 1 ребенок: «Здравствуйте!» -

Ты скажешь человеку.

«Здравствуй», - улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым, будем много лет!

 2 ребенок: Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь,

Тоже к доброму чему-нибудь.

3 ребенок: Слово «пожалуйста»

Повторяем мы поминутно.

Но, пожалуй, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

 4 ребенок: Будьте добры-

Это я говорю по секрету.

Будьте добры-

И не ждите за это конфету.

В: Ребята, скажите, а какие добрые дела могут совершать люди? Кому мы можем еще помогать, согревать своим теплом?

Ответы детей. (Дети перечисляют: животные, птицы, растения).

В: Как мы с вами можем помочь птицам (особенно зимой)?

Ответы детей.

В: Как нужно обращаться с животными? Как нужно обращаться с растениями?

Ответы детей (Чтобы не навредить).

Воспитатель напоминает правила поведения в лесу, бережное отношение ко всему живому.

В: Посмотрите, ребята, а Мишутка с Волчонком уже помирились, вот как понравилось им у нас в гостях. Давайте, на время, дадим им нашу картину «Добрый кот», которую мы сделали с большой любовью и добротой и споем для них нашу любимую песню.

Динамический танец-песня «Что такое доброта?»

В: Посмотрите, сколько зверят хотят поиграть с Мишуткой и Волчонком. Воспитатель предлагает детям игрушки для самостоятельной игры дальше.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по теме «Путешествие в осенний лес»

Цель:  расширить представления об изменениях в жизни диких животных  осенью, развитие познавательных интересов.

Программные задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе; способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным, воспитывать интерес и любознательность.

Образовательные:

  • Расширять и уточнять знания детей о видах деревьев, о жизни диких животных осенью, их внешнем виде и образе жизни;
  • Сформировать у детей обобщенное представление о лесе и его обитателях.
  • Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании существительных с суффиксом - ат,- ят (детенышей животных);
  • Формировать интерес к поэтическому слову;
  • Формировать навыки мыслительной деятельности.
  • Познакомить с некоторыми свойствами воды (прозрачность).

Развивающие:

  • Развивать связную речь, речевой слух детей;
  • Формировать логическое мышление дошкольника через решение проблемной ситуации; развивать познавательный интерес детей, внимание, память, наблюдательность.

Словарная работа:  дикие животные: волк, заяц , еж, медведь, лиса; название деревьев: дуб, береза, ель, еловая лапа, название детенышей диких животных: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок;

Предварительная работа: чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, беседы и наблюдения.

Материалы и оборудование:  иллюстрации,  набор картинок «животные и их детеныши»  декорации для леса (елочки, береза, дуб), картинки  с изображением животных,  кукла би-ба-бо. –  ежа, игра «Рассели по домикам». стаканчики с водой, молоком,  краски, кисточки, тряпочки.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение Художественной литературы», «Социализация»,
« Физкультура»

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, рефлексия, подведение итогов.

 Ход НОД:

1. Организационный момент.

 Воспитатель: Здравствуйте ребята. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.

 Дети: Входят, встают вокруг воспитателя

Воспитатель: Давайте с ними поздороваемся.

 Дети: Здравствуйте! Дети садятся за столы

 Воспитатель: Теперь давайте сядем за стол, ножки поставим правильно, спинки выпрямим.

 Сюрпризный момент

Ребята сегодня к нам в детский сад попал необычный гость.

Угадали кто это?

Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосёнка.
В клубок свернуться может.
Конечно, это...
(Ёжик)

В – ль:  Правильно  - это ежик.

Ежик  случайно заблудился и оказался в  нашем городе. От страха он забыл, где живет.

Дети отвечают:  Где живет еж. В лесу.

В - ль: Правильно еж  живет в лесу. Ну что же, ребятки, хотите помочь ежику?

Дети:  Да!

 В - ль: А как же мы туда доберемся? Ой, я знаю, знаю, мы полетим туда на воздушном шаре!

- Ребята, но прежде чем отправиться в путешествие в лес, давайте подойдем к знакам и вспомним правила поведения в лесу.

В – ль:  показывает знаки: «Что этот знак обозначает?» (Дети отвечают).

- Молодцы, вы знаете как вести себя в лесу, чтобы не навредить природе.

- Вы готовы к путешествию?

В- ль: Беритесь все за веревочку, закрывайте глаза, и мы отправляемся в путь!

(Звучит музыка «Звуки леса», воспитатель читает стихотворение).

Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

 Ты же видишь, мы свои.

2. Основная часть.

- Прилетели  мы в лес, а в лесу растут такие красивые деревья!

В- ль: Ежик. Вот, ты и дома.

ЕЖ: Спасибо. Но вот беда я забыл, как называются деревья в моем лесу. Помогите мне  вспомнить название деревьев.

В – ль: дети поможем Ежику вспомнить название деревьев.

Дети: Да.

 В – ль: Как называется это дерево? (Ель).

 - Как вы узнали, что это ель? (У этого дерева вместо листьев – иголки).

- Скажите название этого дерева. (Береза).

- Как можно узнать березу? (У этого дерева белый ствол).

- Кто узнал это дерево? (Дуб).

- А почему вы думаете, что это дуб? (У него толстый, могучий ствол).

 Только что-то они какие-то невеселые…

Дети: На деревьях нет листьев.

В - ль: А почему нет листьев  на деревьях. О почему все листья лежат на  траве?  Дети:  их сдул ветер( листопад) , они опали.

В – ль: посмотрите, сколько листьев лежит на земле, какие они красивые, яркие, цветные. Разноцветные.

В – ль:  Кто же их так раскрасил?

Дети:  (осень)

В – ль:  Правильно ребятки, это осень!

Дети: читают стихотворение об осени.

В – ль: Давайте поиграем в игру:

Развивающая игра «С какого дерева листочек»

А теперь давайте попробуем узнать, с какого дерева листочек.

(Листья лежат на полу, дети определяют и подносят к дереву).

Вот здесь  стоят деревья: это дерево дуб, это береза, а это дерево ель. Вы сейчас должны найти листочки, и положить около дерева свой лист. Будьте внимательны!

В – ль: - Молодцы, ребята, все листочки  правильно разложили.

Под березой лежат  -  желтые березовые листочки

Под дубом  - желто – коричневые  дубовые листочки

Под елью – зеленые  еловые ветки

В – ль : Ежик мы назвали тебе все деревья в твоем лесу.

ЕЖ: Спасибо.

Физкультминутка

В - ль: Посмотрите-ка, ребята, у нас болото на пути и ручей. Тяжело пройти будет. Но мы постараемся. Правда? Смотрите, тут дорожка есть через болото- по кочкам придется прыгать, а через ручеек по бревнышку пройдем. Давайте встанем друг за другом. Ровненько, не спеша пойдем, чтобы друг друга в болото не столкнуть.

(Дети строятся в колонну и по одному переходят через ручей и болото

В - ль: Ежик. Почему, так тихо?  Животных никаких не видно…

ЕЖ:  Я не помню, кто со мной живет?

 В – ль: Давайте ежику назовем его соседей. Кто соседи ежика? Давайте, мы не только назовем , но и покажем ежику его соседей.

Игра «Собери картинку».

(Дети подходят к столу, им раздаются картинки, на которых изображены дикие животные ).

 Дети собирают картинки Диких животных -  разрезанные на части картинки 6 частей.  Ребенок, собравший картинку, называет дикое  животное.

( 5 картинок – лиса, заяц, медведь, волк, белка).

В – ль: Ежик ты вспомнил своих соседей.

ЕЖ: спасибо вам дети.

ЕЖ: Дети скажите мне почему нас называют Дикими животными?

 Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду, сами себя лечат.

ЕЖ: Что происходит в жизни диких животных  осенью?                          

Дети: ( Меняют шкурки на теплые, делают запасы на зиму,  утепляют свои жилища).

В – ль: Ежик, а ребята знают, где живут твои соседи.

3. Прослушать рассказ «Кто где спит».
В - ль: Собрались однажды вечером на лесной поляне лесные звери. Долго они играли, веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошел в свой домик
(Выставляю картинки)

Хитрая, рыжая лиса (в нору).
Серый, злой волк (в логово).
Неуклюжий, бурый медведь (в берлогу).
Пушистый, белый зайчик (под кустик).
Ловкая, проворная белка (в дупло).
(Дети помогают заканчивать предложения)

И все крепко уснули,
А утром их всех сорока разбудила.

В – ль: Ой, смотрите — кустик! Кажется, там кто-то прячется.

Ну-ка угадаем, кто это –

Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле. 
(Белка)

В - ль: Белка просит нас помочь ей собрать шишки. Поможем?

(Дети делятся на две команды. Проводится эстафета с шишками.

Нужно обежать стул, и сложить все шишки в две корзинки.)

Молодцы, ребята! Белка очень довольна! А мы продолжим свой путь

В - ль: Молодцы, ребята, теперь ежик все вспомнил  и во всем разобрался!                    Но так устал, так умаялся, что даже пить захотел! Давайте сводим его  на водопой!   (Дети спокойно идут по кругу за воспитателем).

 Игра «Звери шли на водопой».

За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”)..

Воспитатели: Молодцы, ребята, хорошо потрудились! Все лесные обитатели очень вам благодарны и угощают вас орешками и грибами. Ну а нам пора возвращаться в наш детский сад.

(Беремся за веревку шарика.)

Закрывайте глазки, полетели назад! Вот и снова мы в детском саду! Открывайте глаза.

 Рефлексия.

Ребята, где мы с вами побывали? (В осеннем  лесу ).

Понравилось вам в лесу?

Кого мы повстречали в осеннем лесу? (Белку, зайца, ежа).

А какие ещё животные живут в лесу ,которых мы не встретили? (волк, лиса, медведь).

А теперь давайте скажем «До свидания» нашим гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...