Конспект открытого занятия "Формирование соотношения между словом и образом"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Лиманская Юлия Александровна

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГКУ  ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ  № 24

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

                     Тема:  Формирование соотношения

            между словом и образом.

Воспитатель      Лиманская  Ю.А.

КЛАСС  1                                                ДАТА       6  марта   2013 г.

Тема:  Сказка «Теремок».    

ЦЕЛИ.

1. Обучающая:

    - учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по тексту, учить давать полные ответы на вопросы,

  - закреплять представления детей о весне как времени года, учить называть   признаки  весны;

- учить детей описывать животных, подбирая необходимые прилагательные и глаголы, учить узнавать животных  по их описанию.

2. Коррекционная:

- формировать навыки установления соотношения между словом и образом,

- развивать интонационно – мелодическую сторону речи при воспроизведении текста персонажей сказки, совершенствовать зрительное и пространственное восприятие,

- создать условия для развития эмоционального и           интеллектуального потенциала ребенка,

- расширять и активизировать словарный запас детей,

- развивать внимание, мышление, наблюдательность, связную речь.

3. Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе,

- воспитывать личностные качества детей,  умение играть и выполнять задания вместе.                                                            

ОБОРУДОВАНИЕ:

Демонстрационное:

Книжка с закладками «Теремок», игрушечный домик – «Теремок», костюмы персонажей, цветные фигурки персонажей, силуэтные изображения .

дид. карточки по теме «Времена года», дем. материал «Кто где спрятался?».

Раздаточный материал: наборы геометрических фигур из цветного картона  (для конструирования).

      Словарная работа: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, волчок- серый бочок, лисичка-сестричка, медведь косолапый, теремок, пищит, квакает, воет, рычит, прыгает, бегает, скачет, развалился.

                 План занятия:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация представлений детей  о времени года.
  3. Коррекционная пятиминутка. Упражнение на внимание и развитие зрительного восприятия. Дид. игра «Кто где спрятался?»
  4. Сообщение темы занятия.
  5. Чтение сказки. Работа по сказке с помощью Дид. игры «Назови какой?(какая?)».  
  6. Дид. игра «Кто спрятался? Кого не стало?». (развитие внимания).

7. Дид. игра «Назови героя сказки». (контурные изображения, развитие зрительного восприятия).

8. Физкультминутка.

9. Рассказывание сказки детьми  (инсценировка).

10. Практическая деятельность детей. Конструирование «Теремок».

11. Обобщение, подведение итога занятия.

ХОД:

  1. Оргмомент.

- Ребята, сядьте правильно, спина прямая, ноги вместе, руки на парте. Приготовимся к занятию. Сегодня к нам пришли гости, они будут смотреть, как вы занимаетесь.  

- Хорошо. Молодцы.

  1. Актуализация представлений детей  о времени года.

- Давайте вспомним, какое сейчас время года.

- Назовите весенние месяцы.

- Какой весенний месяц идет сейчас?  

 - Какой сегодня день недели?

- Итак, вы правильно назвали время года, весенние месяцы и день недели. Сегодня    6  марта  среда.

- А по каким признакам мы определили, что сейчас время года Весна?

- Молодцы.

                                                                       

  1. Коррекционная пятиминутка.   Дид. игра «Кто где спрятался?» (на развитие внимания и зрительного восприятия).

- Ребята, посмотрите, здесь в лесу среди деревьев спрятались звери. Кого вы увидели и узнали?

- Где живут животные, которых вы назвали? В лесу.

- Народ всегда с уважением относился к животным, сочинял о них разные сказки.

 

4. Сообщение темы занятия.

-  Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия Сказка …  А какая сказка, вы мне сейчас сами ответите, отгадав загадку про нее. Если верной будет отгадка, мы совершим сегодня путешествие в эту сказку.

«Стоит домик расписной,

Он красивый такой.

По полю зверушки шли,

Остались в доме жить они.

Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили.

Мишка домик развалил,

Чуть друзей не раздавил».

- О какой сказке идет речь?  Правильно, это сказка «Теремок».

  1. Чтение сказки.

- Давайте ее прочитаем. Вы внимательно будете слушать, а потом ответите на мои вопросы.

Чтение сказки

- Ребята, давайте назовем героев этой сказки. Всех ли мы назвали? Сейчас узнаем, наши герои появятся здесь.

- Для это отгадаем загадки.        Фронтальная работа детей, направленная на развитие

                                                                    мышления.

 

Дид. игра «Назови какой?(какая?)»   На доске появляются изображения

                                                                              персонажей. Проводится словарная работа.

- Ребята, кто первым увидел в лесу теремок? Слушаем загадку.

 «Пи-пи-пи – она сказала,

   Сразу в норку убежала.

   Что же это за малышка?

   Это маленькая…». (мышка).

- Как вы догадались, что это мышка?

- Продолжите фразу: Мышка (какая?) – маленькая, серенькая.

      Как можно услышать мышку, Мышка (что делает?) – пищит,

- А где живет мышка? Мышка живет в норке. Поэтому в сказке ее называют   Мышка –норушка.

- Кто пришел к теремку после мышки?

«До ушей зеленый рот,

  В камышах она живет.

  И в болоте хохотушка,

  Громко квакает…».   (лягушка).

- Как вы догадались, что это лягушка?

- Продолжите фразу: Лягушка (какая?) – зеленая, холодная. Лягушка не ходит, а скачет, отталкиваясь длинными задними лапками.

   Еще лягушка делает так: ква- ква, как по другому сказать, лягушка (что делает?) – лягушка квакает.

-  Поэтому в сказке говорится: «прискакала к терему лягушка – квакушка».

- А кто пришел после лягушки?

«Длинное ухо,

  Комочек пуха,

  Прыгает ловко,

  Любит морковку».  (заяц).

- Как вы догадались, что это заяц?

- Заяц (какой?) – у зайца длинные уши, маленький хвостик, трусливый, быстрый, серенький.

-  Чтобы зайца не поймала лиса, заяц (что делает?) быстро бегает.

- Поэтому в сказке зайца называют: «зайчик-побегайчик».  

- Кто пришел к теремку после зайчика?

 «Всех зверей она хитрей,

  Шубка рыжая на ней,

  Пышный хвост – ее краса.

  Этот зверь лесной …»   (лиса).

- Почему вы решили, что это лиса?

- Лиса (какая?) – хитрая, рыжая, красивая, у лисы пышный хвост.

- Чтобы поймать зайца, как лиса передвигается? – тихо, бесшумно, медленно.

- В сказке лису называют: «лисичка – сестричка».

- Кто пришел после лисы?

«Серый, зубастый,

  По полям рыщет,

  Телят, ягнят ищет».  (волк).

- Продолжите фразу: волк (какой?) -  серый, зубастый, хищный.

- А как можно волка услышать? Волк (что делает?) – рычит, воет.

- Как волк охотиться? Что он делает?  - волк рыщет.

- Но в сказке «Теремок» волк вовсе не такой уж злой, поэтому называют его в этой сказке: «волчок – серый бочок».

- Кто пришел к теремку последним, после всех?

  «Большой, мохнатый,

   Грозится лапой.

   Может громко заревет,

   Коль рассердится …»   (медведь).

- Продолжите фразу: медведь (какой?) – большой, мохнатый, косолапый, неуклюжий, добрый.

- Если рассердить медведя, медведь (что сделает?) – заревет.

- Вы все помните, чем закончилась сказка «Теремок»?

- Медведь его раздавил. Почему так произошло?

- Медведь большой, неуклюжий, а теремок – маленький.

- Вот и назвали мы с вами всех героев, персонажей этой сказки. И правильно их описали. Теперь мы знаем: как выглядят эти животные и что им характерно.

  1. Дид. игра « Кто спрятался? Кого не стало?»   Индивидуальная работа.

- Ребята, наши герои очень любят играть. И хотят сейчас поиграть с вами в игру «Кто спрятался?». Поиграем? Закрывайте глаза, теперь откройте и назовите, кто спрятался?

7. Дид. игра  «Назови героя сказки». Работа с контурными изображениями на развитие зрительного восприятия.  Индивидуальная работа с детьми.

- У меня есть контурные изображения наших персонажей, вам надо правильно соотнести их с цветными  изображениями.

8. Физкультминутка

Март сосульки свесил с крыши                ходьба на месте

И капелью зазвенел.                                  хлопки руками

Солнце в небе выше, выше.                      поднять руки вверх

Все хлопочут, много дел.                          наклоны вправо -влево

Скоро снег совсем растает.                       присесть и встать

Выйдут в поле трактора,                           руки на пояс

Черный грач весну встречает                  ходьба высоко поднимая колени   

Громким криком «Кра-кра-кра».            взмахи руками как крыльями

9. Рассказывание сказки детьми  (инсценировка).

10. Конструирование  «Теремок».

- Итак, в сказке теремок развалился, и герои стали строить новый. Сейчас и вы можете построить свой теремок. Для этого я раздам вам наборы геометрических фигур.

- Но сначала давайте сделаем пальчиковую гимнастику «Молоток».

«Молоточком я стучу,

Сто гвоздей заколочу.

Буду строить дом, дом,

Будем жить в нем, в нем.»

Конструирование.

11. Обобщение, подведение итога занятия.

- Сегодня на занятии мы с вами выполняли разные задания по сказке «Теремок», отвечали на вопросы, отгадывали загадки, и каждый построил теремок.

- Что еще вы научились делать?

- Узнавать героев сказки по описанию и рассказывать сказку.

Все ребята молодцы. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию основ здорового образа жизни І младшая группа

Воспитатель: «Ребятки, мне вчера вечером позвонила Катя и пригласила нас всех на день рождение! Пойдем к Катеньке?»     Дети: «Да!»       Воспитатель:...

Конспект открытого выпускного занятия "Мастерская слова"

Это занятие проводилось как выпускное в подготовительной группе. Материал может быть полезен для учителей-логопедов, воспитателей, родителей. Часть стихов собственного сочинения....

Сравнение 2 групп предметов и установление соотношений между ними.

Сравнение двух групп предметов и установление чсоотношений между ними: "больше", "меньше", "равно"....

нарушение звукослоговой структуры слов и границ между словами

Логопедам о работе по развитию звукслоговой структуры слов...

Конспект открытого занятия по формированию ЗОЖ (здоровый образ жизни) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) на тему «Я и моё тело»

Проведение «Недели здоровья» стало уже доброй традицией в нашем дошкольном учреждении. Многочисленные мероприятия проводятся с целью укрепления здоровья, воспитания потребности в...

Конспект открытого НОД по математике Тема: «Знакомство с понятием «впереди», «сзади». Счет в пределах четырех. Соотношение цифры с количеством. Инсценирование сказки «Репка».

Конспект открытого НОД по математике Тема: «Знакомство с понятием «впереди», «сзади». Счет в пределах четырех. Соотношение цифры с количеством. Инсценирование сказки &laq...

Конспект открытого занятия по приобщению к здоровому образу жизни детей старшей группы «Витамины и полезные продукты»

Конспект открытого занятия по приобщению к здоровому образу жизни детей старшей группы «Витамины и полезные продукты»...