нарушение звукослоговой структуры слов и границ между словами
методическая разработка по логопедии на тему

Кудрявцева Светлана Владимировна

Логопедам о работе по развитию звукслоговой структуры слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kudryavtseva7.odt19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами.

 В основе этой группы специфических ошибок письма лежат испытываемые ребенком затруднения в анализе речевого потока. Необходимость в осуществлении такого анализа возникает лишь в процессе записи слов и предложений, поэтому ребенок впервые сталкивается с этой достаточно сложной проблемой с началом его обучения грамоте.

Дело в том, что в процессе устной речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко-слоговой структурой слов, поскольку все слова усваиваются нами с детства «целиком», т.е. как нечто неделимое. К тому же все слова в потоке устной речи произносятся как бы «заодно», без интервалов между ними, что затрудняет определение границ между отдельными словами. Это можно хорошо понять при восприятии на слух незнакомой нам иностранной речи – она звучит для нас как бы сплошным потоком, и мы не можем уловить границ между отдельными словами. Примерно в таком же положении находится и ребенок, начинающий обучаться грамоте.

Обучение письму на русском языке осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, уловив границы между ними, т определить звуко-слоговой состав каждого слова. Если же такой анализ речевого потока ребенку недоступен, то это приводит к появлению специфических ошибок письма.

Ребенок, не владеющий анализом речевого потока, вынужден записывать лишь те его фрагменты, которые ему удалось уловить, не всегда сохраняя при этом их порядок. Слова в этом случае часто искажаются до полной неузнаваемости.

Если такого ребенка спросить сколько слов в предложении «Цветы стоят на столе.» - то он или вообще не поймет вопроса и будет называть вместо слов слоги (или звуки) или даст ошибочный ответ. Но, во всяком случае «на столе», он обязательно сочтет за одно слово, а значит и напишет слитно. Примерно то же самое произойдет и при попытке проанализировать звуко-слоговой состав отдельного слова. Ребенок затруднится в определении количества слогов и скажет что, допустим, в слове «стол» два или три слога(с-тол, с-то-л), а при определении звуков в слове «трактор», скажут – «т-р-к», «т-ра-к-тор», «т-а-к-р-тор» и т.д.

Как же можно при таких условиях правильно записать это слово, сохранив в нем нужное количество соответствующих звукам букв и их последовательность? Ведь для записи слова ребенок должен отчетливо себе представлять, что на I месте здесь стоит звук «С», на II  - «Т» и т.д. Именно в такой последовательности нужно записывать и соответствующие буквы. Поэтому вполне естественно, что ребенок, не владеющий навыком звукового анализа слов, чаще всего записывает буквы в случайном порядке, меняя их местами, опуская некоторые из них или добавляя лишние.

Приемам анализа речевого потока детей специально учат в школе в период обучения грамоте. Однако некоторые из них оказываются не в состоянии овладеть этим навыком в отведенные школьной программой сроки. Такие дети нуждаются в дополнительной, однотипной по содержанию работе по анализу речевого потока. Эта работа должна вестись со значительно большим числом разъяснений и повторных упражнений, с более широким использованием наглядных пособий и в течение более продолжительного времени. В ходе письменных упражнений очень важно соблюдать условие, при котором вся запись слов(а затем и предложений) производится с обязательным синхронным проговариванием их ребенком, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи каждого слова, что наилучшим образом предохранит от пропусков и перестановок в нем букв и слогов.

Для ребенка, не владеющего звуко-слоговым анализом слов, особую трудность представляет овладение правилом их переноса. Не умея правильно разделить слово на слоги, ребенок будет вынужден всячески избегать переноса слов чаще всего «залезая» на поля. При решении этой проблемы нужно, прежде всего, четко довести до сознания ребенка разницу между гласными и согласными звуками и что именно гласные несут слогообразующую роль.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что специфические ошибки письма, связанные с затруднениями при анализе речевого потока, исчезнут только тогда, когда ребенок полностью овладеет этим навыком и научится отчетливо представлять себе звукослоговую структуру каждого слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные подходы к диагностике нарушений звукослоговой структуры слова, диагностическое значение данных нарушений.

В статье кратко рассмотрены причины нарушения звукослоговой структуры слова и предложена диагностика для выявления этих причин....

Методические рекомендации к проведению логопедической работы по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Важнейшее значение в работе по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет индивидуальный подход к детям, в основе которого лежит учёт уровня разв...

О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией.

Стертая форма дизартрии- это нарушения речевой деятельности в связи с расстройством артикуляции при поражениях нервной системы...

Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников

в данной статье рассматриваются нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников и последовательность работы по их устранению, раскрыты вопросы об актуальности и необходимости проведения работы ...

Голубева Г.Г." Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников "

В пособии представлена методика проведения логопедических занятий по преодолению нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Пособие соответствует «Програ...

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников...

Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников

В данной статье рассматриваются нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников и раскрыты вопросы об актуальности и необходимости проведения работы по данному направлению....