Различные подходы к диагностике нарушений звукослоговой структуры слова, диагностическое значение данных нарушений.
статья по логопедии по теме

Рябцева Анна Александровна

В статье кратко рассмотрены причины нарушения звукослоговой структуры слова и предложена диагностика для выявления этих причин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Различные подходы к диагностике нарушений звукослоговой структуры слова, диагностическое значение данных нарушений.

   По данным различных авторов (А.Р.Лурия, А.В.Семенович, И.Т.Власенко, Т.В.Ахутина и др.) к предпосылкам  формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребёнка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к линейному построению артикуляционных движений (при проговаривании).

   Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации.

   Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений. (А.В.Венгер, Г.В.Бабина).

Таким образом, для выявления  причин нарушения звукослоговой структуры слова необходимо обследование по следующим разделам:

* проверка состояния слухового внимания и фонематического восприятия

* исследование кинетической основы артикуляторных движений

* обследование звукопроизношения

* исследование ритмической и динамической организация движений

* пространственная ориентация

* исследование сформированности звукослоговой структуры слов

      Для обследования детей можно использовать  методические  рекомендации  Р.И. Лалаевой,  Л.С.Волковой, В.С Коноваленко, Г.А.Волковой  в адаптированном варианте. Предлагаемая   методика включает  в себя комплексы  заданий,  направленных  на выявления нарушений слухового и фонематического восприятия; звукопроизношения;   состояния  артикуляционной  моторики,  особенностей слогового  оформления  слов разной  степени  сложности его звукового  состава.

1. Проверка состояния слухового внимания и фонематического восприятия.

Для исследования слухового внимания можно использовать методику Г.А.Волковой. (Методика обследования сенсорных функций).

Приёмы для всех возрастных групп:

     * Показать, какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т.п.

* Определить направление звучания предмета или игрушки

* Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги – тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего карандаша и т.д.

Отметить: ошибки в восприятии услышанного: неправильное называние звучащего инструмента, неумение определить направление звучания.

Выполнение заданий оценивается следующим образом:

3 балла – точное и правильное определение;

2 балла – ошибки в определении (менее 50%);

1 балл –  большое кол-во ошибок в определении (более 50%);

0 баллов - отказ от выполнения, полная невозможность определения.

Для  исследования слухо-произносительной дифференциации звуков можно использовать материалы речевой карты (раздел «Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза) или следующие приёмы:

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»:

 ба – па                  па – ба

 са – за                   за – са

 жа – ща                ща – жа

 са – ша                 ша – са

 ла – ра                  ра – ла

 ма – на – ма          на – ма – на

 да – та – да           ка – га – ка

 за – са – за            са – за – са

 ша – жа – ша        жа – ша – жа

 са – ша – са           ша – са – ша

 ца – са – ца            са – ца – са

 ча – тя – ча            тя – ча – тя  

 ра – ла – ра            ла – ра – ла  

Выполнение заданий оценивается следующим образом:

3 балла – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

2 балла – первый член воспроизводится правильно, второй (третий) уподобляется первому;

1 балл – неточное воспроизведение обоих членов пары (всех членов тройки) с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

2.Исследование кинетической основы артикуляторных движений.

  Для этого исследования также можно использовать материал речевой карты или использовать следующий приём:

 Выполнение отдельных артикуляторных движений с использованием зрительного восприятия:

1.        растянуть губы в улыбке,

2.        вытянуть губы вперед трубочкой,

3.        высунуть широкий язык,

4.        высунуть узкий язык,

5.        сделать «чашечку»,

6.        поднять язык на верхнюю губу,

7.        опустить язык на нижние зубы,

8.        поднять кончик языка за верхние зубы, за нижние зубы, упражнение        

          «маятник»,

Инструкция:  а) «Я буду тебе показывать различные упражнения для языка и губ. А ты внимательно смотри и постарайся правильно их повторить перед зеркалом». б) Последовательное выполнение серий движений: губы в улыбке – трубочкой, язык широкий – узкий, язык на верхнюю – на нижнюю губу, растянуть губы в улыбке – язык в правый, в левый угол рта.

Критериями оценок служат следующие параметры артикуляторных движений: тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный), активность (нормальная, заторможенность, расторможенность), объем движений (достаточный, ограниченный), точность (точное выполнение, неточное выполнение), длительность удерживания положения (достаточная, неумение длительно удерживать положение артикуляторных органов), темп движений (быстрый, нормальный, медленный), переключаемость движений (нормальная, трудности переключения от одного движения к другому), наличие сопутствующих движений, характер нарушения движений.

Выполнение заданий оценивается следующим образом:

Высокий уровень (4 балла) – правильное выполнение упражнений по всем параметрам.

Уровень выше среднего (3 балла) - правильное выполнение упражнений с помощью экспериментатора.

Средний уровень (2 балла) – незначительное нарушение отдельных параметров движений.

Уровень ниже среднего (1 балл) – значительное нарушение многих параметров движений

Низкий уровень (0 баллов) – неумение выполнить движение.

3.  Обследование звукопроизношения.

Инструкция: «Повторяй за мной слова».

Собака – маска – нос

Сено – василек – высь

Замок – коза

Зима – магазин

Цапля – овца – палец

Шуба – кошка – камыш

Жук – ножи

Щука – вещи – лещ

Чайка–очки–ночь

Рыба – корова – топор

Река – варенье – дверь

Лампа – молоко – пол

Лето – колесо – пол

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков ( б, п, д, т, г, к, х) и й. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи предоставляется в ходе дальнейшего обследования.

Предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные ( 1 группа – свистящие с, с`, з, з`, ц; 2 – шипящие ш, ж, ч, щ; 3 – л, л`; 4 – р, р`) и пятая группа – остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже: задненебные звуки г, к, х и г`, к`, х`, сонорный звук й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков

Критерии оценки:

Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу:

3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

2 балла – один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы.

1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;

0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.

4. Ритмическая и динамическая организация движений

Для исследования ритмической организации движений так же можно использовать материал речевой карты (восприятие и воспроизведение ритма). В данном случае предлагаются приёмы из методики Г.А Волковой.

* Простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок

 III II,   II  II  III,  III I III I

* Приём «Музыкальное эхо». Педагог ударяет в определённом ритме по ударному инструменту, например, в бубен, треугольник, тарелки. Барабан и т.д., испытуемый в том же ритме точно повторяет услышанное.

Исследование динамической координации движений:

* Маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток, между шагами.

Отметить: выполняет верно с первого раза, выполняет верно со второго-третьего раза, напрягается, движения рук и ног скованные, чередование шага и хлопка не удаётся.

* Выполнить подряд шесть плавных движений. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках (для дошкольников – три приседания).

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; крайне напрягается, становится на всю ступню.

Выполнение заданий оценивается следующим образом:

3 балла – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

2 балла –    задание выполняется вначале правильно, но при истощении        

                       нестойкого навыка возникают ошибки, которые                    

                       преодолеваются путём организации внимания и  

                       эмоциональным подкреплением;

 1 балл –   выполнение задания значительно ограничено;

 0 баллов –    выполнение задания не доступно.

5. Исследование пространственной ориентации.

По подражанию. Повторить за педагогом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет (зал) из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет (зал) вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по кабинету (залу), начиная движение справа, то же слева.

Проделать эти задания по словесной инструкции.

Отметить ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.

    3 балла – задание выполняется правильно, навыки автоматизированы.

    2 балла –    задание выполняется вначале правильно, но при истощении        

                       нестойкого навыка возникают ошибки, которые                    

                       преодолеваются путём организации внимания и  

                       эмоциональным подкреплением;

    1 балл –   выполнение задания значительно ограничено;

    0 баллов –  выполнение задания не доступно.

 5. Исследование воспроизведения звукослоговой структуры слов

Материал исследование: картинки   и слова различной  звукослоговой структуры слова

Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности.

Ведущий прием - называние предъявляемых предметных картинок по инструкции: "Скажи, что (кто) это".

Задание 1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит.

Задание 2. произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГ - муха, лиса, вода, вата, коты, ноты;

б) слова типа СГСГС - петух, банан, диван, хомяк, вагон, веник.

Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков в начале слова- гном, хлеб, стул, блин, внук, клен;

б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова- бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.

Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов - овца, банка, банты, кофта, тапки, медведь;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале слова - знаки, гномы, слоны, шкафы, столы, ступа.

Задание 5. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ - панама, кубики лисята, собака, машина, лопата СГСГСГС - котенок, помидор, колобок, телефон, бегемот, барабан.

б) слова типа трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

автобус, ананас, актриса,  карандаш, клубника, стрекоза,

Задание 7. Произнесение многосложных слов. Речевой и картинный материал:

а) слова без стечений согласных звуков- Буратино, черепаха,велосипед, кукуруза, гусеница, макароны;

б) слова со стечениями согласных звуков- шахматисты, водопроводчик, сковородка, космонавты, учительница, футболист

Критерием оценки служит количество правильно воспроизведенных слов. Замены звуков, обусловленные нарушением звукопроизношения, не учитываются при обработке результатов исследования.

Высокий уровень (4 балла) - правильное воспроизведение всех предложенных слов.

Уровень выше среднего (3 балла) - неправильное воспроизведение пятисложных слов и четырехсложных со стечением согласных.

Средний уровень (2 балла) – неправильное воспроизведение пятисложных, четырехсложных слов и трехсложных слов различной звукослоговой структуры.

Уровень ниже среднего (1 балл) - правильное воспроизведение только односложных и двусложных слов различной звукослоговой структуры..

Низкий уровень (0 баллов) – правильное воспроизведение только простых односложных и двухсложных слов.

(Протокол обследования ребёнка см. в Приложении)

Литература.

  1. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи.- СПб., " Детство пресс", 2007
  2. Волкова Г.А.Логопедическая ритмика.-СПб, «XXI век», 1998.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоления общего недоразвития речи у дошкольников. -М., 1998.
  4.  Лалаева Р.И. Методика  психолингвистического  исследования  нарушений  устной  речи у детей. – М.,2004 г.
  5.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов - М.: `Издательство `Гном и Д`, 2001.  

Приложение

Диагностика нарушений звукослоговой структуры слова.

Протокол обследования ребёнка.

Фамилия, имя ……………………………………………………………….. Возраст ……………..

Дата диагностики …………………………………………………………….

Дата диагностики:

общ.

балл

общ.

балл

Слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Дифференциация звучащих предметов

бубен – флейта

металлофон – маракас

две погремушки

два колокольчика

Определить направление звучания предмета или игрушки

Определить, что слышится из-за ширмы

Слухо-произносительная дифференциация звуков.

 ба – па                  па – ба

 са – за                   за – са

 жа – ща                ща – жа

 са – ша                 ша – са

 ла – ра                  ра – ла

 ма – на – ма           на – ма – на

 да – та – да           ка – га – ка

 за – са – за             са – за – са

 ша – жа – ша        жа – ша – жа

Исследование кинетической основы движений.

 растянуть губы в улыбке

 вытянуть губы вперед трубочкой

 высунуть широкий язык

  высунуть узкий язык

  сделать «чашечку»

  поднять язык на верхнюю губу

  опустить язык на нижние зубы

  поднять кончик языка за верхние зубы    за нижние зубы, упражнение   «маятник».      

 Обследование звукопроизношения.

свистящие

шипящие

соноры Л, Ль

соноры Р, Рь

другие звуки

Ритмическая и динамическая организация движений.

Ритмическая организация движений.

простучать ритмический рисунок

«Музыкальное эхо»

Исследование динамической координации движений

Маршировать, чередуя шаг и хлопок

Три приседания

Проба «Кулак – ребро – ладонь»

Проба «Кулак – ребро – ладонь» с закр. глазами.

Исследование пространственной ориентации.

Выполнение заданий по подражанию

Выполнение по словесной инструкции

Проба Хеда

Двухмерное пространство (работа в тетради)

Исследование воспроизведения звукослоговой структуры слова.

односложные : дом, мак

двусложные  СГСГ: муха, лиса; СГСГС: петух, банан

односложные со стечением СГСС, ССГС: винт, стол

двусложные со стечением СГССГ, ССГСГ: кофта, шкафы

3-х сложные СГСГСГ, СГСГСГС: панама, котёнок

3-х сложные со стечением: автобус, актриса

многосложные без стечения: буратино, черепаха

многосложные со стечением: водопроводчик

Общие баллы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нарушение звукослоговой структуры слов и границ между словами

Логопедам о работе по развитию звукслоговой структуры слов...

Методические рекомендации к проведению логопедической работы по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Важнейшее значение в работе по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет индивидуальный подход к детям, в основе которого лежит учёт уровня разв...

О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией.

Стертая форма дизартрии- это нарушения речевой деятельности в связи с расстройством артикуляции при поражениях нервной системы...

«Вариативные подходы к программе «Коррекция звукослоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3) как средство профилактики нарушений письменной речи на почве несформированности языкового анализа и синтеза»

В методическое пособие «Вариативные подходы к реализации целей логопедических занятий по программе «Логообучалочка» включены:- программа «Коррекция звукослоговой структуры слов...

Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников

в данной статье рассматриваются нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников и последовательность работы по их устранению, раскрыты вопросы об актуальности и необходимости проведения работы ...

Голубева Г.Г." Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников "

В пособии представлена методика проведения логопедических занятий по преодолению нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Пособие соответствует «Програ...

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников...