План-конспект НОД «Путешествие по произведениям К.И. Чуковского» для детей старшего возраста с использованием ЭОР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кузьмина Марина Тимофеевна

План-конспект НОД для детей старшей группы с использованием ЭОР

на тему «Путешествие по произведениям К.И. Чуковского»

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

1. Познавательное развитие:

·        Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.

·        Развивать интерес к художественной литературе.

·        Содействовать развитию у детей устойчивого внимания, памяти и логического  мышления.

 

2. Речевое развитие: 

·        побуждать «помогать» героям произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи;

·        закреплять умения детей читать наизусть стихотворения, совершенствовать речетворческие способности детей.

·        совершенствовать грамматический строй речи;

·        развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание;

·        закрепить умения согласовывать речь с движением.

 

3. Социально-коммуникативное развитие:

·     Развивать стремление детей к постоянному общению с книгой.

·     Формировать умение почувствовать красоту и выразительность языка литературного произведения.

·     Учить проявлять инициативу в общении, стремление к получению новых знаний.

·     Совершенствовать речевые навыки; умение вступать в разговор, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения.

·     Учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями.

·     Формировать инициативность и способность к импровизации.

·     Развивать желание  проявлять интерес  к событиям, происходящим в сказке.

·     Развивать умение сопереживать сказочным героям.

 

4. Художественно-эстетическое развитие:

·     развивать сенсомоторные способности, фантазию, воображение;

·     прививать любовь к стихотворному творчеству.

 

5. Физическое развитие:

·     Формировать положительную мотивацию к самовыражению в движении и образном перевоплощении;

·     Развивать двигательное творчество детей.

Методы и приемы:     

– практические: действия с разрезными картинками, упражнение «Рисование манкой»,  физминутка доктора Айболита, дыхательная гимнастика «Надуй шарик», дидактические игры «Отгадай, найди, назови», «Аквариум»;

– наглядные: просмотр презентации; рассматривание вещей-потеряшек;

– словесные: рассказ воспитателя о писателе, загадки, чистоговорка,  рифмовки,  художественное слово, вопросы.

 

Материалы и оборудование: проектор, портрет К. Чуковского, презентация «Путешествие по произведениям К. Чуковского»; тарелка, самовар, телефон, мыло, шарик, конверты с разрезными картинками, выставка книг К. Чуковского.

 

Предварительная работа: изготовление коллажа «Произведения К.И. Чуковского»; изготовление альбома «Иллюстрации и герои сказок К.И. Чуковского»; беседа на тему: «Какие мы знаем произведения К.И. Чуковского»; словесная игра «Опиши и отгадай»;  дидактические игры «Кто где живёт», «Отгадай из какой сказки».

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутки  доктора Айболита

Игровая

Дидактическая игра «Собери картинку»

Познавательно-исследовательская

Дидактическая игра «Потеряшки», упражнение «Кто есть кто»

Коммуникативная

Дидактические игры «Отгадай, найди, назови», «Вспомни сказку»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Слушание рассказа о писателе, стихотворений, чистоговорка, ответы на вопросы воспитателя, загадки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_puteshestvie_po_proizvedeniyam_k.i._chukovskogo.docx51.77 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

«ДЕТСКИЙ САД № 9»

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ОТРАДНЫЙ САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

План-конспект НОД «Путешествие по произведениям К.И. Чуковского»

для детей старшего возраста

с использованием ЭОР

Автор-составитель:  

воспитатель высшей квалификационной категории Кузьмина М.Т.

Дата проведения:

26 марта 2014 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

2013 – 2014

учебный год

План-конспект НОД для детей старшей группы с использованием ЭОР

на тему «Путешествие по произведениям К.И. Чуковского»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

1. Познавательное развитие:

  • Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.
  • Развивать интерес к художественной литературе.
  • Содействовать развитию у детей устойчивого внимания, памяти и логического  мышления.

2. Речевое развитие:  

  • побуждать «помогать» героям произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи;
  • закреплять умения детей читать наизусть стихотворения, совершенствовать речетворческие способности детей.
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание;
  • закрепить умения согласовывать речь с движением.

3. Социально-коммуникативное развитие:

  • Развивать стремление детей к постоянному общению с книгой.
  • Формировать умение почувствовать красоту и выразительность языка литературного произведения.
  • Учить проявлять инициативу в общении, стремление к получению новых знаний.
  • Совершенствовать речевые навыки; умение вступать в разговор, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения.
  • Учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями.
  • Формировать инициативность и способность к импровизации.
  • Развивать желание  проявлять интерес  к событиям, происходящим в сказке.
  • Развивать умение сопереживать сказочным героям.

4. Художественно-эстетическое развитие:

  • развивать сенсомоторные способности, фантазию, воображение;
  • прививать любовь к стихотворному творчеству.

5. Физическое развитие:

  • Формировать положительную мотивацию к самовыражению в движении и образном перевоплощении;
  • Развивать двигательное творчество детей.

Методы и приемы:         

– практические: действия с разрезными картинками, упражнение «Рисование манкой»,  физминутка доктора Айболита, дыхательная гимнастика «Надуй шарик», дидактические игры «Отгадай, найди, назови», «Аквариум»;

– наглядные: просмотр презентации; рассматривание вещей-потеряшек;

– словесные: рассказ воспитателя о писателе, загадки, чистоговорка,  рифмовки,  художественное слово, вопросы.

Материалы и оборудование: проектор, портрет К. Чуковского, презентация «Путешествие по произведениям К. Чуковского»; тарелка, самовар, телефон, мыло, шарик, конверты с разрезными картинками, выставка книг К. Чуковского.

Предварительная работа: изготовление коллажа «Произведения К.И. Чуковского»; изготовление альбома «Иллюстрации и герои сказок К.И. Чуковского»; беседа на тему: «Какие мы знаем произведения К.И. Чуковского»; словесная игра «Опиши и отгадай»;  дидактические игры «Кто где живёт», «Отгадай из какой сказки».

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутки  доктора Айболита

Игровая

Дидактическая игра «Собери картинку»

Познавательно-исследовательская

Дидактическая игра «Потеряшки», упражнение «Кто есть кто»

Коммуникативная

Дидактические игры «Отгадай, найди, назови», «Вспомни сказку»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Слушание рассказа о писателе, стихотворений, чистоговорка, ответы на вопросы воспитателя, загадки.


Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный   момент.

Давайте вспомним нашу любимую чистоговорку.

Он-он-он, он-он-он –

У меня зазвонил телефон.

Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр –

Любит воду Мойдодыр.

Ил-ил-ил, ил-ил-ил –

Крокодил солнце в небе проглотил.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца, –

Нынче Муха-Цокотуха именинница.

Ит-ит-ит, ит-ит-ит –

Добрый доктор Айболит.

– А кто написал все книги, в которых живут герои чистоговорки?

– В детстве читать не умели мы сами

Слушали сказки все дни напролет.

Были те сказки наперечет

Про тараканище и крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про телефон и Федорино горе.

По ним мы учились всему понемногу,

Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу,

Чтобы  животных любить и жалеть,

Чтобы не хвастаться и не хитрить.

Хорошие книжки писал Дед Корней,

Воспитывал взрослых он и детей.

Дети входят в зал.

Чётко проговаривают скоро-говорку

Отвечают на вопрос воспита-теля.

Слушают стихотворение

Верно проговаривают слоги и звуки.

Правильно отвечают на вопрос и называют К. Чуковского.

Внимательно слуша-ют стихотворение, не отвлекаясь на посто-ронние предметы.

2.

Рассказ о писателе.

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой чело-век, которого знали все дети стра-ны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.

1 апреля 2007 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющие-ся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Вставал он очень рано, как толь-ко вставало солнце, и сразу же при-нимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский напи-сал для детей много стихов и сказок.

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретим-ся с героями сказок Корнея Чуков-ского.

Дети смотрят презентацию, слушают рассказ воспитателя о писателе.

Внимательно смотрят презентацию и слуша-ют воспитателя, не отвлекаясь на посто-ронние предметы.

3

Дидактическая игра

«Отгадай, найди, назови»

Ребята, я вам хочу загадать загадки. Отгадки находятся вокруг вас, предметы эти живут в сказках Чуковского. Вы должны отгадать, подойти к предмету и сказать название сказки.

  1. Она бывает глубокая

Она бывает мелкая

Однако, это не речка.

Ведь из неё едят всегда

  1. Через поле и лесок

     Раздаётся голосок,

     Он бежит по проводам –    

     Скажешь здесь, а слышно там

  1. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится 

  1. Он пыхтит, как паровоз,

     Важно кверху держит нос,

Пошумит, остепениться –

Пригласит чайку напиться               5.  Если надуть меня – я улечу,

Смирно лежать я никак не хочу

                                         (шарик)

Дыхательная гимнастика

«Надуй шарик»

Дети отгадывают загадки, находят предмет и говорят название сказки:

тарелка;  «Федорино горе»

телефон; «Телефон»

мыло; «Мойдодыр»

самовар; «Муха-Цокотуха»

надувают шарики

Верно отгадывают за-гадки, находят пред-меты-отгадки, пра-вильно называют сказку, демонстриру-ют знания, получен-ные ранее.

Осваивают навыки про-ведения дыхательной гимнастики

4.

Дидактическая игра

«Вспомни сказку».

Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого…

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки…
               

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше…
     

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…

     Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке…

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких…

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти…

Дети заканчивают рифмовку стихотворного отрывка, назы-вают сказку:

комара; «Муха – Цокотуха»

Айболит; «Айболит»

захрюкали, хрю-хрю; «Путаница» 

ворону; «Телефон»

воробей; «Тараканище»

темно; «Краденое солнце»

детей; «Бармалей»

не могу; «Федорино горе»

Правильно заканчи-вают рифмовку стихо-творного отрывка и называют сказку.

Демонстрируют полу-ченные ранее знания.

5.

С ранних лет стихи К.И. Чуковско-го приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ва-ши дедушки и бабушки не предста-вляют своего детства без “Айболи-та”, “Федорина горя”, “Телефона”. Стихи Чуковского великолепно зву-чат, развивают нашу речь, обогаща-ют нас новыми словами, формиру-ют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Упражнение «Кто есть кто».

Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит
Бармалей
Федора
Каракула
Мойдодыр  
Тотошка, Кокошка  
Цокотуха  
Рыжий, усатый великан  

Дети отвечают на вопрос вос-питателя:

доктор

– разбойник

– бабушка

– акула

– умывальник

– крокодильчики

– муха

– таракан

Демонстрируют зна-ния сказочных персо-нажей К. Чуковского.

6.

Дидактическая  игра «Потеряшки»

(с использованием ЭОР)

Ребята, вот деревья "потеряшки", на них растут те вещи, которые кто-то потерял. Кто из  вас, может помочь найти их владельцев? Но вы долж-ны не только назвать, кому принад-лежит эта вещь, но и прочитать строчку из этого произведения, в котором о ней говорится.

 

Дети рассматривают вещи-«потеряшки», которые появля-ются на экране: телефон, ша-рик, мыло, блюдце,  калоша, термометр. Называют предмет, говорят, кому он принадлежит и читают строчку из произ-ведения

– У меня зазвонил телефон... ("Телефон")

– А за ним комарики  

На  воздушном  шарике. ("Тараканище")                                                                                         – Пришли мне дюжину                                                                        

   Новых калош...   ("Телефон")

– Вот и мыло подскочило ("Мойдодыр")                                         

–  А за  ними блюдца...  ("Федорино  горе")

–  И ставит, и ставит                                                                        

    Им градусники... ("Айболит")                                                    

Правильно употребля-ют падежные оконча-ния существительных.

Грамматически верно строят предложения при ответе.

7.

А сейчас я хочу предложить вам вопросы небольшой викторины по сказкам Чуковского.

1. На чем ехали зайчики в сказке "Тараканище"?  

2. Что упало на слониху в сказке "Тараканище"?

3. Почему болели животы у ца-пель, которые просили прислать им капли, в стихотворении "Телефон"?  

4. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке?

5. Зачем свинья из стихотворения "Телефон" просила по телефону прислать к ней соловья?

6. Какое грозное слово произнес Мойдодыр после того, как ударил в медный таз?

7. Продолжите фразу из сказки "Мойдодыр": "Да здравствует мыло душистое..."

8. Кто напал на муху-цокотуху?

9. Что нес отважный комарик, который спас муху-цокотуху?

10. Какая сказка Чуковского начи-нается именинами, а кончается свадьбой?

11. В сказке "Доктор Айболит" есть животное по имени гиппопотам. Как еще называем мы этого зверя?

– Закончите строчки, которые я прочту

«Добрый доктор…

Он поддеревом…

Приходи к нему лечиться

И корова, и…

И жучок, и …

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый…

(входит доктор Айболит)

Дети отвечают на вопросы викторины:

На трамвае.

Луна.

Они объелись лягушками.

Гоголем-моголем.

Чтоб спеть с ним вместе.

Карабарас.

и полотенце пушистое

Паук.

Может быть два ответа: фонарик и саблю.

"Муха-цокотуха".

Бегемот.

Дети заканчивают строчки, ко-торые читает воспитатель:

Айболит!

сидит.

волчица.

червячок,

доктор Айболит!

Чётко и быстро отве-чают на вопросы вик-торины. Демонстрируют зна-ние текстов сказок К. Чуковского

8.

Физминутка

Айболит: Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить?

– Нет, дорогой доктор. Наши дети здоровы, их лечить не надо.

Айболит: Ну, тогда встаньте в круг и покажите мне, какие вы крепкие и сильные.

Нас не надо вам лечить,

Добрый доктор Айболит.

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем,

А потом к траве присядем.

Как орлы летим, парим,

Во все стороны глядим,

Где же Африка – страна?

Может, помощь там нужна?

Вместе с Читой мы поскачем,

Как веселый, звонкий мячик.

Скок-поскок, скок-поскок,

Не цепляйся за сучок.

Дружно к бедным страусятам

По траве пройдут ребята.

Ноги будут поднимать,

По густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали,

Сами сильными стали.

Дети встают в круг, показывают физминутку:

Дети шагают друг за другом по кругу,

поглаживают животики,

руки тянут вверх,

приседают,

«машут» руками,

«глядят» из-под руки,

подскоки по кругу,

шагают,

показывают, какие сильные.

Выполняют движения пластично и вырази-тельно.

Демонстрируют коор-динацию речи с дви-жением.

Правильно согласовывают слова с движением.

Владеют разными видами движения.

9.

Игра «Собери картинку».

Айболит: Я вижу, какие вы сильные и крепкие. А теперь я хочу посмот-реть, какие вы сообразительные. Я приготовил для вас задание. В конвертах находятся разрезные картинки по сказкам Чуковского. Вам нужно собрать картинку; сказать, из какой она сказки и объяснить, почему вы так думаете.

Дети разбирают конверты с разрезными картинками, соби-рают сказочные сюжеты, на-зывают их и объясняют своё мнение.

Правильно образуют грамматические фор-мы.

Демонстрируют зна-ние сказок К. Чуковс-кого

10.

– Спасибо Вам, доктор Айболит! Приходите к нам ещё! А мы с вами, ребята, давайте пройдём к нашей выставке и рассмотрим книги. Но прежде, надо вспомнить правила обращения с книгами. Какие правила вы знаете?

Но есть ещё одно золотое правило, которое надо запомнить: "Книги любят тишину", поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и ба-ловаться, надо быть внимательны-ми. Все, запомнили это правило?...

– Как мы должны вести себя?...

Воспитатель показывает детям книги и спрашивает, чему учит та или иная сказка:

«Мойдодыр»

«Федорино горе»

«Айболит»

«Тараканище»

«Муха-Цокотуха»

Дети перечисляют правила обращения с книгами:

  1. Книги брать чистыми руками
  2. Книги нельзя рвать
  3. Книги нельзя мять
  4. Нельзя рисовать на книгах
  5. Нельзя загибать углы

Да.

Тихо.

– аккуратности и опрятности.

– бережному обращению с посудой, порядку.

– быть добрыми, заботиться о других.

– быть смелыми.

– смелости, уметь помогать другим.

Грамматически верно строят предложения при ответе на вопросы.

Демонстрируют знания правил обращения с книгами.

11.

– Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в дет-ские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал Корней Иванович.

– Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки?

Хорошие книжки  писал дед Корней –

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети

Сказки читать веселые эти.

Дети. Потому что они добрые, веселые, интересные.

Верно отвечают на вопрос воспитателя.

Внимательно слушают стихотворения, не от-влекаясь на посторон-ние предметы.

12.

Подведение итогов викторины.

Ребята! Я вами очень довольна! Какие вы все молодцы! Как хорошо вы запомнили К.И. Чуковского и его чудесные, изумительные сказ-ки! Вам понравилась викторина? А мне понравилась ещё больше!

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Правильно отвечают на вопросы, демонст-рируют полученные знания.

Итоговое мероприятие: выставка книг К. Чуковского        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный досуг по произведениям К.И.Чуковского (для детей старшей возрастной группы)

Досуг поможет в игровой форме закрепить знания о произведениях К,И,Чуковского и активизировать читательский интерес дошкольников....

Сценарий литературного праздника по произведениям Корнея Ивановича Чуковского для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у дедушки Корнея»

Задачи:- Способствовать развитию творческого потенциала у детей.- Развивать эмоциональную отзывчивость, способность понимать настроение литературных героев.- Формировать умение свободно общаться со вз...

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» для детей старшей группы

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по развитию речи " Путешествие по сказкам К. И. Чуковского " для детей старшей группы....

Сценарий литературной викторины по произведениям К.И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий литературной викторины по произведениям К.И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста...

Мини-квест по произведениям К.И.Чуковского для детей старшей группы.

Мини-квест по произведениям К.И.Чуковского для детей старшей группы.Цель: Создать условия для расширения знаний о литературном творчестве детского писателя, сказочника.Образовательные задачи.Способств...

Авторская разработка-инсценировка по произведениям К.И. Чуковского для детей дошкольного возраста.

Небольшая тетрализованная постановка, своего рода поппури по произведениямК.И.Чуковского.Роли исполняю дети старщего дошкольного возраста (Дедушка Корней,Муха-Цокотуха,Комарик,Бибигон,Айболит,Бармалей...

Квест-игра «Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста

Расширять и закреплять знания детей о содержании произведений К. И. Чуковского...