План-конспект НОД «Путешествие по произведениям К.И. Чуковского» для детей старшего возраста с использованием ЭОР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
План-конспект НОД для детей старшей группы с использованием ЭОР
на тему «Путешествие по произведениям К.И. Чуковского»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
1. Познавательное развитие:
· Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.
· Развивать интерес к художественной литературе.
· Содействовать развитию у детей устойчивого внимания, памяти и логического мышления.
2. Речевое развитие:
· побуждать «помогать» героям произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи;
· закреплять умения детей читать наизусть стихотворения, совершенствовать речетворческие способности детей.
· совершенствовать грамматический строй речи;
· развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание;
· закрепить умения согласовывать речь с движением.
3. Социально-коммуникативное развитие:
· Развивать стремление детей к постоянному общению с книгой.
· Формировать умение почувствовать красоту и выразительность языка литературного произведения.
· Учить проявлять инициативу в общении, стремление к получению новых знаний.
· Совершенствовать речевые навыки; умение вступать в разговор, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения.
· Учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями.
· Формировать инициативность и способность к импровизации.
· Развивать желание проявлять интерес к событиям, происходящим в сказке.
· Развивать умение сопереживать сказочным героям.
4. Художественно-эстетическое развитие:
· развивать сенсомоторные способности, фантазию, воображение;
· прививать любовь к стихотворному творчеству.
5. Физическое развитие:
· Формировать положительную мотивацию к самовыражению в движении и образном перевоплощении;
· Развивать двигательное творчество детей.
Методы и приемы:
– практические: действия с разрезными картинками, упражнение «Рисование манкой», физминутка доктора Айболита, дыхательная гимнастика «Надуй шарик», дидактические игры «Отгадай, найди, назови», «Аквариум»;
– наглядные: просмотр презентации; рассматривание вещей-потеряшек;
– словесные: рассказ воспитателя о писателе, загадки, чистоговорка, рифмовки, художественное слово, вопросы.
Материалы и оборудование: проектор, портрет К. Чуковского, презентация «Путешествие по произведениям К. Чуковского»; тарелка, самовар, телефон, мыло, шарик, конверты с разрезными картинками, выставка книг К. Чуковского.
Предварительная работа: изготовление коллажа «Произведения К.И. Чуковского»; изготовление альбома «Иллюстрации и герои сказок К.И. Чуковского»; беседа на тему: «Какие мы знаем произведения К.И. Чуковского»; словесная игра «Опиши и отгадай»; дидактические игры «Кто где живёт», «Отгадай из какой сказки».
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутки доктора Айболита |
Игровая | Дидактическая игра «Собери картинку» |
Познавательно-исследовательская | Дидактическая игра «Потеряшки», упражнение «Кто есть кто» |
Коммуникативная | Дидактические игры «Отгадай, найди, назови», «Вспомни сказку» |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Слушание рассказа о писателе, стихотворений, чистоговорка, ответы на вопросы воспитателя, загадки. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_puteshestvie_po_proizvedeniyam_k.i._chukovskogo.docx | 51.77 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
«ДЕТСКИЙ САД № 9»
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ОТРАДНЫЙ САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ
План-конспект НОД «Путешествие по произведениям К.И. Чуковского»
для детей старшего возраста
с использованием ЭОР
Автор-составитель:
воспитатель высшей квалификационной категории Кузьмина М.Т.
Дата проведения:
26 марта 2014 года
2013 – 2014
учебный год
План-конспект НОД для детей старшей группы с использованием ЭОР
на тему «Путешествие по произведениям К.И. Чуковского»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
1. Познавательное развитие:
- Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.
- Развивать интерес к художественной литературе.
- Содействовать развитию у детей устойчивого внимания, памяти и логического мышления.
2. Речевое развитие:
- побуждать «помогать» героям произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи;
- закреплять умения детей читать наизусть стихотворения, совершенствовать речетворческие способности детей.
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание;
- закрепить умения согласовывать речь с движением.
3. Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать стремление детей к постоянному общению с книгой.
- Формировать умение почувствовать красоту и выразительность языка литературного произведения.
- Учить проявлять инициативу в общении, стремление к получению новых знаний.
- Совершенствовать речевые навыки; умение вступать в разговор, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения.
- Учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями.
- Формировать инициативность и способность к импровизации.
- Развивать желание проявлять интерес к событиям, происходящим в сказке.
- Развивать умение сопереживать сказочным героям.
4. Художественно-эстетическое развитие:
- развивать сенсомоторные способности, фантазию, воображение;
- прививать любовь к стихотворному творчеству.
5. Физическое развитие:
- Формировать положительную мотивацию к самовыражению в движении и образном перевоплощении;
- Развивать двигательное творчество детей.
Методы и приемы:
– практические: действия с разрезными картинками, упражнение «Рисование манкой», физминутка доктора Айболита, дыхательная гимнастика «Надуй шарик», дидактические игры «Отгадай, найди, назови», «Аквариум»;
– наглядные: просмотр презентации; рассматривание вещей-потеряшек;
– словесные: рассказ воспитателя о писателе, загадки, чистоговорка, рифмовки, художественное слово, вопросы.
Материалы и оборудование: проектор, портрет К. Чуковского, презентация «Путешествие по произведениям К. Чуковского»; тарелка, самовар, телефон, мыло, шарик, конверты с разрезными картинками, выставка книг К. Чуковского.
Предварительная работа: изготовление коллажа «Произведения К.И. Чуковского»; изготовление альбома «Иллюстрации и герои сказок К.И. Чуковского»; беседа на тему: «Какие мы знаем произведения К.И. Чуковского»; словесная игра «Опиши и отгадай»; дидактические игры «Кто где живёт», «Отгадай из какой сказки».
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутки доктора Айболита |
Игровая | Дидактическая игра «Собери картинку» |
Познавательно-исследовательская | Дидактическая игра «Потеряшки», упражнение «Кто есть кто» |
Коммуникативная | Дидактические игры «Отгадай, найди, назови», «Вспомни сказку» |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Слушание рассказа о писателе, стихотворений, чистоговорка, ответы на вопросы воспитателя, загадки. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Организационный момент. Давайте вспомним нашу любимую чистоговорку. Он-он-он, он-он-он – У меня зазвонил телефон. Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – Любит воду Мойдодыр. Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил. Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – Нынче Муха-Цокотуха именинница. Ит-ит-ит, ит-ит-ит – Добрый доктор Айболит. – А кто написал все книги, в которых живут герои чистоговорки? – В детстве читать не умели мы сами Слушали сказки все дни напролет. Были те сказки наперечет Про тараканище и крокодила, Про Айболита и Мойдодыра, Про телефон и Федорино горе. По ним мы учились всему понемногу, Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу, Чтобы животных любить и жалеть, Чтобы не хвастаться и не хитрить. Хорошие книжки писал Дед Корней, Воспитывал взрослых он и детей. | Дети входят в зал. Чётко проговаривают скоро-говорку Отвечают на вопрос воспита-теля. Слушают стихотворение | Верно проговаривают слоги и звуки. Правильно отвечают на вопрос и называют К. Чуковского. Внимательно слуша-ют стихотворение, не отвлекаясь на посто-ронние предметы. |
2. | Рассказ о писателе. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой чело-век, которого знали все дети стра-ны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 1 апреля 2007 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков. Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющие-ся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Вставал он очень рано, как толь-ко вставало солнце, и сразу же при-нимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги. Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский напи-сал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретим-ся с героями сказок Корнея Чуков-ского. | Дети смотрят презентацию, слушают рассказ воспитателя о писателе. | Внимательно смотрят презентацию и слуша-ют воспитателя, не отвлекаясь на посто-ронние предметы. |
3 | Дидактическая игра «Отгадай, найди, назови» Ребята, я вам хочу загадать загадки. Отгадки находятся вокруг вас, предметы эти живут в сказках Чуковского. Вы должны отгадать, подойти к предмету и сказать название сказки.
Она бывает мелкая Однако, это не речка. Ведь из неё едят всегда
Раздаётся голосок, Он бежит по проводам – Скажешь здесь, а слышно там
Но не выпущу его я Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится
Важно кверху держит нос, Пошумит, остепениться – Пригласит чайку напиться 5. Если надуть меня – я улечу, Смирно лежать я никак не хочу (шарик) Дыхательная гимнастика «Надуй шарик» | Дети отгадывают загадки, находят предмет и говорят название сказки: тарелка; «Федорино горе» телефон; «Телефон» мыло; «Мойдодыр» самовар; «Муха-Цокотуха» надувают шарики | Верно отгадывают за-гадки, находят пред-меты-отгадки, пра-вильно называют сказку, демонстриру-ют знания, получен-ные ранее. Осваивают навыки про-ведения дыхательной гимнастики |
4. | Дидактическая игра «Вспомни сказку». Веселится народ- Лечит маленьких детей, Свинки замяукали – мяу – мяу, Нет – нет! Соловей Только вдруг из – за кусточка Солнце по небу гуляло И мне не надо А посуда вперёд и вперёд | Дети заканчивают рифмовку стихотворного отрывка, назы-вают сказку: комара; «Муха – Цокотуха» Айболит; «Айболит» захрюкали, хрю-хрю; «Путаница» ворону; «Телефон» воробей; «Тараканище» темно; «Краденое солнце» детей; «Бармалей» не могу; «Федорино горе» | Правильно заканчи-вают рифмовку стихо-творного отрывка и называют сказку. Демонстрируют полу-ченные ранее знания. |
5. | С ранних лет стихи К.И. Чуковско-го приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ва-ши дедушки и бабушки не предста-вляют своего детства без “Айболи-та”, “Федорина горя”, “Телефона”. Стихи Чуковского великолепно зву-чат, развивают нашу речь, обогаща-ют нас новыми словами, формиру-ют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Упражнение «Кто есть кто». Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? Айболит | Дети отвечают на вопрос вос-питателя: – доктор – разбойник – бабушка – акула – умывальник – крокодильчики – муха – таракан | Демонстрируют зна-ния сказочных персо-нажей К. Чуковского. |
6. | Дидактическая игра «Потеряшки» (с использованием ЭОР) Ребята, вот деревья "потеряшки", на них растут те вещи, которые кто-то потерял. Кто из вас, может помочь найти их владельцев? Но вы долж-ны не только назвать, кому принад-лежит эта вещь, но и прочитать строчку из этого произведения, в котором о ней говорится.
| Дети рассматривают вещи-«потеряшки», которые появля-ются на экране: телефон, ша-рик, мыло, блюдце, калоша, термометр. Называют предмет, говорят, кому он принадлежит и читают строчку из произ-ведения – У меня зазвонил телефон... ("Телефон") – А за ним комарики На воздушном шарике. ("Тараканище") – Пришли мне дюжину Новых калош... ("Телефон") – Вот и мыло подскочило ("Мойдодыр") – А за ними блюдца... ("Федорино горе") – И ставит, и ставит Им градусники... ("Айболит") | Правильно употребля-ют падежные оконча-ния существительных. Грамматически верно строят предложения при ответе. |
7. | А сейчас я хочу предложить вам вопросы небольшой викторины по сказкам Чуковского. 1. На чем ехали зайчики в сказке "Тараканище"? 2. Что упало на слониху в сказке "Тараканище"? 3. Почему болели животы у ца-пель, которые просили прислать им капли, в стихотворении "Телефон"? 4. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? 5. Зачем свинья из стихотворения "Телефон" просила по телефону прислать к ней соловья? 6. Какое грозное слово произнес Мойдодыр после того, как ударил в медный таз? 7. Продолжите фразу из сказки "Мойдодыр": "Да здравствует мыло душистое..." 8. Кто напал на муху-цокотуху? 9. Что нес отважный комарик, который спас муху-цокотуху? 10. Какая сказка Чуковского начи-нается именинами, а кончается свадьбой? 11. В сказке "Доктор Айболит" есть животное по имени гиппопотам. Как еще называем мы этого зверя? – Закончите строчки, которые я прочту «Добрый доктор… Он поддеревом… Приходи к нему лечиться И корова, и… И жучок, и … И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый… (входит доктор Айболит) | Дети отвечают на вопросы викторины: На трамвае. Луна. Они объелись лягушками. Гоголем-моголем. Чтоб спеть с ним вместе. Карабарас. и полотенце пушистое Паук. Может быть два ответа: фонарик и саблю. "Муха-цокотуха". Бегемот. Дети заканчивают строчки, ко-торые читает воспитатель: Айболит! сидит. волчица. червячок, доктор Айболит! | Чётко и быстро отве-чают на вопросы вик-торины. Демонстрируют зна-ние текстов сказок К. Чуковского |
8. | Физминутка Айболит: Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить? – Нет, дорогой доктор. Наши дети здоровы, их лечить не надо. Айболит: Ну, тогда встаньте в круг и покажите мне, какие вы крепкие и сильные. Нас не надо вам лечить, Добрый доктор Айболит. Будем бегать и шагать, Будем силы набирать. Не болят у нас животики, Как у бедных бегемотиков. К солнцу руки мы потянем, А потом к траве присядем. Как орлы летим, парим, Во все стороны глядим, Где же Африка – страна? Может, помощь там нужна? Вместе с Читой мы поскачем, Как веселый, звонкий мячик. Скок-поскок, скок-поскок, Не цепляйся за сучок. Дружно к бедным страусятам По траве пройдут ребята. Ноги будут поднимать, По густой траве шагать. Всем мы помощь оказали, Сами сильными стали. | Дети встают в круг, показывают физминутку: Дети шагают друг за другом по кругу, поглаживают животики, руки тянут вверх, приседают, «машут» руками, «глядят» из-под руки, подскоки по кругу, шагают, показывают, какие сильные. | Выполняют движения пластично и вырази-тельно. Демонстрируют коор-динацию речи с дви-жением. Правильно согласовывают слова с движением. Владеют разными видами движения. |
9. | Игра «Собери картинку». Айболит: Я вижу, какие вы сильные и крепкие. А теперь я хочу посмот-реть, какие вы сообразительные. Я приготовил для вас задание. В конвертах находятся разрезные картинки по сказкам Чуковского. Вам нужно собрать картинку; сказать, из какой она сказки и объяснить, почему вы так думаете. | Дети разбирают конверты с разрезными картинками, соби-рают сказочные сюжеты, на-зывают их и объясняют своё мнение. | Правильно образуют грамматические фор-мы. Демонстрируют зна-ние сказок К. Чуковс-кого |
10. | – Спасибо Вам, доктор Айболит! Приходите к нам ещё! А мы с вами, ребята, давайте пройдём к нашей выставке и рассмотрим книги. Но прежде, надо вспомнить правила обращения с книгами. Какие правила вы знаете? Но есть ещё одно золотое правило, которое надо запомнить: "Книги любят тишину", поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и ба-ловаться, надо быть внимательны-ми. Все, запомнили это правило?... – Как мы должны вести себя?... Воспитатель показывает детям книги и спрашивает, чему учит та или иная сказка: «Мойдодыр» «Федорино горе» «Айболит» «Тараканище» «Муха-Цокотуха» | Дети перечисляют правила обращения с книгами:
Да. Тихо. – аккуратности и опрятности. – бережному обращению с посудой, порядку. – быть добрыми, заботиться о других. – быть смелыми. – смелости, уметь помогать другим. | Грамматически верно строят предложения при ответе на вопросы. Демонстрируют знания правил обращения с книгами. |
11. | – Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в дет-ские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал Корней Иванович. – Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки? Хорошие книжки писал дед Корней – Воспитывал взрослых он и детей. Будут и внуки наши, и дети Сказки читать веселые эти. | Дети. Потому что они добрые, веселые, интересные. | Верно отвечают на вопрос воспитателя. Внимательно слушают стихотворения, не от-влекаясь на посторон-ние предметы. |
12. | Подведение итогов викторины. Ребята! Я вами очень довольна! Какие вы все молодцы! Как хорошо вы запомнили К.И. Чуковского и его чудесные, изумительные сказ-ки! Вам понравилась викторина? А мне понравилась ещё больше! | Дети отвечают на вопросы воспитателя. | Правильно отвечают на вопросы, демонст-рируют полученные знания. |
Итоговое мероприятие: выставка книг К. Чуковского
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный досуг по произведениям К.И.Чуковского (для детей старшей возрастной группы)
Досуг поможет в игровой форме закрепить знания о произведениях К,И,Чуковского и активизировать читательский интерес дошкольников....
Сценарий литературного праздника по произведениям Корнея Ивановича Чуковского для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у дедушки Корнея»
Задачи:- Способствовать развитию творческого потенциала у детей.- Развивать эмоциональную отзывчивость, способность понимать настроение литературных героев.- Формировать умение свободно общаться со вз...
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» для детей старшей группы
Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по развитию речи " Путешествие по сказкам К. И. Чуковского " для детей старшей группы....
Сценарий литературной викторины по произведениям К.И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий литературной викторины по произведениям К.И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста...
Мини-квест по произведениям К.И.Чуковского для детей старшей группы.
Мини-квест по произведениям К.И.Чуковского для детей старшей группы.Цель: Создать условия для расширения знаний о литературном творчестве детского писателя, сказочника.Образовательные задачи.Способств...
Авторская разработка-инсценировка по произведениям К.И. Чуковского для детей дошкольного возраста.
Небольшая тетрализованная постановка, своего рода поппури по произведениямК.И.Чуковского.Роли исполняю дети старщего дошкольного возраста (Дедушка Корней,Муха-Цокотуха,Комарик,Бибигон,Айболит,Бармалей...
Квест-игра «Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста
Расширять и закреплять знания детей о содержании произведений К. И. Чуковского...