Проект "СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Исаенко Татьяна Викторовна

Как известно, речь, осуществляя функцию сообщения социальной связи, является вместе с тем способом формирования мысли. Будучи опосредованной системой языковых знаков, которые Л.С.Выготский назвал психическими орудями, речь перестраивает все психические процессы человека, которые достигают уровня произвольного, сознательного функционирования.

Л.С.Выготский писал, "значение слова... представляет собой акт мышления в собственном смысле слова. Но вместе с тем, значение представляет собой неотъмлемую часть слова, как такового, оно принадлежит царству речи в такой мере, как и царству мысли. Значение в равной мере может рассматриваться и как явление, относящееся к области мышления...Что оно представляет собой? Оно есть речь и мышление в одно и тоже время, потому что оно есть единица речевого мышления"

Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, у ребёнка постепенно формируются  средства (система языковых знаков), а также приёмы и способы речевой деятельности.

Ребёнок ориентируется в словах и ориентируется с помощью слов, поэтому развитие словесного творчества тесно связано с интеллектом и отражает уровень его познавательного и речевого развития. Детское словесное творчество - это детская психика, "вынесенная наружу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_slovesnoe_tvorchestvo.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная школа №37 (дошкольное отделение)

Проект

«РАЗВИТИЕ  СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Автор проекта: Педагог-психолог Татьяна Викторовна Исаенко

город Сургут – 2011год

1.Краткая аннотация проекта

Проект «Словесное творчество» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Срок реализации – 2011-2014 учебный год.

Деятельность по реализации проекта предусматривает вовлечение всех участников образовательного процесса (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагоги, родительская общественность)

Направление реализации проекта – развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Цель проекта: Научить детей в процессе организованной деятельности  ориентироваться в родном языке, активно использовать его изобразительные и выразительные средства.

2. Актуальность

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности - теоретической и практической, коллективной и индивидуальной.

Практика работы с детьми показывает, что одной из проблем детского развитие является развитие речи.

Как известно, речь, осуществляя функцию сообщения социальной связи, воздействия на окружающих, является вместе с тем способом формирования мысли. Будучи опосредованной системой языковых знаков, которые Л.С.Выготский назвал психическими орудиями, речь перестраивает все психические процессы человека, которые достигают уровня произвольного, сознательного функционирования. Л.С.Выготский писал,  «значение слова… представляет собой акт мышления  в собственном смысле слова. Но вместе с тем значение представляет собой неотъемлемую  часть слова как такового, оно принадлежит царству речи в такой мере, как и царству мысли. Значение  в равной мере может рассматриваться и как явление, речевое по своей природе,  и как явление, относящееся к области мышления… Что оно представляет собой? Оно есть речь и мышление в одно и то же время, потому что оно есть единица речевого мышления»

Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе  и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, у ребёнка постепенно формируются средства (система языковых знаков), а  также приёмы и способы речевой деятельности.

Формирующая  мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою очередь, и качество речи находится в зависимости от предмета мысли, по образному выражению М.И.Цветаевой, «...что знаешь в детстве - знаешь на всю жизнь, но: и чего не знаешь в детстве, не знаешь на всю жизнь!»

Ребёнок ориентируется в словах и ориентируется с помощью слов, поэтому развитие словесного творчества тесно связано с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления, произвольного внимания и т.д.

Таким образом:

Во - первых, речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания.

Во - вторых, слово удваивает мир и позволяет человеку мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствии. С помощью слов ребёнок может произвольно вызывать образы объективного мира независимо от их реального наличия или отсутствия, что позволяет ему произвольно совершать умственные действия.

В - третьих,  детское словесное творчество – это детская психика, «вынесенная наружу»

Обращение к проблеме развития словесного творчества потребовало провести теоретическое и практическое исследования. Была проанализирована научно-методическая литература по вопросам речевого развития дошкольников, на основе диагностических материалов выявлены наиболее часто встречающиеся проблемы детей: неспособность грамматически правильно построить предложение; бедность речи; недостаточный словарный запас; «замусоривание речи»; неспособность  сформулировать вопрос, построить развёрнутый ответ;  неспособность пересказать текст, составить описательный или сюжетный рассказ;  отсутствие навыков культуры речи.  

Теоретическое и практическое исследование выявило противоречия:

-между возложенной обществом на родителей ответственностью за воспитание всесторонне развитой личности и отсутствием у них желания к решению этой задачи, как основных заказчиков образовательного;

-между необходимостью проведения комплексной работы по развитию словесного творчества дошкольников и недостаточным количеством научно обоснованных методик, соответствующих современным образовательным и социальным требованиям, и адаптированных к условиям современного образовательного учреждения.

3. Цели и задачи проекта

Цель: научить детей в процессе организованной деятельности  ориентироваться в родном языке, активно использовать его изобразительные и выразительные средства.

Задачи: 

  1.  Учить детей правильно использовать грамматические формы речи  для точного выражения мыслей.
  2. Способствовать развитию интереса у детей  к самостоятельному сочинению и созданию разнообразных видов творческих рассказов, сюжетов.
  3. Продолжать учить пользоваться речевыми интонационными средствами выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора.
  4. Воспитывать культуру речевого общения дошкольников.
  5. Повысить уровень профессиональной компетенции участников воспитательно-образовательного процесса, работающих  с детьми старшего дошкольного возраста.
  6. Разработать, обосновать и внедрить в практику воспитательно-образовательной работы учреждения методические рекомендации по развитию словесного творчества дошкольников

4. Основное содержание проекта

Концептуальную основу  практической  работы составляют положения, взятые из работ Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина.  Согласно Л.С.Выготскому, взрослый может целенаправленно воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, их средой, с их желаниями и готовностью действовать вместе со взрослыми. Словесное творчество необходимо для формирования личности ребёнка, так как оно, по словам  Л.С.Выготского «не только углубляет эмоциональную жизнь ребёнка, но и позволяет ребёнку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью, этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли». «Если понимать творчество в истинном психологическом смысле, как создание нового, - пишет Л.С.Выготский, - легко прийти к выводу, что оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».  Л.С.Выготским было введено в науку ёмкое понятие «зона ближайшего развития», имеющее следующий смысл: то, что ребёнок может сделать совместно со взрослым или сверстниками, а затем уже самостоятельно, как раз лежит в зоне его ближайшего развития.  

П.Я Гальперин, считал, что процесс усвоения, его успешность зависят от того, как организуется процесс ориентировки ребёнка в предлагаемом материале. В концепции Д.Б.Эльконина игра – основной вид детей дошкольного возраста, поэтому игра  игровые приёмы – неотъемлемая форма обучения и развития дошкольников.

Главными психолого-педагогическими принципами, положенными в основу реализации проекта являются: принцип научности, принцип доступности, принцип последовательности  принцип системности; ориентация на развитие личности ребёнка; опора на психологические и индивидуальные особенности возраста; принцип деятельности; опора на игровые методы развития и обучения;  личностно-ориентированное общение взрослого и ребёнка; принцип единства диагностики и коррекции; опора на «зону ближайшего развития» и ведущий вид деятельности; «психологически комфортное для ребенка взаимодействие со взрослым (одобрение, «деловая оценка», совместный характер работы).

Методы и приёмы  (психологическое обоснование)

В отечественной психологии твёрдо укоренилось представление об историческом происхождении периодов детства, и  в частности его дошкольного периода. Он возник в ходе истории как период становления общечеловеческих психических качеств. И основное средство такого становления – специфически «детские» виды деятельности. Эти виды деятельности так же, как дошкольное детство, в целом, сложились исторически.

  1. Продуктивные виды деятельности.

Что же представляет собой продуктивная деятельность дошкольников?  Когда ребёнок лепит, рисует, вырезает и наклеивает, он создаёт субъективно новое для себя.  В дошкольном возрасте внутренний план деятельности ещё не полностью внутренний, он нуждается в материальных опорах, и детская работа – одна из таких опор.

  • Составление сказки – все участники получают лист бумаги, на котором нарисованы незаконченные изображения (линии и фигуры). Каждый ребёнок дорисовывает картинку, обязательно используя заданный элемент. Затем, когда рисунок закончен, вводится новое задание «соединить несоединимое», т.е. сложить полученные рисунки в целостный рассказ, который здесь и сейчас продуцируется группой детей.   Психологически ясно, что в данном случае имеет место своеобразная децентрация – рисунок создаётся ребёнком под «свою идею», а в рассказе его нужно приспособить под идею «коллективную», обеспечив необходимую преемственность, логичность и целостность.
  • Аппликация – «Придумай сказку по фигуркам». Предлагая детям вырезанные фигуры (или же дети могут вырезать их самостоятельно), мы просим их составить свою сказку, объединив полученный сюжет единой темой. После того, как работы готовы, детям предлагается придумать название к своей сказке. К выполненным работам мы возвращаемся через одну неделю и просим рассказать, почему сказка называется именно так,  и предлагаем рассказать свою историю. В данном случае речь идёт о развитии произвольности, как возможности следования, первоначально высказанной идее о названии сказки.
  • Лепка. Дошкольник в процессе лепки идёт от замысла, который основан на его опыте, и включает в себя возникновение темы, поиски средств её выполнения. Для осуществления замысла нужно уметь мысленно представить себе создаваемый образ, выбрать изобразительные и словесные средства.

Предложенные задания «очищены» от технической стороны и насыщены эмоциональным восприятием и  словесным выражением. Каждое задание – это игра и маленькое театрализованное представление!

2. Словесные игры.

Словесное творчество необходимо для формирования личности ребёнка, так как оно, по словам  Л.С.Выготского не только углубляет эмоциональную жизнь ребёнка, но и… позволяет ребёнку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью, этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли. «Если понимать творчество в истинном психологическом смысле, как создание нового, - пишет Л.С.Выготский, - легко прийти к выводу, что … оно является нормальным и постоянным спутником детского развития»

Игры и упражнения, способствующие развитию  словесного творчества   у детей дошкольного возраста.

  • Рифмованные загадки. Существуют готовые рифмованные загадки, в которых детям необходимо отгадать только последнее слово, причем в рифму. «Добавь слово».

Формирование способности отчуждения от лексического строя языка при опоре на ритмичность данного звукового ряда.

«Верещунья белобока,

А зовут ее ... (сорока.)»

  • Задание: Придумать свое продолжение, причем в рифму. В этом задании также звуковой ритм уже задан, с детства знакомый многим ребятам. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.  

По вопросу о ритмической структуре начальных речевых выражений нет никаких высказываний в литературе. Однако некоторые данные, имеющиеся в дневниках родителей, позволяют прийти к выводу, что первые ритмические выражения ребенка принимают структуру хорея. Это предположение подкрепляется хотя бы тем фактом, что хорей преобладает в речевых и музыкальных выражениях взрослых, обращаемых к детям. В процессе дальнейшего речевого развития ребенок сталкивается со словами взрослых, которые обладают различной ритмической структурой.

  • «Догадайтесь сами». Взрослый произносит фразу, но не договаривает ее, предлагая ребятам самостоятельно придумать продолжение этой фразы. Если у ребят возникнут затруднение, воспитатель помогает придумать 1-2 фразы.

«Ра-ра-ра - начинается игра.

Ры-ры-ры - у мальчика шары и т.п.

  • «Вспомним разные слова».

Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его рядом стоящему, как бы передать его, следующий говорит тоже одно слово, повернувшись к третьему ребенку. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названные слова. Упражнение можно повторить дважды. Взрослый  следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их чисто, отчетливо и громко.  Некоторым детям воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали, как оно звучит.  Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

  • «Сколько слов запомнит каждый?»

Первый ребенок говорит какое-либо слово, передает это слово следующему игроку, который к переданному слову добавляет свое придуманное слово и передает дальше. Затем детям предлагается по очереди назвать все слова, которые они запомнили.

  • Тренировочное упражнение для развития голосового аппарата (громко-тихо) и темпа речи (быстро-медленно). Сила голоса - это его звучность, полноценность, умение им управлять. Темп речи - это скорость протекание речи во времени.
  • Научить произнести фразу с различными интонациями (просительной, вопросительной, командирской, сатирической...).

Формирование выразительности речи и мимики. Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого...

Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д.  Задание на интонационное выражение дети выполняют, опираясь на личный опыт (из наших наблюдений). Ведь в жизни у ребенка очень часто возникает необходимость выразить просьбу, удивление, радость или отрицательное отношение. Специальные упражнения помогают ему осознавать эти интонации.

  • Задание на развитие умения вести диалог. Чтобы сделать эти упражнения более доступными, мы предлагаем начинать с «кукольных» разговоров и сценок, поскольку использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного «я» на куклу.

Большую помощь оказывает здесь творческое воображение.  Ребенок должен «видеть», о чем рассказывает. Без этого «видения» живой передачи не получится. «Ни один шаг не должен производиться механически, без внутреннего обоснования, то есть без участия работы воображения»,- говорил К.С.Станиславский.

  • Выдержать интонацию: (начало сказки).

Н-р: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею: детей у них не было ...»

  • Хотя и говорится, что «всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь», детей это не останавливает, а только добавляет интерес.

Н-р:«Говорит попугай попугаю:

«Я тебя, попугай,  попугаю»

  • Небылицы  и перевертыши.

Термин «перевертыши» был введен К.И.Чуковским в его знаменитой книге «От двух до пяти». Момент» перевертывания» всегда присутствует в науке, изобретательстве, художественном творчестве. Он, так или иначе, отражен в ряде понятий и метафор, которые прочно вошли в научный и эстетический обиход: «отстранение» (В.Б.Шкловский), «очуднение» (Б.Брехт) и др.  Ценность перевертышей К.И.Чуковский связывал с тем, что через них ребенок упрочивает свое знание о подлинной природе и назначении вещей.

В игре ребенок пытается по-новому утвердиться в знании «нормы», а потому «ненорма» зачастую переживается им как нечто комическое. Подобное применение «нормы», - отмечал Л.С.Выготский, - и будет ее применение со знанием, «с умом», а не по штампу. Это дает нам основание рассматривать способность к осмысленному восприятию и созданию образов-перевертышей как фундаментальный критерий умственной воспитанности дошкольников.

  • «Что было потом?» «Если мы хотим научиться думать, то, прежде всего, должны научиться придумывать» (Джанни Родари).

Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. А почему с ними надо расставаться?  Можно в конце сказки, «оттолкнувшись» от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: «А что потом?» Например: Золушка вышла замуж за принца и родился у них сыночек, который решил научиться волшебству у Феи и ушел к ней в ученики.  А туфелька Золушки? Что с ней стало после замужества Золушки?

     Навыки, полученные во время занятий по развитию словесного творчества, автоматически переносятся на все виды деятельности, в которых ребёнок оперирует словом.

Специфика непосредственно-образовательной деятельности.

       Занятия проводятся педагогом-психологом с детьми старшего дошкольного возраста 2 раза в неделю продолжительностью 25 – 30 минут. Кроме этого,  игры и упражнения по развитию словесного творчества проводятся педагогами возрастных групп,  как в специализированной, так и в совместной и самостоятельной деятельности. Совместно с педагогами старших групп разработан перспективный план по развитию словесного творчества «Речевая радуга», который предусматривает использование развивающих игр и упражнений по развитию словесного творчества во всех видах деятельности.   В каждой возрастной группе  оборудованы центры активности, в которых имеется достаточный материал для развития словесного творчества (необходимые игры и задания, изобразительные средства, предметные и сюжетные картинки,  разные виды театров и т.д.), что способствует организации самостоятельной деятельности дошкольников.

 Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

  1. «Какой звук пропал в слове?»
  2. «Какой звук лишний в слове?»
  3. «Найди ошибку и назови слово правильно»
  4. «Произнеси слово».

25 - 30мин

2

  1. Игра в рифмы
  2. «Исправь ошибки»
  3. Волшебные картинки

25 - 30мин

3

  1. Игра в рифмы
  2. Рифмованные загадки
  3. «Побери слово (рифма)»

25 - 30мин

4

  1. «Доскажи словечко»
  2. «Найди ошибки»
  3. «Сочиним историю»

25 - 30мин

5

  1. «Запомнить и произнести фразу»
  2. «Подбери слова»
  3. «Весёла бессмыслица»
  4. Лепка героев « В волшебном лесу»

25 - 30мин

6

  1. Подбери рифму
  2. Складно-неладно
  3. Весёлые стихи

25 - 30мин

7

  1. «Найти пропущенные слова»
  2. Практическое задание с картинками.
  3. Настольный театр

25 - 30мин

8

  1. Найдите пропущенное слово
  2. Составление диалогов.
  3. Закончите стихотворение

25 - 30мин

9

  1. Подбери рифму
  2. Небылицы и перевёртыши

25 - 30мин

10

  1. «Догадайтесь сами»
  2. Сочинение разговоров (составление сказки)

25 - 30мин

11

  1. Доскажи словечко
  2. Закончите стихотворение
  3. «Кто больше»

25 - 30мин

12

  1. Подбери рифму
  2. Аппликация «Придумай сказку по фигуркам»

25 - 30мин

13

  1. Подбери рифму
  2. Допишите на место

25 - 30мин

14

  1. Подбери рифму
  2. Ключевые слова
  3. Сказка «А что такое звёзды»

25 - 30мин

15

  1. Весёлые стихи
  2. Рисование «Книжка-малышка»

25 - 30мин

Механизм реализации проекта «Развитие словесного творчество»  в  образовательном учреждении предусматривает:

  1. Тесное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. Очень  важное направление – работа с родительской общественностью, многим родителям не хватает теоретических знаний, информационной поддержки, практических рекомендаций для работы с дошкольниками.  Родительская школа, открытые занятия для родителей – это очень перспективная форма работы, которая очень эффективна для налаживания взаимопонимания, взаимодействия всех участников образовательного процесса.
  2. Совершенствование развивающей среды и материально-технической базы. Накопление видео, фото и текстового материалов (в том числе в электронном варианте) для психолого-педагогического  сопровождения, приобретение дидактических игр, информационных стендов для родителей, оформление и оснащение центров активности в группах детского сада, кабинетов специалистов.
  3. Отслеживание результатов реализации проекта.

5. Ресурсы

Для реализации педагогического опыта необходимо следующее ресурсное обеспечение:

1. Кадровые ресурсы:   воспитатели; педагоги дополнительного образования; специалисты сопровождения – педагог-психолог, учитель-логопед  (заинтересованность в положительном результате, оптимизм: формирование  умения мыслить категориями успеха: позитивное мышление,  стимулирование: побуждение педагогов в работе инновационного режима); социальные партнёры  (заинтересованность в сотрудничестве).

2. Научно – методические ресурсы:  методическая литература (самообразование, научное и  теоретическое обоснование), публикации (обмен и распространение опыта), конспекты занятий, авторские проекты, программы и методические разработки педагогов и специалистов по проблеме речевого развития дошкольников, современное учебное оборудование (оснащение учебно-развивающей среды), использование ИКТ (современные педагогические технологии).

 3.Материально-технические ресурсы: кабинет педагога-психолога,  кабинет учителя-логопеда, развивающая среда в возрастных группах детского сада,  зимний сад, изостудия; кабинет ручного труда, музыкальный зал, спортивный и тренажёрный зал.

4.Информационные ресурсы: сеть интернет, использование печатной продукции (газета, памятки, буклеты, информационные стенды), сайт образовательного учреждения (school 37.admsurgut.ru), сайт в социальной сети работников образования,  электронная почта, методическая копилка педагога-психолога, специальные  периодические издания, материалы работы городского методического объединения   педагогов-психологов образовательных учреждений города Сургута.

6. Партнеры.

- Участники образовательного процесса учреждения.

- Социальные партнеры: школа, детская центральная библиотека.

7. Целевая аудитория

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Формирование групп проводится по результатам психолого-педагогической диагностики, а также  по запросу родителей и педагогов. Количество детей в группе – 6-8 человек. Количество групп определяется необходимостью охвата в текущем учебном году.

8. Этапы реализации проекта

I этап –  Аналитико-прогностический

 (2011 – 2012 учебный год, сентябрь-октябрь).

Задачи:

1.Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речевого  развития  детей старшего дошкольного возраста.

2.Подобрать диагностический материал для проведения мониторинга реализации проекта.

3.Осуществить  психолого-педагогическую диагностику  детей старшего дошкольного возраста.

4.Сформулировать  исходные позиции – цели, задачи и предполагаемый результат. Разработать план реализации проекта.

5.Разработать методические рекомендации по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

II этап – Практический

 (2011– 2014 ученый год,  до апреля 2014года).

Задачи:

1.Апробировать методические разработки по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

2.Провести просветительскую работу для родительской общественности и педагогов ОУ.

3.Повысить уровень профессиональной компетенции участников воспитательного процесса, по вопросам речевого развития дошкольников

III этап  –  Аналитический

 (2013 – 2014 учебный год, апрель-май).

Задачи:

1.Осуществить психолого-педагогическую диагностику речевого развития дошкольников  детей старшего дошкольного возраста.

2.Проанализировать и оценить результаты работы по проекту с  детьми старшего дошкольного возраста.

3.Внести изменения в процесс профилактики и коррекции  развития словесного творчества  детей старшего дошкольного возраста с целью совершенствования работы.

4.Обменяться опытом с психолого-педагогической общественностью.

5.Разработать перспективы дальнейшего развития идей проекта.

6.Оформить практические рекомендации для участников образовательного процесса (печатный материал, сайт, презентация)

9. План реализации проекта.

Этапы реализации

 проекта

Форма работы

Содержание

Сроки исполнения

Ответственные

I этап –  Аналитико-прогностический   (2011 – 2012 учебный год, сентябрь-октябрь).

 

Анкетирование родителей и педагогов

Определение социального запроса по проблеме словесного творчества.

октябрь

Педагог-психолог

Смотр – конкурс развивающей среды в группах

Центр активности по речевому развитию

сентябрь

октябрь

Старший воспитатель

Творческая группа

Диагностика познавательной деятельности

Речевое развитие.

Обучение грамоте

2 раза в год

Воспитатели старших групп

Психодиагностика

Уровень развития словесного творчества в рамках реализации проекта

сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

Консультация для педагогов

Влияние художественной литературы на социальное развитие дошкольников

октябрь

Старший воспитатель

Открытое занятие для педагогов

«Сказочная поляна»

октябрь

Педагог психолог

Круглый стол

Словесное творчество: актуальные проблемы и пути их решения.

октябрь

Заместитель директора по УВР

II этап – Практический   (2011 – 2014 ученый год)

Непосредственно образовательная деятельность  с детьми старшего дошкольного возраста

 «Словесное творчество»

Октябрь – апрель

Педагог-психолог

Консультация для педагогов

«Разговор как психотерапевтическое средство»

октябрь

Педагог-психолог

Консультация

«Использование средств ИКТ в развитии речи дошкольников»

ноябрь

Учитель-логопед

Консультация

для родителей

«Словом душа растёт»

январь

Педагог психолог

Педагогический совет

Реализация комплексного подхода в коррекции речевых нарушений на основе тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса

март

Заместитель директора по УВР

Педагог психолог

Учитель логопед

Консультация на сайте ОУ. school 37.admsurgut.ru

«Роль семьи в развитии речи ребенка», «Как строить беседу  с ребенком. Монолог или диалог?», «Как можно похвалить»

«Игротека в кругу семьи»

январь

Учитель-логопед

Педагог-психолог Т.В.Исаенко

Газета «Гвоздичка»

Рубрика «Говорят дети»

ноябрь

февраль

март

Педагог психолог

Театральная неделя

«Развитие выразительных средств речи через театрализованную деятельность детей»

март

Старший воспитаель

Музыкальный руководитель

Родительская школа

«Речевая радуга»

октябрь, декабрь,

апрель

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Диагностика познавательной деятельности

Речевое развитие.

Обучение грамоте

сентябрь, май

Воспитатели групп старшего дошкольного возраста

Родительская школа

«Как измерить готовность к школе»

сентябрь, май

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Оформление творческого альбома

«Наши сочинялки» (детские работы)

март

Воспитатели старших групп

III этап  –  Аналитический  (2013 – 2014 учебный год, апрель-май).

Диагностика

Уровень развития словесного творчества в рамках реализации проекта

апрель

Педагог психолог

Диагностика познавательного развития

Речевое развитие.

Обучение грамоте

2 раза в год

Воспитатели групп старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации

«Игры для развития словесного творчества»

апрель

Педагог-психолог

10. Ожидаемые результаты

     Ожидаемые результаты реализации проекта оценивается количественными и качественными показателями.  Для оценки результатов  используются методы исследования – наблюдение, анализ продуктов детской деятельности (рисунки, стихи, сочинение  сказок, поделки (обыгрывание сюжета), беседа;  диагностические методики: «Дорисуй фигуру» автор О.М.Дъяченко  (оценивается продуктивность, способ создания работы, оригинальность, речевое сопровождение); «Дорисовывание фигур» автор Головина Т.Н (оценивается оригинальность  создания нового, словесное объяснение);  «Самооценка» (автор Дембо Рубиннштейн)

       Анкетирование родителей и педагогов по вопросам изучения и анализа развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

     В результате реализация проекта приведет к следующим результатам:

  1. Качественные показатели:

-подготовка к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста;

-снижение низкого уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста;

-повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей по вопросам развития словесного творчества  детей старшего дошкольного возраста;

-внедрение новых технологий в воспитательно-образовательный процесс учреждения;

-создание сплоченного детского коллектива с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, развитие произвольности;

-желание детей старшего дошкольного возраста в создании разных видов творческого рассказывания, сочинительства.

  1. Количественные показатели:

-снижение числа детей с проблемами в речевом развитии в  образовательном учреждении;

-устранение проблем готовности  детей к школьному обучению;

-разработка, и внедрение методических рекомендации по развитию словесного творчества  детей старшего дошкольного возраста;

-активность педагогов образовательного учреждения в составлении серии авторских конспектов НОД по развитию словесного творчества

          Показатели результативности реализуемого Проекта.

№ п/п

Ребёнок

Педагоги

Родители

1.

Ребёнок научился  ориентироваться в родном языке, активно использовать его изобразительные и выразительные средства

У педагогов повысился уровень профессиональной компетенции по развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Родители понимают важность речевого развития детей, как одного из главных компонентов готовности к обучению в школе

2.

У ребенка сформировалось адекватное отношение к себе и окружающим.

У педагогов появилась мотивация к созданию условий для развития словотворчества у дошкольников.

Родители овладели практическими знаниями и умениями, которые могут применять в общении с детьми

3.

Ребенок научился взаимодействовать в коллективе сверстников. Повысится уровень произвольности

Педагоги владеют культурой речи

Родители осознают важность общения с детьми.

                   

  11. Результаты промежуточной диагностики.

1. Результаты педагогической диагностики позволяют проследить положительную динамику усвоения воспитанниками программного материала по разделам программы – речевое развитие, обучение грамоте, в повышении высокого уровня:

Раздел программы

2012/13уч.год

2013/14 уч. год

Речевое развитие

Высокий уровень – 30,9%

Высокий уровень – 39%

Обучение грамоте

Высокий уровень – 28%

Высокий уровень – 34%

Из таблицы видно, что процент высокого уровня речевого развития увеличился на 8,1%, а процент высокого уровня по обучению грамоте увеличился на 6% .

2. Непосредственно образовательная деятельность с детьми по проекту «Словесное творчество» способствовала повышению речевой активности старших дошкольников: 2011/12 уч.г – высокий уровень 23%; 2012/13уч.г – высокий уровень 29%; 2013/14уч.г  –  высокий уровень 21%);

3.Анализ  анкетирования родителей по изучению проблемы развития словесное творчество показал:  78% родителей считают, что ребёнок правильно произносит все звуки родного языка;  67% родителей утверждают, что дети умеют высказываться простыми и распространенными предложениями;  71% родителей уверены, что ребёнок в диалоге инициативно высказывает, умеет привлечь внимание своим высказыванием; 54% родителей констатируют, что дети не умеют использовать в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения. Родителям в данной анкете было предложено выполнить задания  вместе с детьми:   придумать своё продолжение к сказке «Колобок» (Что могло произойти, если бы лиса не съела колобок?),  придумать предложения стихотворения «я прыгун весёлый мячик, не люблю того, кто скачет…», подобрать глаголы к словам, попросить объяснить ребёнка, что значит выражение «золотые руки», «железное сердце», «светлая голова», «тёплая встреча».  36% детей задание выполнили, 50% детей задание выполнили частично,  14% задание не выполнили вообще.

Вывод: положительная динамика,  результатов диагностики, позволяет сделать вывод, что в результате реализации проекта дети, в процессе организованной деятельности, научились ориентироваться в родном языке, активно использовать его изобразительные и выразительные средства.

11. Перспективы дальнейшего развития проекта

     Проблема речевого развития  актуальна, особенно на сегодняшнем этапе детского развития, поэтому предполагается дальнейшая работа реализации проекта, совершенствование новых форм и методов в работе со всеми участниками образовательного процесса.

Возможность  распространения проекта:

На локальном уровне: организация работы  «Родительская школа»; неделя молодого специалиста; группа кратковременного пребывания для неорганизованных детей; оказание платных дополнительных услуг (школа для дошколят); школа будущего первоклассника (школьное отделение); консультационный пункт для детей, которые не посещают ОУ; разработка и внедрение  программы по развитию словесного творчества у детей дошкольного возраста.

На муниципальном уровне: обмен опытом (городское методическое объединение психолого - педагогического сообщества), методическая площадка «Школа молодого специалиста»; выпуск буклета с методическими рекомендациями по развитию словесного творчества детей  старшего дошкольного возраста.

На региональном уровне: публикация в сборниках, участие в конкурсах,  размещение рекомендаций на сайте образовательного учреждения сайт ОУ schооl37.admsurgut.ru; сайт педагога психолога в социальной сети работников образования.

Литература:

  1. А.А.Столяр «Давайте поиграем!» Москва., 1991г
  2. А.И.Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя» Москва., 1983г
  3. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
  4. Г.А.Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Москва., 1991г
  5. Г.С.Швайко «Игры и упражнения для развития речи» Москва., 1983г
  6. Д.Б.Эльконин «Психология игры» М., 1978г
  7. Дж.Родари «Грамматика фантазии» М., 1978г
  8. И.С.Лопухина «Звуки, буквы и слова» С-Петербург., 1998г
  9. Л.А.Венгер, О.М.Дъячкова «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Москва., 1989г
  10. Л.С.Выготский «Мышление и речь» //собр.соч в 6-ти томах
  11. ЛЯ.Гадасина, О.Г.Ивановская «Звуки на все руки» С-Петербург.,1999г
  12. Н.А.Уликова «Словом душа растёт» С-Петербург., 1994г
  13. О.М.Дъяченко, Е.Л.Агаева «Чего на свете не бывает?» Москва., 1991г
  14. О.С.Газман, Н.Е.Харитонова «В школу - с игрой!» Москва., 1991 г
  15. От Выготского к Гальперину /спец.приложение к «Журналу практического психолога» М., 1996г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста "Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова по мотивам сказки К.Чуковского "Краденное солнце"(образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация).

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста«Знакомство с творчеством художника –иллюстратора Ю.А.Васнецов  по мотивам сказки К.Чуковского «Краденое солнце»(образовательные области: худ...

консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"

Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...

"Детское музыкальное творчество. Музыкально - ритмическое творчество."

1. Теоретические основы и задачи музыкально - ритмического воспитания...

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает   эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...

Перспективное планирование по художественному творчеству. Раздел "Изобразительное творчество"

Данный перспективный план предназначен для подготовительной к школе группы...