конспект по развитию речи с применением мнемотехники
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Фабер Светлана Алекандровна

Обучающие задачи:

  • упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

  • развивать словарный запас — называть отличительные признаки осени, используя мнемотехническую таблицу;

  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ об осени.

Развивающие задачи:

  • продолжать развивать психические процессы: память, вни­мание, наглядно-действенное мышление;

  • формировать умение соотносить знаковые символы с об­разом.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброе отношение к природе, проявлять за­боту о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость де­тей;

  • приучать детей к выполнению элементарных правил куль­туры поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ И СХЕМ-МОДЕЛЕЙ.

Составление рассказа «Осень» (средняя группа)

Обучающие задачи:

  • упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
  • развивать словарный запас — называть отличительные признаки осени, используя мнемотехническую таблицу;
  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ об осени.

Развивающие задачи:

  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
  • формировать умение соотносить знаковые символы с образом.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;
  • приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

  Наглядный материал: мнемотаблица «Осень»;  магнитофонные записи

(П. И. Чайковский «Октябрь»),

      Предварительная работа:

  • экскурсии и наблюдения в природе;
  • рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблице «Осень»
  • пение песен про Осень
  • дидактические игры: «Когда это бывает?».

Ход занятия

Педагог. Ребята, какое чувство вызывает у вас эта музыка? Какая это музыка?

Дети. Эта музыка спокойная, грустная, печальная, тревожная.

Педагог. Как в думаете с каким временем года  можно связать?

Дети. Осень.

Педагог. Правильно, сегодня мы с вами поговорим об осени.

Педагог. А вы, ребятки, любите осень? Дети. Не очень любим.

Педагог. А почему вы не любите осень?

Дети. Осенью бывает холодно, идет дождь, во дворе лужи.

Педагог. Ребята вы  же в лужу не пойдёте?

Дети. Нет.

Педагог. А почему? 

Дети. Можно промочить ноги и заболеть.

Педагог. А кому нравится осень и почему? (Ответы детей.)

Педагог. А мне нравится осень потому, что  это красивое время года. Осенью всё разноцветное, столько много различных красок.  В осени бывает что-то хорошее и что-то плохое. Ребятки, а какими словами можно начать рассказ про осень?

        

Дети. Наступила осень, пришла осень.

Педагог. А какими словами можно закончить рассказ? Дети. Я люблю осень, потому что...

Педагог. А сейчас давайте попробуем  рассказать  про осень. В этом нам поможет наша помощница-таблица.

Рассказывание по мнемотаблице «Осень».

Физкультминутка:

Осень

Осень в гости  к нам идет.

Ветер дует, дождик льёт.

Листья падают, кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Птицы все на юг летят ,

Машут крыльями, спешат.

Совместный рассказ по таблице.

(Смотри  приложение № 1)

                 Осень

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

Педагог. А теперь, ребята, вы самостоятельно попробуете нарисовать  свою мнемосхему, по которой расскажите свой рассказ об осени. (далее рассказы детей)

 Физкультминутка  для глаз («Веселая неделька» в зависимости от того, в какой день недели будет проводиться занятие, см. приложение № 2)

Педагог.  Ребята, а что  нам осень дарит?

Дети.  Урожай.

Педагог. Сейчас  мы  с вами немного  поиграем.  (проводится игра

« Съедобное несъедобное» )

Рефлексия: (звучит спокойная музыка)

Педагог.  Сейчас ручки положим на коленки и попытаемся вспомнить, чем мы сегодня занимались. (ответы детей.)

Приложение № 1

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

- Всю неделю по – порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной совместной деятельности по коррекции и развитию речи с применением мнемотехники и здоровьесберегающих технологий по теме "Осень"

План - конспект индивидуальной совместной деятельности по коррекции и развитию речи со старшим дошкольником с заключением ОНР II уровня с применением мнемотехники и здоровьесберегающих технологий по т...

НОД по развитию речи с применением мнемотехники

Формировать навык связной речи с опорой на схемы. Закреплять и расширять словарь по теме " Осень"Учить подбирать синонимы – признаки предмета;Закрепить знания детей об осени,...

Конспект НОД по развитию речи с применением мнемотехники для детей 3-4 лет "

Закреплять знания детей о приметах зимы, о диких животных через построение образовательной деятельности в форме эффективного общения в процессе составления описательных рассказов с опорой на мнемотабл...

Конспект занятия по развитию речи с применением мнемотехники в старшей группе: «Удивительное приключение»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с применением мнемотехники для детей раннего возраста 2 – 3 лет «Путешествие по сказкам»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с применением мнемотехники для детей раннего возраста 2 – 3 лет«Путешествие по сказкам»Цель: способствовать фор...

Занятие по развитию речи с применением мнемотехники "Теремок"

муниципальное общеобразовательное учреждение«средняя общеобразовательная школа № 22с углубленным изучением отдельных предметов»  Открытый показ интегрированной организованно...