Конспект НОД по развитию речи с применением мнемотехники для детей 3-4 лет "
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Бучнева Наталья Борисовна

Закреплять знания детей о приметах зимы, о диких животных через построение образовательной деятельности в форме эффективного общения в процессе составления описательных рассказов с опорой на мнемотаблицы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Петрозаводского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида № 35 «Кораблик»

(МДОУ «Детский сад № 35»)

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

С ПРИМЕНЕНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ

 «ЗИМНИЙ ЛЕС»

Автор:  

Воспитатель высшей

 квалификационной категории

Бучнева Наталья Борисовна

Категория: «Дошкольный возраст»

Номинация: «Методическая разработка

 занятия, урока, мастер-класса»

Петрозаводск 2019

Цель: Закреплять знания детей о приметах зимы, о диких животных через построение образовательной деятельности в форме эффективного общения в процессе составления описательных рассказов с опорой на мнемотаблицы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Упражнять в описывании животного с помощью педагога, рассказывать о приметах зимы с опорой на мнемотаблицы.
  2. Способствовать формированию у детей умения составлять простые предложения, высказывать предположения полным предложением.

Развивающие:

  1. Развивать артикуляционные умения и речевое дыхание, умение соотносить речь с движениями.
  2. Развивать мелкую моторику с помощью игры - упражнения с массажными мячиками.
  3. Развивать коммуникативные навыки в процессе составления коллективного рассказа о зиме.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к окружающей природе.

Оборудование: 

  • игрушечный ежик, массажные мячи на каждого ребенка, мнемотаблица "Зима", мнемоквадраты "Зима", мнемотаблицы о диких животных: "Лиса", "Заяц".

Вводная часть:

Педагог организовывает детей на проведение игры - приветствия

"здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое, здравствуй беленький снежок, здравствуй легкий ветерок"

Воспитатель: «Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в зимний лес! Вы любите путешествовать? А на чем же мы с вами отправимся в зимний лес? Маша, как ты думаешь? Дима, а еще на чем? (предположения детей). А кто из вас ездил на поезде? Соня, тебе понравилось? Ребята, давайте, и мы с вами отправимся на поезде! Приготовились?»

Речевое упражнение для верхних дыхательных путей "паровоз везет нас в лес"

Паровоз везет нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух (ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж:

(низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела

Мишке меда принесла.

З-з-з! З-з-з!(звук и взгляд направлять по тексту)

Гуси по небу летят,

Гуси нам в ответ кричат:

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

(дети садятся на стульчики - пенечки и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга).

Основная часть:

Воспитатель с детьми подходят к большому экрану, на нем изображена черно - белая картинка лесной поляны.

Воспитатель: «Ребятки, где мы с вами оказались? Правильно Полина! Мы с вами оказались на лесной полянке. Ребята, мне кажется, что с нашей полянкой что-то случилось… посмотрите какая она хмурая, темная... Сережа, какая еще полянка? Как вы думаете, что случилось с лесом?» (высказывания детей).

Воспитатель: «Кажется, злой волшебник заколдовал лес. Что же нам делать, как спасти лес? (предположение детей) А может мы с вами превратимся в добрых волшебников и расколдуем его, сделаем лес красивым, нарядным?»

Игра - превращение :

Мы ногами Топ, топ, топ

Мы руками хлоп да хлоп

Ты два раза повернись и в волшебника превратись!

Воспитатель: «Ребятки! Да вы теперь настоящие волшебники! А у меня для вас есть сюрприз - в корзинке волшебные картинки» (мнемоквадраты с изображением зимних примет к мнемотаблице о зиме). Если с их помощью мы расскажем о зиме, то лес снова станет красивым!

Дети по очереди берут из корзинки карточки, выкладывают их на мнемотаблицу и рассказывают о зиме. Воспитатель при необходимости помогает детям вопросами, описательными прилагательными. (Зимой идет снег; зимой солнце светит, но не греет; деревья стоят голые; птицы улетают в теплые края; медведь и ежик ложатся в спячку; белка меняет шубку на рыжую; лиса охотится на мышей под снегом, занимает чужые норки; зимой люди надевают теплую одежду; дети лепят из снега снеговиков, катаются на лыжах и на санках).

Воспитатель: «Ребята, какие же вы молодцы! Столько всего интересного знаете о зиме! Смотрите, мы справились с заданием, лес снова стал красивым! (на экране появляется красочная картинка с изображением зимнего леса).

Сюрпризный момент:  в группе раздается звук фырчанья ежа (аудиозапись).

Воспитатель: Ребята, кто же это фыркает у нас в группе? Катя, посмотри! Маша, посмотри! Егор, кто это? Правильно, это ежиха со своими ежатами притаились на лесной полянке! Думаю, они хотят с нами поиграть».

Упражнение с массажными мячиками:

Ежик выбился из сил,

ягоды, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке побежал

И спасибо не сказал!

Воспитатель от имени ежихи благодарит ребят за интересную игру. Обращает внимание детей на схематическое изображение заячьих ушей, выглядывающих из-за сугроба.

Воспитатель: «Ой, ребята, а кто это прячется? (заяц) Садитесь скорее на пенечки и расскажите,  что вы знаете про зайчика, и он к нам обязательно прибежит».

Педагог выставляет на мольберт мнемотаблицу про зайца, дети с помощью воспитателя составляют описательный рассказ о зайце. После рассказа появляется игрушечный зайчик.

Проводится музыкальная игра "Зайка серенький сидит"

Воспитатель: «Спасибо тебе, зайчик за веселую игру! Ребятки, а нам пора возвращаться в детский сад. На чем мы с вами приехали в лес? Правильно, на поезде! Все готовы к отправлению обратно?»

Проводится артикуляционная гимнастика: "Запыхтел паровоз, он вагончики повез. Ту - ту, ту - ту, с ветерком вас довезу!"

Заключительная часть:

Воспитатель: «Вот мы и добрались обратно! Как здорово мы попутешествовали с вами! Ребятки, вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? Миша, какой лес был в начале нашего путешествия? Ира, а как мы помогли лесу? Ребятки, о каком времени года мы сегодня говорили? Зима, она какая? Катя, а еще? Егор, а еще? Маша, а еще? Каких животных мы встретили в лесу? Как фырчали ежата? Пофырчим вместе? А как пыхтел паровоз? Юля, покажи! Молодцы, ребятки, спасибо вам за интересное путешествие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по развитию речи с применением мнемотехники

Обучающие задачи:упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;развивать словарный запас — называть отличите...

Конспект индивидуальной совместной деятельности по коррекции и развитию речи с применением мнемотехники и здоровьесберегающих технологий по теме "Осень"

План - конспект индивидуальной совместной деятельности по коррекции и развитию речи со старшим дошкольником с заключением ОНР II уровня с применением мнемотехники и здоровьесберегающих технологий по т...

НОД по развитию речи с применением мнемотехники

Формировать навык связной речи с опорой на схемы. Закреплять и расширять словарь по теме " Осень"Учить подбирать синонимы – признаки предмета;Закрепить знания детей об осени,...

Конспект занятия по развитию речи с применением мнемотехники в старшей группе: «Удивительное приключение»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с применением мнемотехники для детей раннего возраста 2 – 3 лет «Путешествие по сказкам»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с применением мнемотехники для детей раннего возраста 2 – 3 лет«Путешествие по сказкам»Цель: способствовать фор...

Занятие по развитию речи с применением мнемотехники "Теремок"

муниципальное общеобразовательное учреждение«средняя общеобразовательная школа № 22с углубленным изучением отдельных предметов»  Открытый показ интегрированной организованно...