Взаимодействие детского сада и детской библиотеки по литературному развитию дошкольников.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Пахомова Елена Владимировна

Опыт работы по приобщению дошкольников к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_bibliotekoy.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и детской библиотеки по литературному развитию дошкольников.

Дошкольный возраст – важная и ответственная пора в жизни ребенка, т.к. в это время закладываются основы формирования его личности. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Яркими, живыми образами воздействует она на чувства, показывает, что хорошо, а что плохо, заставляет сочувствовать отважным, самоотверженным героям, ненавидеть жадных и злых.

Но любовь к книге, умение использовать полученные из нее знания не приходят к ребенку сами по себе. В период, когда дошкольник еще только слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно значительна и важна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного, эмоционально-образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость – ответственная задача взрослых.

Мы считаем, что воспитатели совместно с родителями и работниками детской библиотеки должны строить работу так, чтобы для каждого ребенка книги стали верными друзьями, а библиотека – местом радостных встреч с ними.

Формы работы с книгой разнообразны: это чтение, рассказывание, беседы о прочитанном, театрализация и др. По нашему мнению, одной из наиболее интересных и эффективных форм работы по приобщению дошкольников к художественной литературе, является систематическое посещение детской библиотеки.

Сотрудничество с детской библиотекой строится следующим образом: в начале учебного года мы совместно с сотрудниками библиотеки обсуждаем перспективный план работы на год (на слайде представлен план работы с детьми средней группы). Мероприятия планируются один раз в месяц. Тематика их разнообразна и согласуется с планом учебно-воспитательной работы группы. Все занятия имеют определенную структуру (представлена на слайде).

Во время первой  обзорной экскурсия по библиотеке дети узнают, что библиотека это «книжкин дом», посещая, который необходимо соблюдать определенные правила поведения (слайд). В дальнейшем дети знакомятся с историей появления книги, с правилами обращения с ней, с трудом людей, создающих детские книжки и т.д. (слайд)

Наши занятия мы готовим вместе с сотрудниками библиотеки. Педагогами ДОУ проводится большая предварительная работа. В соответствии с предстоящей встречей проводится цикл занятий, в ходе которых дети получают определенные знания по теме,  рисуют, лепят, разучивают стихи, песни и т.д.

Все мероприятия проводятся в занимательной форме: детей встречают литературные герои, озорник Петрушка, бабушка Загадушка и т.д. (слайд фото) Всегда к нашему приходу оформляются выставки, для которых отбираются яркие, красочные, хорошо оформленные книги, доступные восприятию детей дошкольного возраста. Каждый ребенок имеет возможность посмотреть любую понравившуюся книжку  (слайд фото).

В библиотеке дети не только слушатели и зрители, а активные участники: читают стихи, поют песни, отгадывают загадки, участвуют в конкурсах, играх, викторинах (слайд фото).

В течение учебного года мы приглашаем на родительские собрания сотрудников библиотеки, которые знакомят родителей с лучшими образцами классической и современной детской литературы, с кругом детского чтения в соответствии с возрастом детей, с новинками детской литературы, рассказывают о том, как пробудить в ребенке читателя (слайд фото).

Посещать детскую библиотеку,  мы начинаем с детьми средней группы, в старшей группе, с согласия родителей записываем детей на абонемент. Ребята могут поменять книги после проводимого мероприятия, а также посетить библиотеку вместе с родителями в выходные дни. В подготовительной группе мы проводим дополнительное посещение библиотеки с целью обмена книг (слайд фото).

Прочитанные книги дети приносят в детский сад. Наиболее интересные произведения мы читаем детям в свободное время, обсуждаем их, рассматриваем иллюстрации. Свои впечатления от прочитанного дети отражают в художественно-творческой деятельности. Герои книг оживают в рисунках и поделках, а в старых, знакомых сказках появляются новые герои и с ними происходят удивительные приключения. Выставки детских работ мы проводим в ДОУ и в библиотеке, а придуманные детьми рассказы и сказки оформляем в книжки-самоделки.

С целью приобщения дошкольников к художественной литературе, расширения представлений о библиотеке, с детьми подготовительной группы мы проводим экскурсии в областную детско-юношескую библиотеку и в  библиотеку для взрослых п. Росляково (слайд фото).

Таким образом, мы считаем, что взаимодействие ДОУ и библиотеки способствует воспитанию у детей интереса и любви к книге, стремлению к общению с ней, умению воспринимать литературное произведение во всем его богатстве.

Наш опыт по литературному развитию дошкольников дает ощутимые результаты: выпускники ДОУ становятся постоянными читателями детской библиотеки, интерес к книге, вызывает у детей желание научиться раньше читать, педагоги школы отмечают высокий уровень подготовки детей к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в этнокультурном развитии ребенка-дошкольника

Сегодня воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного художественного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ...

Проект "Взаимодействие детского сада с библиотекой"

Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативн...

Создание модели взаимодействия детского сада и семьи в творческом развитии дошкольников.

Презентация - работа с родителями создание клуба, для развития творческих способностей детей....

Взаимодействие детского сада и библиотеки.

взаимодействие детского сада библиотеки и семьи из личного опыта....

Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии дошкольников

  Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи...

Консультация для родителей. «Взаимодействие детского сада и библиотеки».

одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка  является взаимодействие с библиотекой...

Взаимодействие детского сада и библиотеки , как средство формирования читательской грамотности у воспитанников доо

В настоящее время возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к книге. Её место занимает телевидение и другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение и...