проект "Пересказ русской народной сказки "Репка" методом наглядного моделирования"
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) на тему
Проект по разделу ОО « Развитие речи»
Проблема: Овладение родным языком, развитие речи является одним из главных в развитии ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей. У многих детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения .
Актуальность проблемы: Метод моделирования - самый актуальным прием обучения пересказу. Русская народная сказка- это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Пересказ и моделирование помогают достичь особую непосредственность восприятия. Многие сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Проект опирается на технологию программы «Развитие» Л. А. Венгера, в которой описан метод моделирования сказок в процессе обучения детей с применением условных заменителей. Технология этой программы дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения занятий. Проект занятий носит нежесткий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка, т. е. может работать в режиме проектирования с применением метода проблемного интегрированного обучения, где серия занятий объединена основной проблемой
Вид проекта - образовательно-игровой
Тип проекта - внутренний, групповой, межпредметный, краткосрочный
Участники проекта - воспитанники детского сада средней группы 4-5 лет, педагог
Основа проекта
Учить пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе
Задачи проекта
• Развитие познавательных и творческих, интеллектуальных
способностей ребенка;
• Развитие способностей к наглядному объектному моделированию,
• Развитие сенсорных способностей и усвоение символов;
• Развитие эмоциональной отзывчивости,
• Развитие комплексных элементов логического мышления, способов
решения познавательных и творческих задач;
• Развитие умения самостоятельно анализировать ситуацию,
создавать идею будущего продукта и план ее реализации;
• Развитие специфических видов деятельности дошкольника
• Личностно-ориентированная модель воспитания, которая
предполагает создание сотрудничества между взрослыми и детьми
Предполагаемый результат:
• Активизация познавательного интереса к художественной литературе;
• Умение пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; подбирать их по величине, цвету, характеру персонажа.
• Развить у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки
• Умение создавать изображение способом конструктивной аппликации на фланелеграфе
• Переживание чувства радости от процесса создания образов героев сказки и образов героев сказки в продукте своей деятельности
• Приоритетные средства обеспечения задач :
• 1. Большой фланелеграф с показным комплектом условных заместителей для воспитателя.
• 2. Условные заместители персонажей сказки на каждого ребенка в комплекте по программе Л. А. Венгера «Развитие»и фланелеграфы.
• 3. Настольный кукольный театр к русской народной сказке «Репка», атрибуты к театру, костюмы и маски к сказке «Репка»
- фрагменты музыки, художественной литературы,
- иллюстрации, репродукции пейзажей,
- вариативные художественные материалы,
- обеспечение ситуации выбора создания художественного образа.
• - создание ситуации, опосредующей необходимость продуктивной деятельности
• Проект осуществляется в рамках
• интеграции образовательных областей
Образовательная область Цели и Задачи
ОО «Познавательное развитие»Формировать умение детей пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка» с в разных видах деятельности ;
Развивать конструктивное, вербальное, пространственно-образное мышление, воображение. Сенсорное развитие
Формировать умение детей строить аргументированные элементарные высказывания причинно-следственного характера.
Формирование элементарных математических представлений.
ОО «Развитие речи» Развитие навыка пересказа сказки с соблюдением интонации, приобщение к словесному искусству. Закреплять умение детей пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; Совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе; Закреплять умение детей отвечать на вопросы и отгадывать короткие загадки-описания.
ОО «Социально-коммуникативное развитие » Приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми в повседневной жизни и во время проведения занятия в детском садую. Развитие игровой деятельности
ОО «Физическое развитие » Обогащать двигательный опыт детей, способствовать совершенствованию навыка применения физических качеств
ОО «Художественно-эстетическое развитие » Формировать умение отображать русскую народную сказку «Репка» с в разных видах творческой деятельности ;Закрепить навыки изображения сюжета и героев сказки в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Выполнение проекта и решение поставленных задач
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
1. Ответы детей на вопросы и отгадывание коротких загадок -описаний
2. Пересказ и обыгрывание детьми сказки с помощью условных заместителей персонажей, подбор их по форме, величине, цвету, характеру персонажа
3. Умение детей ориентироваться на фланелеграфе и построение правильной последовательности модели сказки
4. Развитие физических навыков и общей моторики у детей (Физминутка)
5. знакомить детей с народным фольклором, русскими народными пословицами и поговорками.
6. Закрепление знания детей о репе, о том где и как ее применяют.
7. Развитие у детей творческой активности, артистической способности, двигательного моделирования (обыгрывание сказки, игра –драматизация)
Результат проекта
Проект актуален и очень эффективен так как:
• Знакомит детей с художественной литературой;
• Формирует умение детей пересказывать и обыгрывать сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей;
• Закрепляет умение детей отвечать на вопросы и отгадывать короткие загадки-описания;
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
• Даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания;
• Развивает у детей коммуникативные навыки у детей;
• Развивает у детей творческую активность, артистическую способность;
• Развивает у детей двигательное и наглядное объемное моделирование.
Список литературы:
1. Программа «Развитие» под редакцией О. М. Дьяченко, В. В. 2000г
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград. «Перемена» - 2001 – с. 18
3. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен //Педагогика№6
4. О. Дьяченко, Н. Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей средней группы. Дошкольное воспитание № 3, 1994.
5. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва, 1989.
6. Е. Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с. 73.
7. Н. Л. Вадченко, Н.В. Хаткина. Азбука и сказки, загадки и подсказки (энциклопедия для детей). – Москва, 2000.
Интернет - ресурсы
http :// marathon.1 september. ru / Корчуганова Е. Ю. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
repka_1_chast.ppt | 2.86 МБ |
2_chast.ppt | 559.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Средства контроля Проведение экспресс – опроса. Анализ.( на формирующий этап ) Изучение уровня развития детей в образовательной области производиться в соответствии с Временными (примерными требованиями) к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении (приказ Минобразования РФ от 22.08.96 № 448). Уровень развития умственного развития дошкольников, связной речи будет осуществляться с помощью модифицированной методики диагностирования детей по программе «Развитие» Л.А. Венгера. Анализ.( заключительный этап ) CРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИАГНОСТИКИ ВОСПИТАННИКОВ МБУ комбинированного вида д/с№153 воспитатель – Тришина Ю.Ю. по проекту «Пересказ русской народной сказки «Репка» методом наглядного моделирования» Заключительный этап Формирующий этап
Заключение (Вывод) Проведение таких занятий с детьми показало, что этот вопрос заслуживает всестороннего изучения и применения при обучении и воспитании детей дошкольного возраста, так как в младшей и средней группах осуществляется подготовка к освоению наглядного моделирования. После проведенной работы у детей возросла познавательная активность, любознательность, а также познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Об успешности реализации творческого проекта свидетельствует положительная динамика по всем вышеперечисленным критериям, игра – драматизация по сказке «Репка». Деятельность педагога оценивается как эффективная, так как группа в целом достигла положительного результата. Результат проекта Проект актуален и очень эффективен так как: • Знакомит детей с художественной литературой; Формирует чувство красоты и образности родного языка; Формирует умения определять жанр произведения и запоминать последовательность событий; выделять основное содержание сказки; • Формирует умения детей пересказывать и обыгрывать сказку «Репка» – выстраивать схему содержания, опираясь на условные заместители , уверенно манипулировать условными заместителями, развивает у детей двигательное и наглядное объемное моделирование; • Закрепляет умение детей отвечать на вопросы и отгадывать короткие загадки-описания; • Закрепляет знания детей о геометрических фигурах; • Даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; • Развивает у детей коммуникативные навыки; • Развивает у детей творческую активность, артистическую способность;
В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности Технологическая Информационная Социально-коммуникативная - Умение планировать этапы своей деятельности. - Умение довести начатое дело до конца. - Умение устанавливать причинно-следственные связи . Умение ориентироваться в информационных источниках. - Умение делать выводы из полученной информации. - Умение задавать вопросы по данной теме. - Умение получать необходимую информацию в общении. - Умение принимать участие в коллективных делах. - Умение уважительно относиться к окружающим людям. - Умение взаимодействовать по системе ребёнок – взрослых
Рекомендации При отборе программного материала педагогу следует: 1. учитывать какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно. 2. Отбирать условные заместители , двигательные модели - кружки, квадраты, прямоугольники и т.д., для обозначения персонажей сказки , при помощи которых дети разыгрывают сюжет литературного произведения в процессе пересказа сказки . 3.Подбирать разные формы наглядного моделирования: используя готовую и пространственную модель при пересказе знакомой сказки (модель представляет собой наглядный план сказки). Это более сложный вид моделирования, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели. 4.Результаты диагностирования использовать для планирования собственной деятельности, при постановке и реализации педагогических задач. Диагностирование же самих дошкольников является с этой точки зрения как средство совершенствования образовательного процесса. 5. Подбирать разные пути: изменение педагогических технологий, использование технологий для индивидуальной работы с ребенком и т.п.
Дальнейшее развитие проекта В перспективе работы детского сада : Участие воспитанников в спектаклях по русской народной сказке «Репка» Подготовка презентации для родителей «Пересказ русской народной сказки методом наглядного моделирования» Выставка творческих работ детей совместно с родителями «Читаем и рисуем сказки» Проект был представлен мною на персональных сайтах : http://www.maaam.ru/users/trisha Проект «Пересказ русской народной сказки методом наглядного моделирования»
Список литературы: 1. Программа «Развитие» под редакцией О.М.Дьяченко, В. В. 2000г 2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград. «Перемена» - 2001 – с.18 3. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен //Педагогика№6 4. О.Дьяченко, Н. Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей средней группы. Дошкольное воспитание № 3, 1994. 5. Л. А. Венгер, О.М.Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва, 1989. 6. Е. Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. 7. Н. Л. Вадченко, Н .В. Хаткина. Азбука и сказки, загадки и подсказки (энциклопедия для детей). – Москва, 2000. Интернет - ресурсы http :// marathon .1 september . ru / Корчуганова Е.Ю.Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Успехов Вам и Вашим детям! Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР с использованием наглядного моделирования на основе русской народной сказки "Варежка"
В презентации предствален практический материал по развитию связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники. Мнемотаблицы-схемы, использованые в дида...
Конспект НОД по развитию речи «Обучение детей 5-6 лет рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»
Открытое занятие можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/bbspjxz7f7k...
Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием метода наглядного моделирования: Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки»
Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием метода наглядного моделирования:Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки»...
Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»
Речевое развитие «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»...
Конспект занятие Тема:"Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования""Заюшкина избушка"
Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки. Развивать - связанную монологическую речь, коммуникативные качества детей; сове...
Тема: Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Конспект НОД по О.О «Речевое развитие» с использованием метода наглядного моделирования
Тема: Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»Конспект НОД по О.О «Речевое развитие»с использованием метода наглядного моделирован...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Обучение рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования
Обучение рассказыванию русской народной сказки с помощью наглядного моделирования.Закрепить знания детей о сказках и сказочных героях.Развитие внимания, памяти, логического мышления....