"Развитие связной речи у дошкольников"
консультация по развитию речи (средняя группа)

Рожкова Ольга Викторовна
     Известно, что речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузки и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы способствует овладению монологической речью, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе и как отмечают многие ученые, педагоги и логопеды, возможно только в условиях целенаправленного обучения. Удалось разработать систему занятий, позволяющую не только развивать связную речь дошкольника, но и одновременно работать над ее чистотой и выразительностью. Занятия предназначены для детей 5-6 лет, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие связной речи у дошкольников».

   Известно, что речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузки и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы способствует овладению монологической речью, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе и как отмечают многие ученые, педагоги и логопеды, возможно только в условиях целенаправленного обучения. Удалось разработать систему занятий, позволяющую не только развивать связную речь дошкольника, но и одновременно работать над ее чистотой и выразительностью. Занятия предназначены для детей 5-6 лет, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения.

     Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Все занятия построены на сюжетно-ролевом содержании, и каждое имеет определенную структуру.

    1. Вводная частьЦель – привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить на активную работу, помочь сбросить психическое и физическое напряжение, нормализовать мышечный тонус.

Содержание:

  • Упражнение-игра на активизацию внимания («Какие звуки ты различаешь?», «Кто позвал?», «Кто самый веселый, шумный?» и т.д.); 
  • Сообщение темы занятия;
  • Упражнение на релаксацию.

2. Речевая гимнастикаЦель – формировать правильное речевое дыхание., мягкую атаку голоса, развивать дикцию и выразительность речи.

Содержание:

  • Упражнения на развитие дыхания;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Проговаривание чистоговорок, скороговорок, стихов;
  • Упражнение на развитие выразительности речи.

3. Основная часть. Цель – формирование умения правильно строить фразы, составлять интересные рассказы.

Содержание

  • Составление высказываний по наглядному восприятию; 
  • Пересказ прослушанного текста; 
  • Составление рассказа-описания; 
  • Рассказывание с элементами творчества.

4. Завершение. Цель – закрепление полученных знаний, подведение итогов.

       На каждом этапе занятия ставятся конкретные задачи. Формирование навыков устного речевого высказывания тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, воображение, мышление, поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию этих процессов. Детям предлагаются игры «Что изменилось?», «Узнай по описанию», «Забывчивый покупатель».

        Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, не нарушать логические связи между фрагментами рассказа. Они учатся планировать развернутое высказывание и выделять главные смысловые звенья рассказа.

       На занятиях используются и практические методы обучения. Все занятия построены на коммуникативно-познавательной основе, что способствует у детей творческой самостоятельности. Развитие речи, словесно-логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.

       К концу учебного года у детей улучшается звукопроизношение, они умеют составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, рассказ по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, описывать пейзажную картинку, рассказ – описание предметов. У ребят речь становится яркой, выразительной, что позволяет им стать хорошими собеседниками, выступать перед большой аудиторией (особенно на праздниках).

       Во время учебного года с целью показа достигнутых результатов проводятся два открытых занятия для родителей, а также дети участвуют в праздниках.

Конспект занятия «На лесной опушке»

1. Вводная часть.

Педагог.

       В прошлый раз мы с вами были в лесу и знакомились с животными и их детенышами. Но в лесу кроме зверей можно увидеть много интересного. А как вы думаете, что можно еще увидеть в лесу? (ответы детей). Сейчас осень, и мы с вами отправимся в осенний лес за грибами. Но сначала отдохнем (дети закрывают глаза, звучит тихая музыка).

2. Речевая гимнастика.

Педагог.

        Вот мы с вами и в лесу. Давайте вдохнем осенний воздух (дети делают глубокий вдох, не поднимая плеч). На улице уже становится холодно, надо разжечь костер. Нарубим дрова. 

  • Упражнение «Дровосек» (выполнить 3-4 раза). 
  • Артикуляционная гимнастика: «Улыбка» - «Трубочка»; «Лопатка» - «Иголочка»; «Вкусное варенье»; «Чашечка». 
  • Работа над скороговоркой.

Педагог.

       Давайте скажем «У елки иголки» (дети повторяют). А теперь давайте спросим: «У елки иголки?» (дети повторяют). Вспомним скороговорку, которую мы учили на прошлом занятии. (дети – «У ежа ежата, у ужа ужата»). А теперь проговорите обе скороговорки в быстром темпе (дети выполняют).

3. Основная частьОбучение рассказу – описанию предметов.

  • Подготовительные упражнения: Рассматривание картинок с изображением грибов, проговаривание названий грибов; узнавание гриба по его описанию.
  • Формирование первоначальных навыков самостоятельного описания. Описание гриба по плану-схеме: Что это? Где растет? Какого цвета? Какой формы? Съедобный или несъедобный? Что можно из него приготовить?
  • Закрепление полученных навыков составления рассказа-описания.

       Игра «Забавный покупатель». Перед продавцом на столе разложены картинки с изображением грибов. Покупатель говорит, что он забыл название гриба, который хочет купить. Продавец просит описать его, затем предлагает составить рассказ о грибе, не называя его. 

  • Усвоение первичных навыков сравнительного описания предметов. - Дети дополняют предложения, начатые педагогом, нужным словом, обозначающим признак гриба (у белого гриба ножка толстая, а у подберезовика..). Затем дети повторяют предложение целиком. - Составление предложений по вопросам типа: «Какая шляпка у сыроежки и масленка?» (У сыроежки шляпка желтая, а у масленка коричневая). - Выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов (белый гриб большой, а лисичка маленькая). - Последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы (белый гриб и мухомор).

4. Завершение.

Педагог.

       Вот и закончилось наше путешествие за грибами по осеннему лемму. Мы познакомились с видами грибов, научились составлять рассказы о грибах. Дома вы еще раз повторите скороговорку, выучите стихотворения о грибах и составите рассказ – описание гриба.

Материал позаимствован из журнала - "Дошкольная педагогика" № 4 - 200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые отв...

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)

Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....