Конспект ОД "Экскурсия в музей ДОУ"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Акимова Сабина Амировна

Конспект итогового занятия по развитию речи на тему " Народные обычаи". Цель занятия: познакомить детей с этнографическим музеем;  формировать интерес познания о прошлом; обогащать словарный запас детей: музей, экскурсия, экскурсовод; развивать любознательность; воспитывать бережное отношение к экспонатам музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_muzey.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД "Экскурсия в музей ДОУ"

Цель: Воспитание юного патриота и гражданина

Задачи:
- закрепить у детей представления о музеях, 

- продолжать формировать интерес к истории, культуре, людям родного
поселка; 

- уточнить знания детей музейных терминов: музей, экскурсия, экскурсовод

- развивать монологическую речь,  воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов Татарстана;

- формировать патриотические чувства 

Предварительная работа:

-просмотр с детьми презентаций « Музеи мира», «Профессия –экскурсовод»

-создание в группе мини –музея «Домашние животные»

 

Ход занятия

Воспитатель. 

Ребята, мы с вами живем в Татарстане. Это наша Родина. А вы любите свою Родину? (ответы детей)

А что значит любить Родину? (любить свою семью, свой дом, беречь и охранять все, что нас окружает, знать историю своего народа, своего края). 
А как было бы здорово заглянуть в прошлое и посмотреть, как жили наши предки на нашей с вами земле много – много лет тому назад. 
А как можно узнать обо всем этом?

Дети: Посмотреть и почитать книги, энциклопедии, можно посмотреть фильмы, спросить бабушек и дедушек  о их жизни, посмотреть в интернете, сходить в музей. 

В: Ребята, а хотите мы отправимся в увлекательное путешествие! (ответы детей)

Но чтобы туда отправиться, нужно вспомнить три волшебных слова.
Первое слово – МУЗЕЙ. Что такое музей?
Дети: Музей – это место, где собирают, изучают, хранят и демонстрируют разные старинные предметы.

В: Какие музеи вы знаете?

Д: Музеи игрушек, шоколада, часов, книг, посуды, картин и т.д.

 В: А  посещение музея как называется? 
 Д: Экскурсия.
 В: Правильно. Молодцы! Вот  мы и вспомнили второе волшебное слово.

 В: А как нужно вести себя в музее?

 - В музее нельзя громко разговаривать

 - В музее нужно внимательно слушать экскурсовода, и не перебивать его.

 - Нельзя трогать руками музейные экспонаты, они очень древние и хрупкие.

 - Нельзя бегать по музею, шуметь

 В: Мы приходим в музей и нас с вами встречает…..  
 Д: Экскурсовод.
 В: Да, экскурсию проводит экскурсовод. Его еще называют «Музейный учитель», потому что он много знает и умеет очень интересно рассказывать. Вот мы и вспомнили три волшебных слова.  А вы знаете, что в нашем детском саду тоже есть музей? Вам интересно там побывать? (ответы детей). В: Физминутка.

     Бергәләшеп без басыйк

     Бик зур түгәрәк ясыйк

     Кояшның җылы нурыннан

     Йөрәкләргә көч алыйк.

     Татулашыйк, дуслашыйк,

     Саяхатне  башлыйк.

Ребята, помните я вам говорила о днях дарений, которые проходят в музеях. Я думаю, что сегодня в музей мы пойдем не с пустыми руками, а с подарком, который мы сделаем своими руками (коллективное украшение скатерти татарским  национальным орнаментом). 

В: Ребята, как красиво получилось! Видно, вы старались, все выполнили аккуратно. У нас получилась нарядная, чудесная скатерть, которую мы подарим этому музею. Теперь мы отправляемся на экскурсию, а вашим экскурсоводом сегодня буду я.

В музее.

Вот мы и в музее. Здесь собраны предметы старины нашего татарского  народа. Посмотрите, в этом музее есть свои жители- это аби и бабай. В повседневной жизни татар особое значение придавалось чаепитиям. Очень широко были распространены самовары. Без чайного сервиза и самовара не обходилась ни одна татарская семья. На столе представлены все блюда татарской национальной кухни (кыстыбый,  чак-чак, губадия, эчпочмак, балиш).

Внутри жилого дома стены, простенки и углы богато декорированы вышитыми тканевыми полотенцами, яркими салфетками и скатертями, покрывалами и оконными занавесками. Как вы думаете, если бы в доме не развешивали тканые полотенца, скатерти, занавески, был бы он таким красивым, уютным?  (Ответы детей) Наши бабушки и дедушки всегда старались украсить свои жилища, поэтому в доме было красиво и празднично. Посмотрите на полотенца, занавески, салфетки.  Какие чудесные узоры на них вышиты. Как они называются? (Татарские национальные узоры.) Из чего они состоят? (Из цветов, листьев.) 

Вдоль передней стены дома располагался «сэке». На нем члены семьи проводили большую часть своего времени — ели, работали, принимали гостей, спали. На «сэке» располагались различные предметы обстановки: сундуки, маленькие столики для чтения и письма, стопки постельных принадлежностей. Это место отгораживалось занавесью, которая называлась чаршау.

Рядом с сэке всегда располагалась пря́лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Наши бабушки и прабабушки очень любили это занятие. Вечерами собирались , пряли и пели песни.

Над сэке висит колыбе́ль — маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка.

Сундуки, которые ставились по нескольку штук вдоль стен дома, служили не только для хранения вещей, но и мебелью. На них складывали стопки постельных принадлежностей, сидели и спали дети. 

Любимым предметом в интерьере татарского дома, в особенности среди богатых крестьян, были часы. В богатом доме каждая комната непременно была украшена часами.

Так же как и часы, у татар ценились зеркала в резных деревянных рамах. В домах состоятельных крестьян зеркала размещались в парадной части дома. А вы никогда не задумывались о том, чем освещали свои жилища наши предки?

Кероси́новая ла́мпа — светильник, работающий на основе сгорания керосина.  

А такими чугунными утюгами гладили наши бабушки и прабабушки.

Характерной деталью татарского интерьера являлись специальные медные  сосуды — кумганы и широкие тазы, предназначавшиеся для простого умывания.

Итог экскурсии

Вам понравилась экскурсия в музей?

Какие предметы обихода наших предков есть в вашем доме?

Хотелось бы вам отправиться на экскурсию в краеведческий музей  нашего поселка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Экскурсия в музей – хату «В гости к хозяйке куреня» Старшая группа Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна

КонспектЭкскурсия в музей – хату«В гости к хозяйке  куреня»Старшая   группаВоспитатель  МАДОУ  ЦРР  Д/с № 10Дашкевич Ирина Анатольевна...

Конспект НОД Познание "Музей игрушки"

Познавательная деятельность в ДОУ...

Конспект педагогического мероприятия «Музей»

Конспект педагогического мероприятия «Музей» Возрастная группа: старшая.Воспитатель Савина Екатерина Александровна.Цель: познакомить детей с музеями города и их названия, воспитывать интерес к ро...

КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ ПО МУЗЕЮ «НИЖНЕВАРТОВСК ГОРОД ДЕТСТВА МОЕГО» (реализация проекта по музейной педагогике)

КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ ПО МУЗЕЮ «НИЖНЕВАРТОВСК ГОРОД ДЕТСТВА МОЕГО» (реализация проекта по музейной педагогике)...

Конспект занятия по музо "зимующие птицы"

Конспект занятия по музыкальной деятельности "Зимующие птицы"...

Конспект экскурсии в музей краеведения «Добро пожаловать в музей!»

Задачи экскурсии в музей краеведения:- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;- развивать логическое мышление, любознател...