Конспект занятия по развитию речи " Перелётные птицы".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Ларюшкина Оксана Ивановна

Цель : Расширить представления о перелётных птицах . Задачи : Формирование и обогащение словаря, помогать использовать в речи слова в соответствии со смыслом, умение связно, последовательно пересказывать . Закрепить представление о весне , её признаках , о изменениях в живой и неживой природе. Развивать интерес к народным играм. Предварительная работа: Беседа о птицах , о весне, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов , сказок, загадок о птицах , разучивание речёвок, закличек

 Ход занятия:

Организационный момент: Дети заходят в группу , здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку: ( на экране демонстрируется презентация ). Светает рано по утрам Проталины и тут и там Ручей шумит как водопад Скворцы к скворечникам летят Звенят под крышами капели Медведь с еловой встал постели Всех солнышко тепло ласкает Кто это время года знает?

Дети: ВЕСНА!

Воспитатель: Правильно, это весна! А после какого времени года к нам приходит весна ?

Дети : После зимы.

Воспитатель: Что вы знаете о зиме?

Дети : Холодная, снежная, морозная и т.д. Воспитатель: Ну, здесь вы молодцы! А рассказать про весну нам помогут картинки . ( работа по мнемотаблице). ( звучит музыка).

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам заглянуло солнышко . (появляется солнце без лучей и грустное). Что-то сегодня солнце грустное и совсем без лучиков. Хотите улучшить его настроение?

Дети: Да!

Воспитатель: Мы будем по очереди говорить ласковое слово и вернём солнышку лучики и хорошее настроение! Проводится Д/И " Ласковое слово". (На каждое слово у солнышка появляется лучик и к концу игры солнце улыбается.) Воспитатель: Солнце стало пригревать, пришло время поиграть ( речь с движениями). Солнце стало пригревать, стали капельки стучать, Капля раз, капля два, капля медленно сперва, А потом быстрей, быстрей, побежали ручейки По полянке, вдоль реки. Воспитатель: Ребята , так что-же вступать в свои права? Дети: Солнышко! Воспитатель: Вы, слышите эти голоса? Чьи они?( звучит пение птиц). Давайте послушаем.

Дети: Птицы поют.(пение затихает, и на экране появляется конверт и раздаётся голос Сороки). "Карр- карр, беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Зима их заколдовала! Я решила обратиться к вам в детский сад. Ведь лучше друзей для птиц не найти. Ребята помогите пожалуйста, расколдуйте птиц! Зима вернёт их вам если вы выполните её задания. Воспитатель: Ну, что ребята поможем птицам? Дети: Поможем. Воспитатель: я задаю вопрос , а вы отвечаете только быстро.

Вопросы: 1) Как называют птиц ,которые улетают на юг?(перелётные) 2) А птиц , которые остаются? (зимующие) 3)Каких птиц заколдовала Зима? ( перелётных) 4)В какое время года птицы возвращаются ( весной). 5)Что делают птицы весной?( вьют гнёзда, выводят птенцов). 6)Каких перелётных птиц вы знаете , назовите их?(грач,стриж, жаворонок, ласточка) ( на экране появляется изображение птиц и теней) Воспитатель: Ребята, вы молодцы ответили на все вопросы правильно! Следующее задание надо" найти тень птицы".( на доске методом наложения).

Воспитатель: Трудно было? Дети: Нет! Воспитатель:Ребята, а вы знаете загадки про птиц? Дети : Да! Знаем! Воспитатель: Так давайте их расскажем! Дети загадывают загадки и по мере отгадывания на экране появляются птицы и звучит пение жаворонка. 1) Вьёт гнездо он у воды , там достаточно еды ( аист). 2)Они на ласточек похожи. и в небе тоже очень схожи ( стрижи). 3)Чёрный, проворный, кричит- "Крак". червякам враг! ( грач). 4)На шесте дворец, во дворе певец,а зовут его (скворец). 5)Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.Строит домик под окном, из травы и глины ( ласточка). 6)Над весенним привольем , над широким полем, раздаются трели, словно нежный звук свирели ( жаворонок).

Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями Зимы и расколдовали птиц. Слышите эту песню? Так поёт Жаворонок ! Жаворонка называют " ПЕВЦОМ ВЕСНЫ". За что же ? Дети: Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни.

Воспитатель: В старину был такой обычай : дети становились в хоровод и все вместе звали жаворонков . ( берёмся за руки и водим хоровод, тихо звучит музыка). Уж вы пташечки, жавороночки, Прилетайте к нам. Весну ясную, весну красную принесите нам!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"

конспект  содержит опорные схемы для составления рассказа, загадки, речевые игры....

Конспект занятия по развитию речи "Перелётные птицы".

Занятие по развитию речи во второй младшей группе...

Конспект занятия по развитию речи "Перелётные птицы"

В материале представлен план конспект НОД по развитию речи тематическая тема "Перелётные птицы"...

Занятие по развитию речи "Перелётные птицы"

Расширять и обогащать знания детей о перелётных птицах....

Конспект занятия по развитию речи «Перелётные птицы»

Цель: формирование целостной картины мира, развитие лексико-грамматических представлений и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы.Программное содержание: 1.​ Продолжать...

Конспект занятия по развитию речи "Перелётные птицы"

Конспект интегрированного занятия в подотовительной группе "Перелётные птицы""...