Конспект занятия по развитию речи «Перелётные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дудникова Светлана Николаевна

Цель: формирование целостной картины мира, развитие лексико-грамматических представлений и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы.

Программное содержание:

 1.​ Продолжать:

 - учить детей подбирать к существительным подходящий глагол и

    делить  слово на слоги.

- закреплять представления детей по теме «Весна».

- расширять представления детей по изучаемой теме «Перелётные птицы».

- воспитывать любовь к живой природе.

 Оборудование:

 1.​ Картинки с изображениями птиц, весеннее  дерево, проектор, экран.

 

 Ход занятия

 1.​ Организационный момент  

 Воспитатель просит детей представить, что мы вышли на  прогулку в весенний лес.

1 слайд. Тихо в лесу. Природа еще спит. И только ветер играет с макушками деревьев.

Воспитатель -  «Ребята, какое сейчас время года?» - весна.

 Воспитатель  вводит детей в игровую ситуацию;  На дереве мы видим маленькую птичку, она держит в клюве письмо о помощи. (Читаем письмо)

«Птицы собираются с юга домой, но  злой волшебник заколдовал наших птичек и они не могут улететь. Ребята, но ведь не только люди хотят возвращаться к себе домой, но и птицы,  давайте расколдуем их, выполнив задания».

(воспитатель даёт детям по одному изображению птички, которую они сажают на дерево. В конце занятия на дереве должны быть размещены все картинки – «птицы собрались и готовы лететь»).

    2.​ Повторение пройденного материала.

Игра «Назови признаки весны».

 

Воспитатель - Ребята, птицы собрались и готовы лететь к нам, но у нас пасмурная погода и наше солнышко спит, давайте разбудим его потешкой.

 

Встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц, - полукругом.

Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)

Солнце красное, нарядись.

Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку,

мальчики – руки на пояс.)

Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)

(Переворачиваем солнышко).

(Дети присаживаются на стульчики…)

 

 

 3​. Введение темы «Перелётные птицы».

 

 — Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

 

4Беседа «Почему перелётные птицы покидают нас осенью?».

  

 Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей)?

 Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевыкопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

 Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

 Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.

 А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

Сейчас предлагаю вам вспомнить названия некоторых из птиц, которые улетают  на юг.

 

5. (Показываю презентацию с изображением перелетных птиц. )

(слайд № 2)

Грач- большая черная птица, похожая на ворону. У него блестящее черное оперение, большой клюв, маленькие черные глазки. Грачи вьют гнезда на высоких деревьях из разных прутиков и веток. Там они откладывают яйца и выводят птенцов.

(слайд № 3)

Соловей – маленькая птичка, имеет серое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Соловей очень красиво поет.

(слайд №4)

Ласточка- очень красивая птичка с черными острыми крыльями, белой грудкой и хвостиком вилочкой. Лапки у ласточек слабые, поэтому они никогда не ходят по земле. Ласточка строит свой домик на крыше или на склонах рек из комочков глины, соединяя их слюной.

(слайд№5)

Скворец весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Они селятся в скворечниках, которые делают для них люди. Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал раньше.

(слайд№6)

Жаворонок –маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они так же и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.

(Слайд№7)

Утки прилетают стаями. Они похожи на наших домашних уток. Они серо-коричневого цвета.

(слайд №8)

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Но кукушки- полезные птицы. Они съедают за день очень много насекомых и гусениц, которые питаются листьями деревьев.

(Слайд№9)

-А сейчас давайте проверим, как вы запомнили перелетных птиц. Я загадаю вам загадки, вы попробуйте их отгадать. (На слайде изображения всех перелётных птиц )

 

Серенькая  птичка
Ростом невеличка,
Но выводит трели – диво,
Удивительно красиво!
Кто поёт среди ветвей?
Догадались? - …
(Соловей) 
Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю  не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется? …
(Ласточка)

По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных ...
(Грач)

Птичку эту все мы знаем -
На шесте у нас живёт.
Как природа расцветает -
Песни дивные поёт.
(Скворец)

Неохота этой птице
Со своим птенцом возиться. 
Норовит другим пичужкам
Подложить яйцо…
(Кукушка)

Пёстрая птичка,
Любит водичку.
Ест червячков 
И разных жучков.
Может нырять
И в небе летать.
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку.
(Утка) 

 

 6. Физкультминутка.

Стая птиц летит домой,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и дом. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся на стульчики)

7. Дидактические игры на закрепление

А) Игра «Спрячь слоги в ладошках»

Со-ло-вей

Грач

Ку-куш-ка

Скво-рец

Лас-точ-ка

Ут-ка

Гусь

Ле-бедь

Стриж

 

 

 Б).​ Игра «Один — много»:

 — Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:

 Ласточка – ласточки – много ласточек

 Соловей –

 Кукушка –

 Скворец –

 Грач –

 Синица –

 

В) Поиграем в игру «Четвертый лишний»

 Внимательно посмотрите на картинки, хорошо подумайте и назовите, кто здесь лишний, и объясните, почему.

(Слайд№10)

волк, ГРАЧ, лиса, заяц

(слайд№11)

скворец, КУРИЦА, кукушка, грач

(слайд№12)

синица, воробей, ЛАСТОЧКА, сорока

(слайд№13)

скворец, ласточка, ВОРОБЕЙ, соловей

 Г) Речевое упражнение «Кто как голос подает?»

Кукушка - … КУКУЕТ.

Соловей - …ПОЕТ.

Ласточка - …ЩЕБЕЧЕТ

Скворец - …ПОЕТ.

Журавль - … КУРЛЫЧЕТ.

Утка - …КРЯКАЕТ

Гусь - … ГОГОЧЕТ.

Молодцы. Мне кажется, мы выполнили задания, все птицы собрались в одном  месте и готовы к нам лететь.

8.  Итог занятия.

Давайте вспомним, какие птицы называются перелётными?

Назовите их, можно вспомнить птиц и с других занятий.

Вам понравилось занятие?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pereletnye_ptitsy.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию речи   «Перелётные птицы»

Цель: формирование целостной картины мира, развитие лексико-грамматических представлений и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы.

Программное содержание:

 1.​ Продолжать:

 - учить детей подбирать к существительным подходящий глагол и

    делить  слово на слоги.

- закреплять представления детей по теме «Весна».

- расширять представления детей по изучаемой теме «Перелётные птицы».

- воспитывать любовь к живой природе.

 Оборудование:

 1.​ Картинки с изображениями птиц, весеннее  дерево, проектор, экран.

 

 Ход занятия

 1.​ Организационный момент  

 Воспитатель просит детей представить, что мы вышли на  прогулку в весенний лес.

1 слайд. Тихо в лесу. Природа еще спит. И только ветер играет с макушками деревьев.

Воспитатель -  «Ребята, какое сейчас время года?» - весна.

 Воспитатель  вводит детей в игровую ситуацию;  На дереве мы видим маленькую птичку, она держит в клюве письмо о помощи. (Читаем письмо)

«Птицы собираются с юга домой, но  злой волшебник заколдовал наших птичек и они не могут улететь. Ребята, но ведь не только люди хотят возвращаться к себе домой, но и птицы,  давайте расколдуем их, выполнив задания».

(воспитатель даёт детям по одному изображению птички, которую они сажают на дерево. В конце занятия на дереве должны быть размещены все картинки – «птицы собрались и готовы лететь»).

    2.​ Повторение пройденного материала.

Игра «Назови признаки весны».

Воспитатель - Ребята, птицы собрались и готовы лететь к нам, но у нас пасмурная погода и наше солнышко спит, давайте разбудим его потешкой.

 

Встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц, - полукругом.

Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)

Солнце красное, нарядись.

Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку,

мальчики – руки на пояс.)

Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)

(Переворачиваем солнышко).

(Дети присаживаются на стульчики…)

 3​. Введение темы «Перелётные птицы».

 

 — Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

4.  Беседа «Почему перелётные птицы покидают нас осенью?».

   

 Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей)?

 Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевыкопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

 Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

 Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.

 А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

Сейчас предлагаю вам вспомнить названия некоторых из птиц, которые улетают  на юг.

 

5. (Показываю презентацию с изображением перелетных птиц. )

(слайд № 2)

Грач- большая черная птица, похожая на ворону. У него блестящее черное оперение, большой клюв, маленькие черные глазки. Грачи вьют гнезда на высоких деревьях из разных прутиков и веток. Там они откладывают яйца и выводят птенцов.

(слайд № 3)

Соловей – маленькая птичка, имеет серое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Соловей очень красиво поет.

(слайд №4)

Ласточка- очень красивая птичка с черными острыми крыльями, белой грудкой и хвостиком вилочкой. Лапки у ласточек слабые, поэтому они никогда не ходят по земле. Ласточка строит свой домик на крыше или на склонах рек из комочков глины, соединяя их слюной.

(слайд№5)

Скворец весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Они селятся в скворечниках, которые делают для них люди. Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал раньше.

(слайд№6)

Жаворонок –маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они так же и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.

(Слайд№7)

Утки прилетают стаями. Они похожи на наших домашних уток. Они серо-коричневого цвета.

(слайд №8)

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Но кукушки- полезные птицы. Они съедают за день очень много насекомых и гусениц, которые питаются листьями деревьев.

(Слайд№9)

-А сейчас давайте проверим, как вы запомнили перелетных птиц. Я загадаю вам загадки, вы попробуйте их отгадать. (На слайде изображения всех перелётных птиц )

Серенькая  птичка
Ростом невеличка,
Но выводит трели – диво,
Удивительно красиво!
Кто поёт среди ветвей?
Догадались? - …

(Соловей) 
Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю  не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется? …
(Ласточка)

По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных ...
(Грач)

Птичку эту все мы знаем -
На шесте у нас живёт.
Как природа расцветает -
Песни дивные поёт.
(Скворец)

Неохота этой птице
Со своим птенцом возиться. 
Норовит другим пичужкам

Подложить яйцо…
(Кукушка)

Пёстрая птичка,
Любит водичку.
Ест червячков 
И разных жучков.
Может нырять
И в небе летать.
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку.
(Утка) 

 6. Физкультминутка.

Стая птиц летит домой,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и дом. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся на стульчики)

7. Дидактические игры на закрепление

А) Игра «Спрячь слоги в ладошках»

Со-ло-вей

Грач

Ку-куш-ка

Скво-рец

Лас-точ-ка

Ут-ка

Гусь

Ле-бедь

Стриж

 

 Б).​ Игра «Один — много»:

 — Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:

 Ласточка – ласточки – много ласточек

 Соловей –

 Кукушка –

 Скворец –

 Грач –

 Синица –

 

В) Поиграем в игру «Четвертый лишний»

 Внимательно посмотрите на картинки, хорошо подумайте и назовите, кто здесь лишний, и объясните, почему.

(Слайд№10)

волк, ГРАЧ, лиса, заяц

(слайд№11)

скворец, КУРИЦА, кукушка, грач

(слайд№12)

синица, воробей, ЛАСТОЧКА, сорока

(слайд№13)

скворец, ласточка, ВОРОБЕЙ, соловей

 Г) Речевое упражнение «Кто как голос подает?»

Кукушка - … КУКУЕТ.

Соловей - …ПОЕТ.

Ласточка - …ЩЕБЕЧЕТ

Скворец - …ПОЕТ.

Журавль - … КУРЛЫЧЕТ.

Утка - …КРЯКАЕТ

Гусь - … ГОГОЧЕТ.

Молодцы. Мне кажется, мы выполнили задания, все птицы собрались в одном  месте и готовы к нам лететь.

8.  Итог занятия.

Давайте вспомним, какие птицы называются перелётными?

Назовите их, можно вспомнить птиц и с других занятий.

Вам понравилось занятие?

 8 .+++

(слайд№14)

Посмотрите на эту картинку, узнаёте, кто это? Лебедь одна из самых грациозных птиц, именно она держит осанку по жизни и восхищает любителей природы. Лебеди – какие птицы?, ( перелётные) ,на зиму они улетают в тёплые края. Ранней весной, когда еще не сошел снег, а водоемы покрыты льдом, лебеди возвращаются с зимовок на родину. У них большие и сильные крылья. В воздухе они могут находиться достаточно долго и перелетают на тысячи километров. Но, не смотря на это, их считают символом красоты, чистоты, благородства. Окраска оперения лебедей снежно - белая, но в природе также встречаются и птицы с чёрным оперением. Лебеди любят устраивать гнездовья на крупных озерах. Когда он плывет по водной глади, его движения размеренны и неторопливы. Ходить по суше лебеди не любят, предпочитают находиться в воде. Лебеди - одни из прекраснейших созданий в мире птиц, они славятся своей красотой и гордостью.

Я предлагаю Вам самим создать эту прекрасную птицу, для этого нам понадобиться цветная бумага, ножницы и клей. Свои творческие работы мы будем делать в технике – объёмная аппликация. У Вас на столах есть силуэт лебедя, но какой лебедь без оперения. Перья мы с Вами будем делать из полосок бумаги. Давайте попробуем, возьмите полоску белой бумаги и аккуратно согните её пополам, не прижимая середину, соедините её концы, чтобы получилась капелька, концы закрепите клеем.

Давайте попробуем ещё раз, но уже без меня. Вы научились делать перышки для нашего лебедя. Теперь нам нужно приклеить наши перья к лебедю. Клеить начнём от хвоста.

При помощи объёмной аппликации из полосок бумаги мы создали таких красивых лебедей. Давайте соединим все работы вместе, и у нас

получится настоящее большое лебединое озеро.

9.  Итог занятия.

Давайте вспомним, какие птицы называются перелётными?

Назовите их, можно вспомнить птиц и с других занятий.

Вам понравилось занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Перелётные птицы".

Занятие по развитию речи во второй младшей группе...

Конспект занятия по развитию речи "Перелётные птицы"

В материале представлен план конспект НОД по развитию речи тематическая тема "Перелётные птицы"...

Конспект занятия по развитию речи " Перелётные птицы".

Цель : Расширить представления о перелётных птицах . Задачи : Формирование и обогащение словаря, помогать использовать в речи слова в соответствии со смыслом, умение связно, последовательно пересказыв...

Авторское пособие по развитию речи «Перелётные птицы»

Развитие лексико – грамматического строя речи дошкольников старшего возраста путём выполнения заданий по выбору....

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по развитию речи "Перелётные птицы"

Образовательные области:  «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».  Цели:  пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматич...

Занятие по развитию речи "Перелётные птицы"

Расширять и обогащать знания детей о перелётных птицах....