Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по развитию речи "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Угловская Надежда Михайловна

Образовательные области:  «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация». 
 

Цели:  пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа. 

Задачи 
Образовательные задачи: 
- активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»; 
- развитие навыка словообразования; 
- упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений; 
- обучение составлению описательного рассказа.


Коррекционные задачи: 
- развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»); 
- развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка); 
- автоматизация поставленных звуков – контроль и самоконтроль за звукопроизношением. 

Воспитательные задачи: 
- воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое; 
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; 
- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_perelyotnye_ptitsy.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по развитию речи.

Образовательные области:  «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация». 

Цели:  пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа. 

Задачи 
Образовательные задачи: 
- активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»; 
- развитие навыка словообразования; 
- упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений; 
- обучение составлению описательного рассказа.


Коррекционные задачи: 
- развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»); 
- развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка); 
- автоматизация поставленных звуков – контроль и самоконтроль за звукопроизношением. 

Воспитательные задачи: 
- воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое; 
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; 
- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей. 

Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические. 

Приемы: загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии – сюрпризный момент. 

Оборудование: презентация «Перелётные птицы», интерактивная доска, план-схема для составления описательного рассказа.


Предварительная работа
- беседа о перелетных птицах; 
- чтение стихов о перелетных птицах; 
- наблюдение за птицами во время прогулок; 
- разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей теме; 
- подбор оборудования, необходимого для занятия. 

2 . Ход занятия. 

Организационный момент: 
(создание положительного эмоционального настроя, развитие эмпатии, общей моторики, активизация словаря по теме «Перелетные птицы», упражнение в образовании относительных прилагательных, развитие внимания). 

Воспитатель: Из далеких жарких стран  гости к нам весной спешат. Кто это?.....(ответы детей) птицы, перелетные птицы. 

Воспитатель: Проверим хорошо ли вы знаете перелетных птиц? Я называю птиц и, если она перелетная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы…. 


Дети поясняют, почему стояли спокойно, когда назывались зимующие птицы. 

Воспитатель: А теперь загадка: 

- Без рук без, топора 
построена изба….. Что это? Ответ - гнездо. 

- Где птицы вьют свои гнезда? Ответы (полные) – птицы вьют гнезда на 
деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках). 

Игра «Где птица свила гнездо?» (на интерактивной доске картинки совы, скворца, грача, кукушки и силуэтные картинки дерева с гнездом, дупла, скворечника). 

Воспитатель: Расскажите, где и какая птица свила гнездо? 

Ответы – Это сова. Совиное гнездо в дупле (Воспитатель переключает слайд, где сова в дупле). 
Это скворец. Скворцовое гнездо в скворечнике. 
Это грач. Грачиное гнездо на дереве. 
Это кукушка. У кукушки нет гнезда. 

Ребята! Одна птица здесь лишняя. Ответ – это сова, потому что она зимующая птица. 

II.Основная часть. 

- Знакомство с темой: 

Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он утверждает, что знает всех перелетных птиц. Давайте это проверим. Загадайте Незнайке загадки, которые вы знаете о перелетных птицах. 

Загадки (тренировка памяти, внимания, мышления детей - умения выделить описательные признаки перелетной птицы, развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звуков). 

1. Кто эта птица? 
Гнезда не строит никогда. 
Яйцо соседям оставляет 
И птенчика не навещает.

Незнайка все время ошибается и дети его поправляют. Кукушка. 

После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном ответе? Что нового узнали о перелетной птице? 
2.Это старый наш знакомый. 
Он живет на крыше дома – 
Длинношеий, длинноклювый, 
Длинноносый, безголосый. 
Он летает на охоту 
За лягушками к болоту. Аист. 


3.Всех перелетных птиц черней 
Он чистит пашню от червей. Грач. 

4. Под крышей я леплю гнездо 
Из комочков глины. 
Для птенцов стелю на дно 
Мягкую перину. Ласточка. 


5. На шесте дворец. 
Во дворце – певец. Скворец. 

Воспитатель: Дети! Вы видите, что Незнайка не очень хорошо знает перелетных птиц. Давайте поможем ему – расскажем об этих удивительных путешественниках. А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным. 



- Рассказы детей (2 человека - дети по желанию выбирают картинку перелетной птицы на интерактивной доске). 
(упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану; развитие монологической речи с использованием развернутой, грамматически правильно оформленной фразы; автоматизация поставленных звуков; формирование внимания к высказыванию других людей, доброжелательности, умения дождаться своей очереди для участия в той или иной деятельности). 

III. Физ.минутка. 

(развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов, поддержание позитивного эмоционального настроя детей) 

По ходу физ.минутки дети выполняют соответствующие тексту движения. 

Птенчик в гнездышке проснулся, 
Встрепенулся. Потянулся. 
И головкой покивал, 
И хвостиком повилял. 


(пальчиковая зарядка) 

Широко раскрыл он клювик , 
Громко, громко запищал: 
Пи-пи-пи, пи-пи-пи…. 
Червячка скорей неси. 

Мама с папой закружили, 
Угощение тащили.. 

(пальчиковая зарядка) 

Червячок, блоха и мошка, 
Кушай, кушай, наша крошка 
(одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук). 

Птенчик сыт, опять он спит. 
Тс-тс-тс, нам нельзя его будить 


Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать. 

Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании): 

Воспитатель: А теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. Придумайте: - Чья вы семья? Кто ты в каждой семье? 

Воспитатель помогает дать образец ответа…. Мы семья грачей. Я грачиха (Воспитатель), я грач (ребенок), я грачонок (ребенок). 

( Семьи: аисты, скворцы, утки, лебеди). 

 
Продолжение рассказов детей. 

Упражнение «Закончи предложение» .
(упражнение в составлении сложноподчиненных предложений; тренировать память, внимание, мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к природе, ко всем живущим на Земле). 

Воспитатель: Незнайке очень понравились все ваши рассказы. Но у него остались еще некоторые вопросы. Поможем ему ответить на них. 

- Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов. 

- Первыми улетают на юг ласточки, потому что….. они питаются насекомыми. 

- Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу. 

- Все люди любят слушать соловья, потому что….. он замечательно поет. 

- Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что….. птицы их уничтожают. 

- Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.) 

Подведение итогов занятия: 
Ребята Незнайке очень понравилось у вас на занятии. Он теперь как и вы
 многое знает о перелетных птицах. Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Здоровье», «Художественное творчество».Цели:УчебныеРасширять представления детей о труде л...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе. Тема: "Дорога в старшую группу".

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе. Тема: "Дорога в старшую группу". Поможет показать знания детей средней группы на конец учебного года....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе. "Птица Удод".

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе.Тема: «Птица Удод»4. Возрастная группа: средний дошкольный возраст....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками средней группы по развитию элементарных математических представлений "Геометрические фигуры. Порядковый счет. Деревья."

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками средней группы по развитию элементарных математических представлений "Геометрические фигуры.Порядковый счет. Деревья"...

Технологическая карта организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Зимующие птицы»

Занятие соответствует ФГОС, ориентировано на детей средней группы, включает элементы рисования, конструирования, лепки....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников средней группы по развитию речи: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цель: развитие у детей познавательных интересов, воображения, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. Образовательные задачи:- закрепить знание...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе «Дорога в старшую группу»

Конспект НОД  детей в средней группе «Дорога в старшую группу» (интегрированное занятие)...