Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников средней группы по развитию речи: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Гришаева Лилия Ришатовна

 Цель: развитие у детей познавательных интересов, воображения, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

 

Образовательные задачи:

- закрепить знание  русской народной сказки «Заюшкина избушка»;

- учить детей внимательно слушать текст и понимать смысл сказки;

- вырабатывать учебные навыки – отвечать на вопросы взрослого, уметь слушать ответ другого ребенка;

- активизировать словарь детей, ввести новые слова «лубяная», «заулочки», «медведушко»;

Словарь: лубяная, заулочки, медведушко.

 

Развивающие:

- развивать диалогическую и монологическую  речь;

- развивать у детей эмоциональное восприятие текста;

- развивать произвольное внимание.

 

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные отношения между педагогом и детьми;

- воспитывать сопереживание, сочувствие животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytaya_nod_rech.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28 «Снегирёк» общеразвивающего вида

Конспект непосредственно

образовательной деятельности

для воспитанников средней группы по развитию речи:

чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

                                       

                                       Воспитатель:

Гришаева Л. Р.

   

                                             

                Снегири, 2020 год

 Цель: развитие у детей познавательных интересов, воображения, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Образовательные задачи:

- закрепить знание  русской народной сказки «Заюшкина избушка»;

- учить детей внимательно слушать текст и понимать смысл сказки;

- вырабатывать учебные навыки – отвечать на вопросы взрослого, уметь слушать ответ другого ребенка;

- активизировать словарь детей, ввести новые слова «лубяная», «заулочки», «медведушко»;

Словарь: лубяная, заулочки, медведушко.

Развивающие:

- развивать диалогическую и монологическую  речь;

- развивать у детей эмоциональное восприятие текста;

- развивать произвольное внимание.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные отношения между педагогом и детьми;

- воспитывать сопереживание, сочувствие животным.

Предварительная работа:

- чтение русских народных сказок, потешек, загадок;

- рассматривание иллюстраций;

- занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Материалы и оборудование:

- деревянные игрушки - герои сказки (лиса, заяц, волк, собаки, медведь, петух);

- деревянные конструкторы – терем лисы и терем зайца;

- деревянные игрушки - деревья;

- иллюстрированная книга русских народных сказок со сказкой «Заюшкина избушка» в обработке О. Капицы.

Ход НОД

Приветствие с ребятами и гостями стоя возле стульев:

Встанем рядышком по кругу

Скажем здравствуйте друг другу.

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется!

           Ребята, садитесь пожалуйста на свои стульчики, сегодня я вам расскажу сказку «Заюшкина избушка». Это русская народная сказка. Ребята, а что значит выражение народная сказка, кто сочинил эту сказку (народ). А какие русские народные сказки вы знаете? А каких героев народных сказок вы знаете? Верно, герои многих русских народных сказках – это звери. Скажите пожалуйста, а звери в сказках сказочные или настоящие? А как вы догадались, что они сказочные?

            Русские народные сказки, ребята дошли до нас с давних времен, в них заключена мудрость народа - они учат нас как поступить в той или другой ситуации, учат доброте, дружбе, храбрости, смелости.

           Ну а теперь ребята, начинается наша сказка «Заюшкина избушка». Послушайте пожалуйста, внимательно.

            Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

— У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная!

Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

— Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе! (воспитатель обращает внимание детей - лиса ласково называет зайца)

— Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

— Пусти меня, заюшка, на крылечко.

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.

На третий день лиса опять просит:

— Пусти меня, заюшка, в избушку.

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просилась, просилась, заяц пустил её в избушку. Сидит лиса на лавке, а зайчик — на печи.

На четвёртый день опять лиса просит:

— Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просила, просила лиса, да и выпросила — пустил её заяц и на печку.

Прошёл день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:

— Ступай вон, косой. Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала.

Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы утирает.

Бегут мимо собаки:

— Тяф, тяф, тяф! О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорят собаки. — Мы её выгоним.

— Нет, не выгоните!

— Нет, выгоним!

Подошли к избушке:

— Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!

А она им с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По заулочкам! (воспитатель поясняет – это небольшие темные улочки)

Испугались собаки и убежали. Опять сидит зайчик и плачет. Идёт мимо волк:

— О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне не плакать, серый волк? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит волк, — вот я её выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Пошёл волк к избе и завыл страшным голосом:

— Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугался волк и убежал.

Вот заяц опять сидит и плачет. Идёт старый медведь.

— О чём ты, заинька, плачешь?

— Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Пошёл медведь к избушке и зарычал:

— Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугался медведь и ушёл.

Опять сидит заяц и плачет. Идёт петух, несёт косу.

— Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чём ты плачешь?

— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.

— Нет, выгоню. Пошёл петух к избушке:

Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи, (воспитатель поясняет – хочет наказать лису, грозит ей своей косой)

Пошла, лиса, с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит:

— Одеваюсь...

етух опять:

— Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи!

А лиса говорит:

— Шубу надеваю...

Петух в третий раз:

— Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

             На этом ребята наша сказка закончилась и сейчас мы с вами немножко поиграем.

Физминутка (стоя в кругу).

Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика),

Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону).

Громко песенки он пел (кивают головой)

И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке кистями)

Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)

Зайчика прогнала (хлопают в ладоши).

И теперь он грустный ходит,

Себе он места не находит (кружатся вокруг себя и разводят руки в стороны).

Волк, собаки и медведь к зайцу нашему подходят,

И ни с чем они уходят (идут в центр вместе и задом возвращаются на места).

Лишь петух ему помог (машут руками вверх-вниз).

И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

Припеваючи, в ладу (руки на пояс).

Садитесь пожалуйста на места, мы с вами еще немного поговорим о нашей сказке:

- Понравилась ли вам сказка «Заюшкина избушка» ребята?

- Какая избушка была у лисы, какая у зайца?

- Что случилось весной с лисичкиной избушкой? Почему она растаяла?  

-  Как  поступила  лисичка,  когда  её  избушка  растаяла?  Хорошо  ли  она

поступила?

-  Жалко  вам  было зайчика?  

- Кто пытался помочь зайчику?

- Кто же прогнал лису?

- Чему учит нас сказка «Заюшкина избушка»? (не обижать маленьких, храбрости)

            Молодцы ребята, спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цели: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинок, продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по развитию речи "Перелётные птицы"

Образовательные области:  «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».  Цели:  пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматич...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в cтаршей речевой группе Тема "Деревенский быт в русских народных сказках"

Конспект подгруппового интегрированного занятия    в старшей логопедической группеЛексическая тема: Деревенский быт в русских народных сказкахЛогопедическая задача: Расширить, уточнить, акти...

Конспект НОД во 2 младшей группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Использование художественной литературы в развитии речи ребенка дошкольного возраста имеет большое значение. Русские народные сказки дают образцы литературного языка. В конспекте представлен опыт...

Развитие речи «Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка».

ООД  по развитию речи в средней группе с элементами мнемотехники...

Конспект по образовательной деятельности для детей среднего возраста по развитию речи. Чтение детям русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк"

Конспект по образовательной деятельности для детей среднего возраста по развитию речи. Чтение детям русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк"...