Главные вкладки

    Конспект НОД во 2 младшей группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
    план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

    Нагорная Инна Алексеевна

    Использование художественной литературы в развитии речи ребенка дошкольного возраста имеет большое значение. Русские народные сказки дают образцы литературного языка. В конспекте представлен опыт использования русской народной сказки  "Заюшкина избушка" развития активной речи детей средствами художественной литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zayushkina_izbushka.docx21.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД во второй младшей группе по развитию речи.

    Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

    Конспект разработала воспитатель

    МБОУ Начальной школы № 42 г. Сургута

    Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

    Нагорная Инна Алексеевна

    Конспект НОД во 2 младшей группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

    Возрастная группа: дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет.

    Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

    Цель: развитие активной речи детей средствами художественной литературы.

    Задачи:

    образовательные: познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и петух» в обработке Толстого А.Н., учить отгадывать задуманных животных по описанию их отличительных признаков;

    развивающие: развивать умение высказываться фразами, простыми предложениями, с использованием прилагательных, слов и фраз из сказки;

    воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, честность, справедливость.

    Виды деятельности: Восприятие художественной литературы, коммуникативная деяельность.

    Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

    Участники: дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет.

    Предварительная работа: отгадывание загадок по теме «Дикие и домашние животные» с использованием иллюстраций.

    Материалы и оборудование: красивая коробочка, животные театра «Заюшкина избушка», деревянный домик, нарисованный ледяной домик, фон на интерактивной доске «Заюшкина избушка», фотографии с иллюстрациями к сказке из разных книг.

    Технические средства: интерактивная доска, ноутбук.

    Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии (по выбору воспитателя) или песня "Приходите в гости к нам" (Музыка В. Дашкевича, слова Ю. Кима).

    Ход НОД.

    Вводая часть:

    Воспитатель с детьми сидят на стульчиках.

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. Кто мне скажет, что такое сказка?

    Дети: это где волшебство, чудо бывает, звери разговаривают.

    Воспитатель: верно вы всё сказали. Чтобы попасть в сказку, надо закрыть глазки и послушать музыку.

    Воспитатель включает русскую народную мелодию или «Приходите в гости к нам».

    Основная часть:

    Дети сидят лицом к интерактивной доске. На ней включается изображение нарисованных домиков: деревянного и ледяного.

    Воспитатель: Дети, вот мы и попали в сказку. Смотрите, что изображено на доске?

    Дети: домики. Один деревянный, а другой ледяной.

    Воспитатель: Верно, детки. Смотрите, а тут шкатулка, да не простая, красивая, большая, волшебная. Хотите узнать, что в ней лежит (пытаемся открыть шкатулку). Прежде, чем рассмотреть то, что лежит в шкатулке, отгадаем загадки.

    Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.

    Хвост пушистый, мех золотистый.

    В лесу живет, в деревне кур крадет 

    Дети: лиса.

    Воспитатель: правильно. (достает лису из шкатулки). А какая лиса?

    Дети: рыжая, хитрая, обманывает всех, колобка съела.

    Воспитатель: верно. А следующая зашгадка про кого? Слушайте внимательно.

    По снегу бежит – петляет, к лету шубку он меняет.

    На снегу его не видно, волку и лисе обидно. 

    Дети: заяц.

    Воспитатель: (достает зайца). Какие вы молодцы! А давайте рассмотрим зайца, опишем его.

    Дети: заяц зимой белый, летом серый, боится лису, волка, быстро бегает.

    Воспитатель: А это про кого загадка?

    Ходит по двору будильник, разгребает лапкой сор,

    Расправляет с шумом крылья и садится на забор. 

    Дети: Это петух.

    Воспитатель: (достает петух). Какие вы молодцы! А давайте рассмотрим петуха, опишем его.

    Дети: он рано просыпается,всех будит, громко кричит.

    Воспитатель: Ребята, это герои из сказки «Заюшкина избушка». А сейчас наши герои оживут и вы увидите и услышите сказку. (складываем зверей обратно в шкатулку).

    Пальчиковая игра «Заюшкина избушка».

    Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы

    соеденены между собой в виде домика)

    Никогда он не тужил (повороты головой из стороны в сторону)

    Песню весело он пел (кивают головой)

    И на дудочке дудел (играем на дудочке)

    Но лисичка постучала (кулачками стучим друг об друга)

    Зайца нашего прогнала (машем двумя руками)

    Теперь зайка грустный ходит (опускаем голову, ладошками обхватываем голову и качаем из стороны в сторону)

    Себе он места не находит (разводим руки в стороны)

    И собака и медведь (изображаем собаку и медведя)

    К зайцу нашему подходят (обнимаем себя за плечики и поглаживаем)

    И ни с чем они уходят (руки прячем за спину)

    Лишь единственный петух (изображаем петуха)

    И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы

    соеденены между собой в виде домика)

    Припеваючи в ладу 

    (вытягиваем левую руку, правой хлопаем по левой ладошке).

    Воспитатель: Давайте все вместе скажем «Раз, два, три, сказка к нам приди» (Воспитатель показывает кукольный театр и рассказывает сказку «Заюшкина избушка»).

    Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная.

    Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

    Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорoгой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:

    — Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

    — Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

    — Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.

    Подошли они к избенке. Собака забрехала:

    — Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!

    А лиса им с печи:

    — Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

    Собака испугалась и убежала.

    Зайчик опять идет дорoгой, плачет. Ему навстречу медведь:

    — О чем, зайчик, плачешь?

    — Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

    — Не плачь, я твоему горю помогу.

    — Нет, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, и тебе не выгнать.

    — Нет, выгоню!

    Подошли они к избенке. Медведь как закричит:

    — Поди, лиса, вон!

    А лиса им с печи:

    — Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

    Медведь испугался и убежал.

    Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:

    — Что, зайчик, плачешь?

    — Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

    — Пойдем, я твоему горю помогу.

    — Нет, бык, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.

    — Нет выгоню!

    Подошли они к избенке. Бык как заревел:

    — Поди, лиса, вон!

    А лиса им с печи:

    — Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

    Бык испугался и убежал.

    Идет опять зайчик дорoгой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:

    — Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?

    — Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

    — Пойдем, я твоему горю помогу.

    — Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.

    — Нет, выгоню!

    Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:

    — Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

    Несу косу на плечах,

    Хочу лису посeчи,

    Слезай, лиса, с пeчи,

    Поди, лиса, вон!

    Лиса услыхала, испугалась и говорит:

    — Обуваюсь…

    Петух опять:

    — Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

    Несу косу на плечах,

    Хочу лису посeчи,

    Слезай, лиса, с пeчи,

    Поди, лиса, вон!

    Лиса опять говорит:

    — Одеваюсь…

    Петух в третий раз:

    — Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

    Несу косу на плечах,

    Хочу лису посeчи,

    Слезай, лиса, с пeчи,

    Поди, лиса, вон!

    Лиса без памяти выбежала и убежала в лес.

    А петух с зайчиком стали жить-поживать в лубяной избенке.

    Воспитатель: Понравилась ли вам сказка?

    Дети: да, понравилась.

    Воспитатель: Давайте немного отдохнем и покажем, как петушки весело играют. 

    (Дети встают на ковероколо стульев и проводится физминутка)

    Ах, красавец – петушок, на макушке гребешок,

    Под клювом бородка, очень гордая походка.

    Лапы кверху поднимает, важно головой кивает.

    Раньше всех петух встает, громко на заре поет. Ку-ка-ре-ку!

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Как называлась сказка? 

    Дети: Заюшкина избушка.

    Воспитатель: Какая была избушка у зайчика?

    Дети: лубяная – из дерева.

    Воспитатель: Какая была избушка у лисы?

    Дети: ледяная – изо льда.

    Воспитатель: Что произошло с избушкой лисы весной? 

    Дети: растаяла избушка.

    Воспитатель: Почему?

    Дети: она расстаяла потому, что солнышко ярко греет.

    Воспитатель: Что сделала лиса, когда заяц пустил ее к себе? 

    Дети: выгнала его.

    Воспитатель: Какие герои пытались выгнать лису из заюшкиной избушки? 

    Дети: собака, медведь, бык, петух.

    Воспитатель: Кто помог выгнать лису?

    Дети: Петух.

    Воспитатель: Чем закончилась сказка?

    Дети: лиса убежала в лес, а заяц с петухом остались жить в избушке.

    Воспитатель:  Кто из героев вам понравился больше, почему?

     (Ответы детей)

    Воспитатель: Что кричал петушок, когда прогонял лису 

    Дети: ку-ка-ре-ку, несу косу на плечи, хочу лесу посечи.

    Воспитатель: верно, всё сказали.

    Заключительная часть:

    (На доске появляется слайд с изображенными иллюстрациями к сказке разных художников)

    Воспитатель: Давайте посмотрим на доску. Видите, там изображены картинки с изображением героев сказки. Какие вам нравятся больше всего?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: молодцы. Нам пора возвращаться назад в садик. Давайте закроем глаза, послушаем музыку, которая вернет нас в группу.

    (Дети закрывают глаза и слушают музыку)

    Воспитатель: ребята, мы вернулись.

    Рефлексия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект по развитию речи пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка»

    Цели: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинок, продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умени...

    Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки "Лиса и заяц» младшая группа

    Конспект занятия по развитию речи "Чтение русской народной сказки "Лиса и заяц". Цель: Познакомить детей со сказкой "Лиса и заяц", помочь понять смысл произведения....

    ООД Чтение русской народной сказки "Заюшкина избушка"

    Чтение русской народной сказки "Заюшкина избушк"...

    Конспект занятия во 2-ой младшей группе по развитию речи "Чтение русской народной сказки "Колобок""

    Коспект занятия во 2-ой младшей группе по развитию речи "Чтение русской народной сказки "Колобок""...

    Конспект по развитию речи чтение русской народной сказки "Хаврошечка" старшая группа

    ЗАНЯТИЕ : Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помо...

    Конспект ООД в младшей группе по художественной литературе «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

    Развитие речи. Художественная литература.Тема: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой "Гуси - лебеди". Способствовать...

    Развитие речи «Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка».

    ООД  по развитию речи в средней группе с элементами мнемотехники...