Конспект НОД группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет № 2 по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Мазитова Диля Радиковна

Возрастная группа: дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет.

Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: развитие активной речи детей средствами художественной литературы.

Задачи:

образовательные: познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и петух» в обработке Толстого А.Н., учить отгадывать задуманных животных по описанию их отличительных признаков;

развивающие: развивать умение высказываться фразами, простыми предложениями, с использованием прилагательных, слов и фраз из сказки;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, честность, справедливость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zayushkina_izbushka.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет № 2 по развитию речи.

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Возрастная группа: дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет.

Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: развитие активной речи детей средствами художественной литературы.

Задачи:

образовательные: познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и петух» в обработке Толстого А.Н., учить отгадывать задуманных животных по описанию их отличительных признаков;

развивающие: развивать умение высказываться фразами, простыми предложениями, с использованием прилагательных, слов и фраз из сказки;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, честность, справедливость.

Виды деятельности: Восприятие художественной литературы, коммуникативная деятельность.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Участники: дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет.

Предварительная работа: отгадывание загадок по теме «Дикие и домашние животные» с использованием иллюстраций.

Материалы и оборудование: красивая коробочка, животные театра «Заюшкина избушка», деревянный домик, нарисованный ледяной домик, фон на интерактивной доске «Заюшкина избушка», фотографии с иллюстрациями к сказке из разных книг.

Технические средства: коврограф, ноутбук

Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии (по выбору воспитателя) или песня "Приходите в гости к нам" (Музыка В. Дашкевича, слова Ю. Кима).

Ход НОД.

Вводая часть:

Воспитатель с детьми сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. Кто мне скажет, что такое сказка?

Дети: это где волшебство, чудо бывает, звери разговаривают.

Воспитатель: верно вы всё сказали. Чтобы попасть в сказку, надо закрыть глазки и послушать музыку.

Воспитатель включает русскую народную мелодию или «Приходите в гости к нам».

Основная часть:

Дети сидят лицом к коврографу. На нем появляются изображение нарисованных домиков: деревянного и ледяного.

Воспитатель: Дети, вот мы и попали в сказку. Смотрите, что изображено на доске?

Дети: домики. Один деревянный, а другой ледяной.

Воспитатель: Верно, детки. Смотрите, а тут шкатулка, да не простая, красивая, большая, волшебная. Хотите узнать, что в ней лежит (пытаемся открыть шкатулку). Прежде, чем рассмотреть то, что лежит в шкатулке, отгадаем загадки.

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, в деревне кур крадет 

Дети: лиса.

Воспитатель: правильно. (достает лису из шкатулки). А какая лиса?

Дети: рыжая, хитрая, обманывает всех, колобка съела.

Воспитатель: верно. А следующая загадка про кого? Слушайте внимательно.

По снегу бежит – петляет, к лету шубку он меняет.

На снегу его не видно, волку и лисе обидно. 

Дети: заяц.

Воспитатель: (достает зайца). Какие вы молодцы! А давайте рассмотрим зайца, опишем его.

Дети: заяц зимой белый, летом серый, боится лису, волка, быстро бегает.

Воспитатель: А это про кого загадка?

Ходит по двору будильник, разгребает лапкой сор,

Расправляет с шумом крылья и садится на забор. 

Дети: Это петух.

Воспитатель: (достает петуха). Какие вы молодцы! А давайте рассмотрим петуха, опишем его.

Дети: он рано просыпается, всех будит, громко кричит.

Воспитатель: Ребята, это герои из сказки «Заюшкина избушка». А сейчас наши герои оживут и вы увидите и услышите сказку. (складываем зверей обратно в шкатулку).

Пальчиковая игра «Заюшкина избушка».

Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы

соеденены между собой в виде домика)

Никогда он не тужил (повороты головой из стороны в сторону)

Песню весело он пел (кивают головой)

И на дудочке дудел (играем на дудочке)

Но лисичка постучала (кулачками стучим друг об друга)

Зайца нашего прогнала (машем двумя руками)

Теперь зайка грустный ходит (опускаем голову, ладошками обхватываем голову и качаем из стороны в сторону)

Себе он места не находит (разводим руки в стороны)

И собака и медведь (изображаем собаку и медведя)

К зайцу нашему подходят (обнимаем себя за плечики и поглаживаем)

И ни с чем они уходят (руки прячем за спину)

Лишь единственный петух (изображаем петуха)

И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы

соеденены между собой в виде домика)

Припеваючи в ладу 

(вытягиваем левую руку, правой хлопаем по левой ладошке).

Воспитатель: Давайте все вместе скажем «Раз, два, три, сказка к нам приди» (Воспитатель показывает кукольный театр с использованием коврографа и рассказывает сказку «Заюшкина избушка»).

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная. (Ребята, лубяная избушка – значит деревянная, сделанная из дерева).

Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому. (Ребята, а почему весна красна? Это значит, что весной все расцветает, вокруг все становится красивым)

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорoгой зайчик, плачет. Ему навстречу собака: (Ребята, а как собака лает?)

— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

— Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.

Подошли они к избенке. Собака забрехала:

— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идет дорoгой, плачет. Ему навстречу медведь: (Как ходит медведь?)

— О чем, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

— Не плачь, я твоему горю помогу.

— Нет, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, и тебе не выгнать.

— Нет, выгоню!

Подошли они к избенке. Медведь как закричит:

— Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь испугался и убежал.

Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:

— Что, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

— Пойдем, я твоему горю помогу.

— Нет, бык, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.

— Нет выгоню!

Подошли они к избенке. Бык как заревел:

— Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Бык испугался и убежал.

Идет опять зайчик дорoгой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой: (Как петух кричит?)

— Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

— Пойдем, я твоему горю помогу.

— Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.

— Нет, выгоню!

Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посeчи,

Слезай, лиса, с пeчи,

Поди, лиса, вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:

— Обуваюсь…

Петух опять:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посeчи,

Слезай, лиса, с пeчи,

Поди, лиса, вон!

Лиса опять говорит:

— Одеваюсь…

Петух в третий раз:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посeчи,

Слезай, лиса, с пeчи,

Поди, лиса, вон!

Лиса без памяти выбежала и убежала в лес.

А петух с зайчиком стали жить-поживать в лубяной избенке.

Воспитатель: Понравилась ли вам сказка?

Дети: да, понравилась.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и покажем, как петушки весело играют. 

(Дети встают на ковер около стульев и проводится физминутка)

Ах, красавец – петушок, на макушке гребешок,

Под клювом бородка, очень гордая походка.

Лапы кверху поднимает, важно головой кивает.

Раньше всех петух встает, громко на заре поет. Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Как называлась сказка? 

Дети: Заюшкина избушка.

Воспитатель: Какая была избушка у зайчика?

Дети: лубяная – из дерева.

Воспитатель: Какая была избушка у лисы?

Дети: ледяная – изо льда.

Проводится эксперимент с ледяным домиком и деревянным. Дети из лейки поливают домики водой и приходят к выводу, что ледяной домик под водой растаял и он не надежный, а деревянный домик стоит по прежнему.

Воспитатель: Что произошло с избушкой лисы весной? 

Дети: растаяла избушка.

Воспитатель: Почему?

Дети: она расстаяла потому, что солнышко ярко греет.

Воспитатель: Что сделала лиса, когда заяц пустил ее к себе? 

Дети: выгнала его.

Воспитатель: Какие герои пытались выгнать лису из заюшкиной избушки? 

Дети: собака, медведь, бык, петух.

Воспитатель: Кто помог выгнать лису?

Дети: Петух.

Воспитатель: Чем закончилась сказка?

Дети: лиса убежала в лес, а заяц с петухом остались жить в избушке.

Воспитатель:  Кто из героев вам понравился больше, почему?

 (Ответы детей)

Воспитатель: Что кричал петушок, когда прогонял лису 

Дети: ку-ка-ре-ку, несу косу на плечи, хочу лесу посечи.

Воспитатель: верно, всё сказали.

Заключительная часть:

(На коврографе появляются иллюстрации к сказке разных художников)

Воспитатель: Давайте посмотрим на доску. Видите, там изображены картинки с изображением героев сказки. Какие вам нравятся больше всего?

(Ответы детей)

Воспитатель: молодцы. Нам пора возвращаться назад в садик. Давайте закроем глаза, послушаем музыку, которая вернет нас в группу.

(Дети закрывают глаза и слушают музыку)

Воспитатель: ребята, мы вернулись.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цели: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинок, продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умени...

Конспект НОД во 2 младшей группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Использование художественной литературы в развитии речи ребенка дошкольного возраста имеет большое значение. Русские народные сказки дают образцы литературного языка. В конспекте представлен опыт...

Развитие речи «Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка».

ООД  по развитию речи в средней группе с элементами мнемотехники...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников средней группы по развитию речи: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цель: развитие у детей познавательных интересов, воображения, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. Образовательные задачи:- закрепить знание...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» с элементами театрализации

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избу...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...

Конспект методической разработки сюжетно-ролевой игры с элементами строительно-конструктивной «На помощь лисе» по русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Сказка, которая сопутствует весь дошкольный период является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитате...