Становление речи через развитие мелкой моторики у детей
статья по развитию речи по теме

Кадырова Гузал Фанисовна

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока - ворона» и т.д.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».

И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга - это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость -по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развивается параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми и с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи.

В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Есенина, А.В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. При работе кисти и пальцев в коре возбуждается соответствующий центр. По закону иррадиации возбуждение переходит на соседний центр - речедвигательный (центр Брокка), то есть активизируется речь ребенка.

В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движение пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека.

Примерно таков же подход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функции руки и речи, в том числе и данные электрофизиологических исследований, М.М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влияние кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что «влияние проприоцетивнои импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития. И особенно там, где развитие речи задерживается. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Этот вывод, основанный на многочисленных экспериментальных данных, представляет исключительный интерес в педагогическом отношении. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму.

Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше.

Что представляет собой рука к моменту поступления ребенка в школу?

Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движениями не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувства. Основная дифференцировка мышечного волокна кисти имеет место уже к моменту рождения; после четырех лет нарастание диаметра мышечного волокна несколько увеличивается, достигая к семи годам довольно значительной величины, усложнение двигательных нервных окончаний в мышцах кисти идет наиболее ускоренными темпами в дошкольном возрасте. В семь лет в мышцах ребенка имеется сложно построенный двигательный аппарат. Однако нервная регуляция движений ребенка еще несовершенна, мелкие мышцы руки недостаточно развиты, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев, что вызывает особенные трудности при обучении графическим действиям дошкольников.

Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка, в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития, с другой - готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Становление речи через развитие мелкой моторики у детей»

Кадырова Гузал Фанисовна, воспитатель

п.г.т. Барсово МБДОУ

д/с комбинированного вида «Рябинка»

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока - ворона» и т.д.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».

И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга - это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость -по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развивается параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми и с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи.

В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Есенина, А.В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. При работе кисти и пальцев в коре возбуждается соответствующий центр. По закону иррадиации возбуждение переходит на соседний центр - речедвигательный (центр Брокка), то есть активизируется речь ребенка.

В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движение пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека.

Примерно таков же подход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функции руки и речи, в том числе и данные электрофизиологических исследований, М.М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влияние кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что «влияние проприоцетивнои импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития. И особенно там, где развитие речи задерживается. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Этот вывод, основанный на многочисленных экспериментальных данных, представляет исключительный интерес в педагогическом отношении. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму.

Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше.

Что представляет собой рука к моменту поступления ребенка в школу?

Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движениями не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувства. Основная дифференцировка мышечного волокна кисти имеет место уже к моменту рождения; после четырех лет нарастание диаметра мышечного волокна несколько увеличивается, достигая к семи годам довольно значительной величины, усложнение двигательных нервных окончаний в мышцах кисти идет наиболее ускоренными темпами в дошкольном возрасте. В семь лет в мышцах ребенка имеется сложно построенный двигательный аппарат. Однако нервная регуляция движений ребенка еще несовершенна, мелкие мышцы руки недостаточно развиты, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев, что вызывает особенные трудности при обучении графическим действиям дошкольников.

Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка, в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития, с другой - готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.

Работа по развитию пальчиков и кистей рук детей дошкольного

возраста

Работу по развитию пальчиков и кистей рук следует начинать с рождения ребенка.

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, там эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Сжатые кулачки ребенка надо нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти - от мизинца к запястью. Массаж кистей рук можно проводить с использование всевозможных ворсовых щеток: мягкой щеткой - по наружной поверхности кулачка от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) - по подушечкам пальцев. С малышом 1-2 месяцев такие упражнения проводятся каждый день по 3 раза в течение 10-20 секунд и состоят из 4-6 движений (и так до 5-7 месяцев). С 1-2 до 3-5 месяцев полезно вкладывать в разжатые кулачки ребенка круглые предметы так, чтобы один пальчик находился с противоположной стороны от остальных пальцев, надо помочь малышу удержать этот предмет, а затем потянуть к себе и покрутить из стороны в сторону. С 3 месяцев надо развивать умение брать игрушку из рук взрослого, а также доставать рукой ногу, для привлечения внимания к ноге можно подвесить яркий помпончик. С пяти месяцев надо побуждать малыша брать игрушку сверху, снизу, сбоку.

Игрушки должны быть различной формы, с различной поверхностью (губка, прищепка для белья, колечки, ткани). С 7 месяцев к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности (разминание) от кончиков к основанию. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения

для пальцев рук. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать деревянные шарики разного диаметра, шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки. В полуторогодовалом возрасте малышам даются уже более сложные задания: застегивание и расстегивание пуговиц, развязывание узлов, шнуровка. Очень важно, чтобы такие игры привлекали ребенка.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов -потешек. Кроме того, народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах. Можно использовать упражнения и без речевого сопровождения.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, нужно помогать ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Очень важно обращать внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями - держать ложку, чашку, карандаши, умываться.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани и т.д.).

Особое место в развитии тонкой моторики занимает систематическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезание предметов по контуру «на глаз»).

Требования к проведению игр для развития мелкой моторики

• при проведении игр важна последовательность (от простого к
сложному). Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то
виды занятий, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на
данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

• не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка проходит по нескольким разделам (нанизывание, работа с бумагой и т.д.);

  • занятия должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое «изделие» малыша должно быть утилитарным (дариться, показываться, быть предметом игр и гордости малыша);
  • если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера;
  • никогда не начинайте занятие, если вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами; если ребенок неважно себя чувствует или увлечен своей игрой;
  • недопустимо переутомление ребенка в игре, которое может привести к негативизму.

Работа по развитию пальчиков и кистей рук детей первого года жизни

С 9 месяцев показываются следующие действия:

*как покатать машину или мячик;

  • открыть - закрыть коробку, кастрюлю крышкой;
  • покачать, покормить куклу;

  • положить кубик на кубик;
  • выполнить «ладушки», «до свидания»;
  • поиграть в «Сороку - белобоку»;
  • вынуть - вложить игрушку (в тазик, кастрюлю).

Игрушки берутся разные - большие и маленькие, различные на ощупь.

Показать ребенку нанизывание колец на стержень.

К концу 1-го года жизни перед массажем кистей рук хорошо выполнять криомассаж (массаж с использованием льда и горячей воды).

Цель криомассажа - снижение тонуса и уменьшение напряженности мышц. Метод прост в использовании, практически не имеет противопоказаний, за исключением острых воспалительных заболеваний. Для его проведения возьмите две емкости (тазики). В один тазик налейте теплую воду (ближе к горячей, но чтобы малышу было приятно), в другой положите ледяные кубики («конфетки»), которые легко можно сделать в бытовом холодильнике. Сначала предложите малышу потрогать «конфетки», затем опустить руки в теплую воду: «Потрогаем кубики («конфетки») - они холодные», «Потрогаем водичку - она горячая». Спросите: «Горячая водичка?», «Где конфетки?».

Затем руки хорошенько нужно встряхнуть и вытереть полотенцем. -Продолжительность процедуры не должна превышать 7 минут; -Одновременное ощупывание кубиков - от 5 до 30 секунд; -Курс составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно.

Сразу после криомассаже предложите малышу вкладывание - вынимание игрушек, нанизывание. Можно дать ребенку рвать на мелкие кусочки бумагу -малыши делают это с удовольствием по несколько минут; можно предложить перебирать крупные деревянные бусы, вкладывать один в один полые кубики разной величины; нанизывать кольца пирамидки - сначала на конус, затем на стержень.

Такие игры помогают ребенку совершенствовать работу двумя пальцами.

К одному году важно, чтобы в движение вовлекалось как можно больше пальчиков и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Очень хорошо

тренируют движения игры с пальчиками, например «Колечки»: взрослый

смыкает, размыкает большой палец малыша с указательным, средним,

безымянным, мизинцем по очереди сначала на одной руке, затем на другой:

«Пальчики здороваются, целуются, прощаются».

Взрослые должны помнить - для разностороннего, гармонического развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление.

Тренировать следует все пальцы, в том числе и безымянный и мизинец. В противном случае мы рискуем получить противоположный результат -увеличение тонуса мышц пальцев.

С нормализации кисти и пальцев рук начинается и развитие зрительно -моторной координации. При этом необходимо использовать следующие принципы:

  • систематичность проведения упражнений;
  • последовательность - сначала на правой руке, затем на левой руке, при успешном проведении на правой и левой руке - на обеих одновременно;
  • переход от простого к сложному - постепенно, по нарастающей сложности, не пропуская ни одного упражнения, - это очень важно для поддержания у ребенка интереса к упражнениям.

На 2-3-м году жизни у детей уже, как правило, сложились представления о предметах и их признаках.

Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания.

Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, ребенок приобретает способность сравнивать предметы по качеству, а для этого ему необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость - твердость, форма, вес (легкий - тяжелый), температура (холодный - горячий - теплый), особенность поверхности (гладкий - шершавый).

Узнавание ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать, регулировать силу ее захвата и улучшить тонус мышц, что делает движения руки более точными.

Перед проведением игры на ощупывание ребенку необходимо подержать кисти рук в мисочке с теплой водой или провести зубной щеткой по подушечкам пальчиков сверху вниз - это повысит их чувствительность.

При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы ребенка, расширяется его активный словарь.

Для того чтобы ребенок познавал свойства предметов, нужно ввести предметы в его развивающую среду, а также проводить занятия по развитию тактильных чувств рук ребенка.

Знакомство с качествами предметов на занятии проводится поэтапно. Этапы ознакомления с качествами предмета:

  1. привлечь внимание ребенка к тактильному объекту;
  2. показать, как обследовать объект;
  3. дать ребенку самостоятельно определить качество предмета. Если ребенок уже умеет говорить, попросите его назвать предмет, его качество или показать такой же по качеству предмет.

Игры с водой

Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умения пользоваться ножницами, карандашом, ручкой, делать поделки из бумаги и пластилина, более успешно манипулировать мелкими предметами).

Игры с поглаживанием

Основной прием самомассажа - поглаживание, манипуляция, при которой рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки. С различной степенью надавливания.

Рука ребенка еще очень слаба, поэтому в данном случае речь идет о поверхностном поглаживании. Тыльную сторону кисти малыш поглаживает мягкой щеточкой, пуховкой или кусочком меха - это его успокаивает, расслабляет кисть. Поглаживание кончиков пальцев жесткой (зубной) щеточкой повышает тактильное восприятие, развивает умение узнавать предметы на ощупь.

Этой же цели служат игры с применение шестигранного карандаша, грецких орехов.

Упражнения на нанизывание

С их помощью у ребенка развивается умение самостоятельно чем-то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать и грушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др. Совершенствуются движения кисти, пальцев, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением. Обогащается сенсорный (чувственный) опыт малыша. Посредством осязания, мышечного чувства он начинает различать форму, величину, качество предметов (одни предметы твердые, другие -   мягкие; одни - тяжелые, другие -легкие; одни - прочные, другие легко разрушаются; предметы издают различные звуки: стук, звон).

Если взрослые сопровождают действия ребенка словами, называя предметы, рассказывая о них, то обогащается его словарь, развивается речь.

Игры на нанизывание воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не

отвлекаясь, заниматься одним делом. Развивается устойчивость внимания, целеустремленность.

Игры с пластилином

Прежде чем дать ребенку материал для лепки (глину или пластилин), познакомьте его со свойствами материала, с которым он будет работать (пластилин мягкий, он разминается, скатывается, расплющивается).

Покажите, как можно работать с материалом: разминать его пальцами, ощупывать, раскатывать на столе, между ладошками, скатывать из него шарики, соединять детали из пластилина. Прежде чем начать работу, необходимо познакомить ребенка с тем реальным предметом, который он будет лепить.

Детям раннего возраста (2 года 6 месяцев - 3 года) важно иметь утилитарное значение (малыш может кормить кукол, зверей, помогать вам в чем-то, что-то чинить и т.д.).

Начиная работу, не давайте детям большой кусок пластилина, так как он плохо разминается и с ним трудно работать. Это может быть причиной отказа ребенка от работы. При планировании работы соблюдайте основной принцип педагогики - идите от простого к сложному.

После окончания работы полюбуйтесь поделкой, похвалите ребенка. Это повысит его самооценку, его значимость в семье или коллективе сверстников.

Работу с пластилином можно сопровождать чтением стихотворений, потешек, небольших сказок. Например, можно лепить шарик и рассказывать сказку «Колобок».

При регулярных занятиях пальчики ребенка станут более ловкими, движения координированными, изделия узнаваемыми.

Игры с бумагой

Чтобы пальцы малыша стали гибкими, послушными и сильными, могли слаженно и дружно выполнять поставленные задачи, помогут игры с бумагой.

Благодаря этим играм развивается также устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым: он должен присмотреться к действиям, которые ему показали, и воспроизвести их. Умение подражать очень важно, поскольку позволяет малышу заимствовать опыт взрослых. Ребенку раннего возраста очень важен наглядно - действенный показ: взрослый на его глазах проделывает все то, что потом он должен будет проделать самостоятельно. Иногда придется действовать совместно с малышом, направлять его движения. Наглядный показ следует сопровождать словом.

Постепенно у ребенка установится связь между вашими действиями и объяснениями, и через некоторое время он сможет самостоятельно выполнять словесные указания, например: «Сложи бумагу гармошкой».

Игры на выкладывание

Проводя игры на выкладывание, мы преследуем следующие цели: развиваем щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствуем движения «глаз - рука»; развиваем воображение; обогащаем словарный запас; совершенствуем зрительное восприятие. Прежде чем приступить к работе, следует рассмотреть объект, который предстоит выкладывать, выделить в нем значительные детали.

Если малыш хорошо владеет речью и мелкой моторикой, можно предложить ему самостоятельно обвести обследуемый предмет и назвать его значимые детали.

Если ребенок еще мал или не способен сделать это самостоятельно по другим причинам, возьмите его руку в свою, вытягивая и удерживая его указательный палец, и начинайте обводить предмет по контуру, называя при этом детали, а затем предложите рассмотреть изображение предмета или его схему.

Игру необходимо повторять для лучшего усвоения, но поскольку ребенок развивается на эмоциональном интересе и новизне, то задание при повторении каждый раз нужно усложнять:

а)        выкладывать на образце;

б)        выклад ывать под образцом;

в)        выкладывать по памяти;

г)        выкладывать со сменой материала - от крупного к мелкому (счетные
палочки - спички).

Игры с мозаикой

Проводя игры с мозаикой, мы преследуем следующие цели: развиваем щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствуем движение «глаз - рука», зрительное восприятие; развиваем воображение и пространственную ориентацию - представления о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга. Так как эти представления лежат в основе и лингвистических, и математических знаний, развитие         пространственной ориентации подготовит малыша к обучению в школе.

Фольклорные пальчиковые игры

На этих играх я остановлюсь более подробно.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».        

Игры имеют развивающее значение, так как дают малышу возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.        

Соединение «слово - палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной рукой, а в завершение - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Дружат наши дети...

Дружат наши дети,

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Во время чтения стишка пальцы правой и левой руки соприкасаются и расходятся. По окончании игры попросите ребенка встряхнуть правую и левую руку.

Постепенно уменьшайте помощь, и в конце концов ребенок начнет выполнять задание самостоятельно.

Во время игры хорошо развивать активную речь ребенка: сначала попросите малыша договаривать наиболее легкие в произношении слова, при многократном повторении игры ребенок запоминает простой стишок и может сам его рассказать, сопровождая пальчиковой игрой.

Возможны разные варианты усложненных заданий:

а)        вы читаете текст, загибая пальчики ребенка;

б)        ре бенок левой рукой сам загибает пальчики правой руки;

в)        вы читаете потешку, а ребенок договаривает простые слова и сам
загибает пальчики правой руки;

г) в конце третьего года жизни ребенок может сам рассказать потешку, загибая пальчики.

Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. Необходимо отметить, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движения рук.

Родителей и педагогов, конечно же всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки. А также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для овладения ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучению ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте, к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемым стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т.д.   И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Со стороны может показаться, что ребенку протянуть руку к предмету, достать и взять его настолько просто, что это не заслуживает особого внимания. Но какими простыми не казались бы эти действия для нас, взрослых, нужно отметить: у ребенка первых месяцев жизни они еще отсутствуют, младенец еще не может выполнять координированные, целенаправленные действия. Ведь в первые месяцы жизни все движения ребенка, в том числе и движения рук, носят безусловно - рефлекторный характер, то есть возникают без целенаправленного волевого усилия - они не преднамеренны.

Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения его взрослыми.

Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Исследования развития движений рук ребенка представляет интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков и т.д.), так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.

Интересен антогенез развития действий рук ребенка. И.М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я старалась создавать в группе такую пространственно - предметную среду, которая бы способствовала развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, то есть готовили руки ребенка к письму.

В группе по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками и т.д. Здесь дети могут заплести кукле косички, завязать банты, застегнуть и расстегнуть пуговицы, расшнуровать ботинки.

В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, трафареты, бумага и т.д.

В театральной зоне: разные виды театра, в том числе и пальчиковый. Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.

Постепенно я сформировала в группе игротеку «Пальчиковый игротренинг»:

1.Игры с пальчиками.

2.Пальчиковые игры с палочками.

3.Пальчиковые игры со стихами.

4.Пальчиковый театр.

Для развития мелкой моторики, а так же детского творчества, а также артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Сделали пальчиковый театр и проводим небольшие игры - инсценировки, проведенные в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка». Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребенка к письму.

Всячески поощряю желание детей рисовать в свободное время. В рисунке ребенок отражает окружающий мир, дает волю воображению. И что не менее важно, орудуя карандашом и бумагой, развивает двигательные навыки руки. Рисуем на песке, на снегу.

Для развития мелкой моторики рук использую мелкий спортивный материал: малые мячи, палочки, флажки и пр., а также некоторые предметы бытового и иного назначения. Упражнения с предметами (манипуляции, жонглирование), подвижные игры с ними, вводятся в физкультурные и музыкальные занятия, проводятся во время прогулок, других режимных моментов.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к письму и рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. И, если к семи годам ребенок научился в игровой форме управлять своими пальцами, руками, то есть у него хорошо развита мелкая моторика и координация движения пальцев, он овладел основными графическими навыками, то этого будет вполне достаточно для дальнейшего обучения письму в школе.

Практический материал по развитию мелкой моторики дошкольников.

«Этот пальчик...»

Цель: обучение детей точным движениям пальцев правой и левой руки; развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать слова.

Оборудование: картинки с изображением семьи.

Ход игры:

Показать картинку с изображением семьи, перечислить всех членов семьи и попросить детей назвать их.

Предлагаю детям поиграть с пальчиками. Читая потешку, по ходу чтения загибаю по одному пальцу, дети тоже загибают свои пальчики:

Этот пальчик - дедушка (загибаем большой палец),

Этот пальчик - бабушка (загибаем указательный палец),

Этот пальчик - папочка (загибаем средний палец),

Этот пальчик - мамочка (загибаем безымянный палец),

Этот пальчик - я (загибаем мизинец),

Вот и вся моя семья! (Вращаем кисть, разведя пальцы в стороны).

Усложнение задания: Возможны различные варианты усложненных заданий:

  1. Читаю потешку, а дети загибают на руке пальчики;
  2. Я читаю - дети сами загибают свои пальчики на одной руке и проговаривают доступные его возрасту слова (деда, баба, папа, мама);
  3. Дети сами читают потешку, загибают пальчики на правой, а затем на левой руке.

«Ваня ходит по дорожке»

Цель: формирование контроля за мышечным тонусом пальцев (указательного пальца); выработка умения размазывать пластилин по ограниченной поверхности; развитие пинцетного захвата, координации «глаз - рука».

Оборудование: дощечка для работы с пластилином, мисочка с фасолью, игрушка - кукла Ваня; картинка, на которой изображен Ваня, стоящий на дорожке.

Ход игры:

Показываю детям куклу Ваню и радостно сообщаю, что Ване купили новые сапоги и ему очень хочется их всем показать. Но куда ему в них пойти он не знает. А я знаю, куда поведу его гулять. Я сейчас тебе расскажу:

Я кусочек пластилина

Размажу по дощечке.

А потом горошком

Выложу дорожку,

Чтобы топали по ней

Ванины сапожки.

Показываю детям, как размазывать по дощечке пластилин (сделаем «дорожку» для Ванечки). Прошу детей оторвать от бруска пластилина маленький кусочек, положить его на «дорожку» и размазать по ней указательным пальцем.

А теперь размажьте пластилин по «дорожке» до тех пор, пока она вся не станет «пластилиновой».

Промазав «дорожку», проводим по ней стекой горизонтальную линию, берем фасолинки и выкладываем «дорожку» для Вани.

Закончив работу, провести по «дорожке» указательным пальцем и попросить детей сделать то же самое.

«Ваза для фруктов»

Цель: развитие мелкой моторики указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; развитие умения выкладывать картинки по образцу; активизация словаря: «яблоко», «груша», «апельсин», «Фрукты», «ваза».

Оборудование: наборное полотно, мозаика, фрукты или муляжи, ваза.

Ход игры:

На наборном полотне выложить вазу для фруктов, оговаривая свои действия: «Я беру мозаику, втыкаю в дырочки. Делаю вазу для фруктов. Ваза синяя». Спросить у детей: «Какие фрукты вы бы хотели бы положить в вазу: яблоко, грушу, апельсин?»

Выложить на вазе половинку выбранного фрукта, а кто-то из детей выкладывает вторую его половинку. По аналогии выложить остальные фрукты.

«Как на горке - снег, снег...»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы больших и указательньгх пальцев обеих рук. Оборудование: белые бумажные салфетки; игрушечный мишка.  

Ход игры:

Читаю стихотворение:

Как на горке - снег, снег,

Как под горкой - снег, снег,

И на елке - снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише не шуметь.

И. Токмакова.

Беру 3/4 салфетки и комкаю ее, придав ей форму «снежка». Предлагаю детям сделать много «снежных комочков».

«Вот поезд наш едет...»

Цель: развитие мелкой моторики; умения выполнять движения в соответствии с текстом.

Оборудование: игрушечный поезд.

Ход игры:

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат. (Проводим пальцами правой руки по столу).

А в поезде этом

Ребята сидят. (Помахать пальцами в воздухе).

Гу-гу-гу, гу-гу-гу (Постучать пальцами в такт словам).

Пыхтит паровоз.

Далеко, далеко (Постучать одновременно указательным и средним

пальцами по столу).

Детей он повез.

«Движения сверху вниз»

«Птички летают». Пальцы обеих рук двигаются вверх - вниз.

Птички полетели - крыльями махали.

Махали, махали, сели, отдыхали.

Движения слева направо.

  1. Ребенок проводит четырьмя пальцами по нарисованной дорожке (дорожка прямая).
  2. Ребенок перекладывает предметы (от крупных кубиков до мелких пуговиц, фасоли) из одной емкости, в другую слева направо.
  3. Изготовить прямую «дорожку» из пуговиц, пришитых к ткани. Ребенок «прыгает» пальчиками по пуговицам - «камушкам» слева направо, сначала указательным пальчиком, затем большим, средним, безымянным, мизинцем (по очереди).
  4. «Камушки» из пластилина выложить по прямой линии. Ребенку надо раздавить все «камушки» слева направо указательным пальцем сначала правой, затем левой руки (для левшей наоборот).
  5. Имитируя игру на клавишных музыкальных инструментах, ребенок «играет» всеми пальцами по очереди. Можно нарисовать клавиши.
  6. «Часы». Ребенок совершает движения кистью слева направо. Тик-так,
    тик-так, всегда так, всегда тик.

Упражнения за столом

  1. «Червячки шевелятся». Поочередно приподнимать и опускать пальцы (ладони лежат на столе).
  2. Имитация игры на фортепьяно.
  3. Разводить пальцы и сводить их вместе (ладони на столе).
  4. «Бегают человечки». Указательным и средним пальцами сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро бежать по столу.
  5. «Дождик идет». Руки лежат на столе. Кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Ногтями ударять по столу.
  6. «Пальчики танцуют». Три пальца (любые) обеих рук одновременно легкими движениями «передвигаются» в разных направлениях.
  7. Поочередно сгибать пальцы обеих рук.
  8. «Ладонь -ребро - кулак». Сначала правой, затем левой, потом одновременно менять положение обеих рук в указанном порядке.
  9. «У киски Царапки мягкие лапки». Руки - на столе. Расслабиться, растопырить пальцы, напрячь их, собрать в кулак.

10.        «Пальчики здороваются». Поставить локти на стол, ладони прижать
друг к другу. Не размыкая их, сгибать пальцы навстречу друг другу.

  1. Показать пальцами и кистями рук «гнездышко», «лодочку», «крышу», «очки», «флажок», «козу», «солнечные лучи», «ножницы», «замок», «мостик» и т.д.
  2. «Кулак - кольцо». Пальцы одной руки сжать в кулак, пальцами другой (указательный, средний, безымянный, мизинец по очереди) образовать кольцо с большим. Затем то же, но руки поменять.

Пальчиковые игры

  1. «Липкие пальчики». «Первый пальчик в глине, второй - в пластилине, третий - в шоколаде, четвертый - в мармеладе». Каждый палец по очереди прикасается к большому.
  2. «Трудолюбивые пальчики». «Большому дрова рубить, тебе воду носить, тебе печь топить, тебе тесто месить, а малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев забавлять». По очереди загибать пальцы на обеих руках, на последнюю фразу шевелить одновременно всеми пальцами обеих рук.
  3. «Улей». «Вот маленький улей, где пчелы спрятались, никто их не увидит. Вот они показались из улья. Одна, две, три, четыре, пять! 3 - з - з - з!». Пальцы сжать в кулак, выпрамлять их по одному.
  4. «Капустка». «Мы капустку рубим - рубим. Мы капустку солим - солим. Мы капустку трем - трем. Мы капустку жмем - жмем». На первую фразу поставить локти на стол, поднимать и опускать кисти рук. На вторую -поочередно поглаживать подушечки пальцев. На третью - тереть сжатые в кулачок пальцы друг о друга. На четвертую фразу - сжимать и разжимать кулачки.
  5. «Домик». «На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, в домик всех вас приглашаем». Произвольные движения, соответствующие содержанию текста.
  6. «Замок». «На дверях весит замок. Кто его открыть бы смог? Мы замочком постучали. Мы замочек покрутили. Мы замочек потянули -открыли». Произвольные движения, соответствующие тексту.

7.        «Пять пальцев». «На моей руке пять пальцев, пять хватальцев, пять
держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, чтобы брать и чтоб дарить».
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

  1. «Повстречались». «Повстречались два котенка: «Мяу - мяу». Два щенка: «Ав - ав!». Два жеребенка: «Иго-го!». Два тигренка: «Р - р - р!». Два быка: «Му-у!». Смотри, какие рога». На каждую фразу соединять одноименные пальцы правой и левой рук по одному, начиная с мизинца. На последнюю фразу показать рога, одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
  2. «Раз, два, три, четыре, пять». «Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать: крепкие, дружные, все такие нужные. На другой руке опять: раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, хотя не очень...чистые». На первую фразу по очереди загибать пальцы на правой руке. На следующую -ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью - по очереди загибать пальцы на левой руке. На последнюю - помахать пальцами обеих рук.

  1. «Лодочка». «Две ладошки прижму и по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - это лодочка моя. Паруса подниму, синем морем поплыву. А по бурным волнам плывут рыбки тут и там». На две первые фразы ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «Паруса подниму» выпрямленные ладони поднять вверх, затем имитировать движения волн и рыбок.
  2. «Коза и козленок». «Идет коза рогатая, идет коза богатая. За ней козленок бежит, колокольчиком звенит». На первую фразу указательными пальцами и мизинцами изобразить рога. На вторую - пальцы соединить в щепотку, опустить вниз («колокольчик звенит»).

Список литературы:

  1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973.
  2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973
  3. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений для развития мелкой моторики. – М.: ЭКСМО, 2011 – 120 стр.
  4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: ФЛОКС, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно - пространственной среды как средство развития речи (через развитие мелкой моторики рук)

Организация предметно - пространственной среды как средство развития речи (через развитие мелкой моторики рук)...

Доклад «Развитие речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

ldquo;Источники способностей и дарований детей – на кончикахих пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”В.А. Сухомлинский...

Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"

Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"...

«Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи через развитие мелкой моторики рук»

Материал для работы с детьми с ОВЗ для старшего дошкольного возраста для учителей-логопедов и педагогов компенсирующих групп....

Консультация для родителей " Развитие речи через развитие мелкой моторики"

Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики...

Статья о развитии речи через развитие мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста .

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. Речь- форма общения, опосредованнная языком . ...

Статья о развитии речи через развитие мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста .

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. Речь- форма общения, опосредованнная языком . На...