Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Клепикова Любовь Александровна

   Набрав год назад малышей, я обратила внимание, что далеко не у всех детей в достаточной мере сформированы координация движений, ручная умелость, навыки самообслуживания. Это подтвердило диагностическое обследование. Плохо развита речь, так как уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Сенсомоторное развитие так же составляет фундамент умственного развития. А умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей, двигательной и ручной, потому что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Отсюда следует, что проблема развития мелкой моторики является одной из актуальных проблем детской педагогики и психологии.

  Для решения этой проблемы поставила перед собой следующие задачи:

  1.Систематически проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики, выделив для нее оптимальное время.

  2.Повысить интерес малышей к упражнениям, превратив их в занимательную игру.

  3.Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

  4.Развивать точность выполнения движения, умение управлять мышцами-сгибателями.

  5.Совершенствовать координацию движений руки и глаза.

  6.Формировать умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.

  Для реализации этих задач я взяла тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», целью которой стало развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам разного рода игр и упражнений и разных видов продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных методик.

  Для успешного решения поставленных задач подобрала и изучила огромное количество литературы по данной теме, составила перспективный план работы, разработала диагностический инструментарий, создала полноценную предметно - развивающую среду, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующего формированию мелкой моторики детей. Это всевозможный природный материал: горох, фасоль, каштаны, шишки, желуди, камешки, песок, крупы и т. д. Бытовые предметы: веревки, прищепки, шнурки, ленточки, пуговицы, липучки, пробки, баночки, решетки для раковин состоящие из множества клеток, бусы, скрепки, пипетки и т.д. Это и счетные палочки, наборы геометрических фигур, выпуклые буквы, цифры, колючие мячи, кистевые эспандеры, трафареты, мозаики, конструкторы, пазлы, игры – шнуровки, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки. Это и различные виды бумаги: бархатная, гофрированная, самоклеющаяся, цветная, салфетки, фольга, фантики, нождачка и т.д. Различные виды тканей, нитки, пряжа, а также пластилин и многое другое.

  Работу по развитию мелкой моторики проводила как с группой, так и с подгруппой и индивидуально. Применяла словесный, наглядно-действенный, игровой и практический методы. Придерживалась принципов последовательности, системности, доступности. Работу вела по следующим направлениям: пальчиковые игры, игры с предметами, дидактические игры, продуктивная деятельность.

  Хочу отметить, что очень важной частью коррекционной работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

  Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша, грецкого ореха, каштана. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

  Очень интересны детям и задания, где нужно собрать разрезные картинки, пазлы.

  Их целью является  не только развитие тонких движений пальцев рук, но и мышления, зрительного восприятия. С удовольствием играют с играми – шнуровками, которые способствуют не только освоению навыков шнуровки, но и развитию речи, концентрации внимания, мышления, фантазии, ориентировке в пространстве. Во время игр с мозаикой ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, настойчивость и терпение. Игры с бусами помогают скоординировать движения обеих рук, способствуют совершенствованию системы «глаз-рука». Игры с прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта, мышления, речи. Например, игра «Солнышко» (с одной стороны оно грустное, а с другой веселое). Показываю грустное и говорю, что солнышко потеряло лучики, помогите ему. Дети выбирают прищепки желтого цвета, прикрепляют лучики и солнышко улыбается. Также игра «Ёжик», «Наряди елочку», «Травушка-муравушка» и др. А какое удовольствие доставляли игры с пипетками, например, «Напои гусей», «Озеро для рыбок». Нравятся детям и дидактические игры, например, «Где же наши ручки?», «Спрячь в ладошки» и др. Немалую роль играют сюжетно-ролевые игры, которые решают не только познавательные задачи, но и развивают ручную умелость. Так мальчикам очень нравится «Плотницкая мастерская» где они работают инструментами: пилят, строят, забивают гвозди; так же «Автосервиз», где собирают и разбирают детали от машин и т. д. Девочки с удовольствием играют в «Ателье мод», выбирая нужную одежду и примеряя ее на картонных куклах-маникенах; в «Салон красоты и здоровья», где делают массаж, прически и маникюр куклам и другие.

  Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Все эти виды деятельности в моей группе нашли широкое применение. Дети с удовольствием рисуют как карандашами, так и красками. Им очень нравится нетрадиционная техника рисования: пальчиковое, рисование ватными тампонами и др.  На занятиях по лепке дети осваивали прием отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, учились скатывать маленький шарик между двумя пальцами, побольше между ладонями. Пытались освоить приемы пластилинографии: отщипывать маленький кусочек и вдавливать, размазывая подушечками пальцев тонким слоем, не выходя за контур, будто закрашивая рисунок. Осваивали прием  вливания одного цвета в другой. Так мы рисовали «Звездное небо», «Салют», «Букет для мамы».

     Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Дети не только выполняли аппликацию из готовых форм, но и делали рваную аппликацию. Им очень нравилось мять ее, рвать, разглаживать, резать. Эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

    В работе по развитию мелкой моторики я использую самомассаж. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и сосудов. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг. Например, прямолинейное, круговое, спиралевидное или  зигзагообразное растирание и поглаживание поверхностей кисти одной руки двумя- тремя пальцами противоположной руки или пиление ладони пальцами противоположной руки, а так же поочередное «кусание»  бельевой прищепкой ногтевых фалангов, начиная от указательного к мизинцу и наоборот и т . д.

      Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», где рассказала о значении развития ручной умелости, показала презентацию, из которой родители почерпнули знания о том, как ведется работа по данному вопросу в детском саду, затем родители поделились опытом работы по развитию мелкой моторики в семье, наметили план дальнейшей работы. Кроме того, в течении года проводились консультации на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка», «Развивая пальцы, тренируем речь», «Игры и упражнения по развитию мелкой моторики».

    Вся проводимая работа, созданная в группе необходимая развивающая среда, поддержка и помощь родителей помогли добиться поставленной цели. Кисти рук детей приобрели гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, улучшилась работа артикуляционного аппарата, так как при этом индуктивно происходило возбуждение в центрах речи. Кроме того у детей активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас, улучшились творческие способности, а также развились важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельными, сочувствовать другим и сопереживать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...