Дидактическая игра по речевому развитию "Волшебные кубики"
материал по развитию речи на тему
Игра предназначена для детей 4-7 лет, может быть использована воспитателями, учителями-логопедами, дефектологами как во время НОД, так и в свободной деятельности. В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Игра многофункциональна. Вариативность игры меняется в зависимости от поставленных целей.
Игра представляет собой набор кубиков с символами, цифрами, буквами и картинками, наклеенными на грани, а так же наборы картинок для некоторых кубиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 854.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра по речевому развитию
«Волшебные кубики»
МДОУ № 310 Ворошиловского района
Воспитатель: Калинина М.Н.
Логопед: Корнева О.Ю.
Игра предназначена для детей 4-7 лет, может быть использована воспитателями, учителями-логопедами, дефектологами как во время НОД, так и в свободной деятельности. В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Игра многофункциональна. Вариативность игры меняется в зависимости от поставленных целей.
Игра представляет собой набор кубиков с символами, цифрами, буквами и картинками, наклеенными на грани, а так же наборы картинок для некоторых кубиков.
Цели игры:
- Развитие фонематического слуха, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
- Совершенствование навыков звукопроизношения, дифференциации звуков.
- Закрепление представлений о форме и цвете.
- Формирование лексико-грамматических навыков: согласование числительных и прилагательных с существительными; подбор слов-признаков и слов-действий к словам-предметам; закрепление обобщающих понятий.
- Развитие умений выделять главное, обобщать, классифицировать.
- Развитие памяти, внимания, речи.
Ход игры:
Дети по очереди подбрасывают кубик и выполняют задания в соответствии с изображением на верхней грани кубика. Ребенок, который быстро и правильно справляется с заданием, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Варианты игры:
- Кубик «Синквейн» (с картинками на гранях).
Дети составляют синквейн из 5 строк по следующим правилам:
В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Это слово-предмет (отвечает на вопросы: Кто? Что?)
Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Это слова-признаки (отвечают на вопрос: Какой? )
В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. Это слова-действия(отвечают на вопрос: Что делает?)
В четвертой строке — ребенок выражает свое мнение по теме. Это может быть известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.
Пятая строка – содержит одно слово или словосочетание, отражающее суть предмета или явления, о котором говорится в синквейне и мнение ребенка об этом. Обычно это слово-предмет (отвечает на вопрос: Кто? Что? )
Мы не ограничиваем детей в количестве придуманных слов согласно правилам построения дидактического синквейна. Другие части речи применять тоже разрешается.
Например:
Картинка «Клумба».
1.Цветы.
2. Красивые, яркие.
3. Растут, распускаются, пахнут.
4. Мы поливаем цветы.
5. Лето.
- Кубик «Обобщающие понятия» (с картинками: мяч, автобус, белка, коза, голубь, чайник)
Дети называют предмет, говорят, к какому обобщающему понятию он относится, называют как можно больше других слов по данной теме.
Усложнение:
Составить синквейн по этой картинке.
- Кубик «Слоги»
Ребенок читает слог и придумывает как можно больше слов с ним.
- Кубик «Буквы»
Ребенок находит и называет все картинки на букву, изображенную на грани кубика.
Усложнение:
Разделить слова на слоги. Назвать самое длинное, самое короткое слово. Придумать слова с таким же количеством слогов.
- Кубик «Звуки» (с символами гласных звуков: А,О,У,И,Ы,Э)
Дети произносят слова на заданный символ.
Усложнение:
Придумать слова с заданным звуком в начале, середине, конце.
- Кубик «Фигуры»
Дети называют геометрическую фигуру и соответствующий ей по форме предмет из окружающей обстановки.
Усложнение:
Придумать предложение с этим словом.
- Кубик «Цифры»
Назвать количество предметов в соответствии с выпавшей цифрой (использовать предметные картинки), например:пять деревьев.
Усложнение:
Сказать, сколько и каких предметов изображено, например: три разноцветных мяча
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/05/picture-800782-1467737406.jpg)
Мастер клаcc дидактическая игра по краеведению "собери кубики"
Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту, где родился человек. Академик Д. С. Лихачёв справедливо отмечал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи на...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-836348-1485619974.jpg)
Дидактическая игра по речевому развитию "Волшебные кубики"
Пособие «Волшебные кубики» — это набор кубиков, которые по содержанию объединяют комплект картинок, необходимых для развития связной речи. Кубики могут быть любого размера, картинки мог...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/21/picture-1268227-1640049086.jpg)
Дидактическое пособие по речевому развитию «Кубики-говорушки» для детей 4-7 лет
Данное пособие на развитие речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста с помощью игр и упражнений поможет воспитателям, логопедам, родителям развивать речь ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/08/picture-694168-1575788725.jpg)
Дидактическая игра "МИЛЛИ КУБ" (национальный кубик)
Цель игры : продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа. Закрепить знания о флаге и гербом Татарстана, дать определение что они означают. Продолжать знакомить...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/05/picture-1178291-1572964921.jpg)
Методическая разработка дидактической игры, с использованием технологии «Кубик Блума», «Профессии будущего глазами дошкольника»
Мир, в котором мы сейчас живем, продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Возникают новые инновационные технологии, требующие абсолютно новых профессий. Уже сейчас лучшие...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/14/picture-1500058-1702518276.jpg)
Дидактическая игра по речевому развитию «Умные кубики» для составления предложений
Дидактическая игра по речевому развитию «Умные кубики» для составления предложенийпомогает получить навыки согласования слов в предложении, воспитывает интерес к грамотному общению.Игра пр...