конспект НОД "Семья" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Зубкова Елена Николаевна

конспкт НОД по социально - коммуникативному развитию "Семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_semya.docx27.45 КБ
Файл semya_-_7-ya.ppsx826.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3, корпус 1

Конспект непосредственной

 образовательной деятельности

по социально – коммуникативному развитию

в старшей группе  на тему «Семья»

                                                                             Воспитатель:

                                                                             Зубкова Е. Н.

г. Березники, 2015 г.

Конспект НОД

Образовательная область:          Социально - коммуникативное развитие

Раздел: Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Тема: «Семья»

Цель:  Уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях.

Интеграция образовательных областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы.

Триединая задача (воспитание, обучение, развитие):

Образовательные задачи:

-Формировать понятие о семье;

-формировать представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;

-систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;

- дать представление об обязанностях, которые выполняют члены семьи.

-активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.);  прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);

- учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме?, кто девочка для мальчика?;

-учить отвечать на вопросы взрослого полными  предложениями, строить простые и распространённые конструкции;

-побуждать согласовывать действия с речью.

Развивающие задачи:

- развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога;

- развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).

- объяснить смысл пословиц о семье.

Воспитательные задачи:

-воспитывать желание помогать старшим членам семьи, заботиться друг о друге.

Методы:

Методы наглядные: демонстрация презентации, рассматривание сюжетной картины;

словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений, чтение стихотворения;

игровые: дидактическая игра, игра малой подвижности, игровое упражнение.

Лексический материал: семья, мама, папа, родители, сын, дочь, дети, бабушка, дедушка, внуки;

 добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, старенькая, седая, заботливая; строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый;

 стирает, гладит бельё, варит обед, моет пол, пылесосит, зарабатывает деньги, ремонтирует бытовую технику, чинит мебель, делает ремонт, готовит еду, шьёт, вяжет, стряпает, помогает бабушке, выносит мусор, ходит в магазин.

Оборудование и инвентарь: картина «семья», презентация, мяч,  корзинка, платочек, фотографии с членами семьи.

Прогнозируемые результаты:

Знать: соотношение родственных связей в семье.

 Иметь опыт: активизировать мышцы лица, через передачу эмоционального состояния; совершенствовать общую и мелкую моторику.

Уметь: устанавливать причинно – следственные связи между своими поступками и настроением взрослых членов семьи.

 Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно- побудительный         

Организационно - поисковый

Рефлексивно- коррегирующий

 Орг. момент  Дети встают в круг.

- Собрались все дети в круг.

   Я твой друг и ты мой друг.

   Крепко за руки возьмёмся

   И друг другу улыбнёмся.

Проблемная ситуация. Просмотр презентации «Семья»

- Ребята, сегодня утром в группе я нашла письмо, не простое, а видеописьмо. Я предлагаю посмотреть его, может быть, оно подскажет, о чём мы будем говорить сегодня.

Дети садятся на стульчики. Смотрят слайд-презентацию по теме «Семья».

- Итак, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

- Правильно, сегодня мы будем говорить о семье  

 Работа по сюжетной картине.

- Что вы видите на картине?  

-Назовите людей, живущих в этом доме.

-Как вы думаете, это родственники или посторонние люди?

- Как называют родственников, живущих вместе? (Правильно, это семья.)

- Семья – это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

- Назовите всех членов семьи.

- Назовите самых старших членов семьи.

- Назовите самых младших членов семьи

- Как назвать одним словом мальчика и девочку, кто это?

- Кем приходятся друг другу мальчик и девочка.  

- А кем приходятся мальчик (девочка) бабушке с дедушкой?

- А как маму и папу назвать одним словом, кто они для детей?

- Кем приходится девочка родителям?

- А кем приходится мальчик маме и папе?

Физминутка «Семейная зарядка»

- А сейчас давайте вместе выполним семейную зарядку:

Осенью, весной, летом и зимой                  (хлопки руками)

Мы во двор выходим дружною семьёй.   (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.                             (взявшись за руки образуют круг)

Мама руки поднимает,                               (руки поднять вверх и опустить)

Папа бодро приседает,                                (присесть и встать)

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева.                            (руки на пояс, повороты туловища)

А я сам бегу трусцой                                  (бег на месте)

И качаю головой.                                        (наклоны головы вправо-влево)

Дидактическая игра «Кто какой?» (игра с мячом)

- Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи.

Дети садятся на ковёр, воспитатель по очереди катает каждому мяч, а ребёнок называет слово и катит мяч обратно.

Мама (какая?)

Папа (какой?)

Бабушка (какая?)

Дедушка (какой?)

Дидактическая игра «Распределим обязанности»

- Все члены семьи выполняют разную работу по дому. Давайте назовём, что делает каждый.

- Как много дел у взрослых, а особенно у мамы. Давайте послушаем стихотворение о маме.

Мама долго хлопотала:
Все дела, дела, дела…
Мама за день так устала,
На диване прилегла.

Я ее не буду трогать,
Только возле постою.
Пусть поспит она немного -
Я ей песенку спою.

К маме стану я поближе -
Очень я ее люблю!
Жалко только, что не слышит
Мама песенку мою.

Нету песенки чудесней.
Может, спеть погромче мне,
Чтобы маме эту песню
Слышно было и во сне?..

- За день мама делает очень много дел и часто под вечер устаёт.

Игра малой подвижности «Маме надо отдыхать…»

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Маме надо отдыхать».

Маме надо отдыхать

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук  

Раздаётся пяток стук.

Наши пяточки идут.                

Прямо к мамочке бегу.

Психогимнастика «Мамино настроение» (выполняется сидя на стульях)

- Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда  их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок – поднимите вверх солнышко и улыбнитесь, а если это плохой поступок – поднимите тучку и сделайте грустное лицо.

Сын полил комнатные цветы.

Дочка съела всю кашу.

Мальчик порвал книжку.

- Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку?

Дети убрали игрушки на место.

Девочка разбила чашку.

- Если вы нечаянно разобьёте посуду,  то что надо сделать?

Сын подрался во дворе.

- А как надо играть?

А если вам, что то не нравится?

Дочка помыла посуду.

Мальчик вытер пыль.

Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел»

- Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?

- Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)

- Тогда нам поможет корзина добрых дел.

- Давайте встанем в круг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.

- Ой, посмотрите, я что- то нашла в корзине – это ваши семейные фотографии.

- Какие вы здесь красивые и счастливые.

- Ребята, я заметила, что вы все очень обрадовались, когда увидели свои семейные фотографии. Наверное потому, что каждый из вас очень любит своих близких.

- Не зря в народе говорят: Не нужен и клад, если в семье лад.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Нет ничего важнее, чем хорошие добрые отношения между членами семьи. Не деньги и богатство делают людей счастливыми, а дружная семья.)

А еще существуют  в народе такие пословицы о семье: «Семьей дорожить – счастливым быть», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие», «Дома и стены помогают», «В гостях хорошо, а дома лучше», «В дружной семье и в холод тепло».

Упражнение «Пожелание своей семье»

- А сейчас давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.

Подведение итогов.

- Ребята, я надеюсь, что ваши семьи обязательно будут дружными, здоровыми, весёлыми. А вы в свою очередь постарайтесь не забывать радовать своих близких хорошими поступками.

- Сейчас я предлагаю взять ваши семейные фотографии, посмотреть на них и мысленно крепко-крепко обнять своих маму с папой.

Ответ детей: О семье

 Это дом.

Бабушка, дедушка, папа, мама, девочка и мальчик.

Это родственники.

Семья.

Бабушка, дедушка, мама, папа, сын и дочь.

Бабушка и дедушка

Мальчик и девочка

Это дети.

Они брат и сестра.

Мальчик для дедушки с бабушкой внук. Девочка для дедушки с бабушкой – внучка.

Они родители.

Девочка для них дочка.

Мальчик для мамы и папы – сын.

добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, умная;

строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый;

старенькая, добрая, ласковая, седая, заботливая;

старый, умный, седой, добрый;

Мама – стирает, гладит бельё, варит обед, моет пол, пылесосит;

Папа – зарабатывает деньги, ремонтирует бытовую технику, чинит мебель, делает ремонт;

Бабушка – готовит еду, шьёт, вяжет, стирает, стряпает пирожки;

Дедушка – помогает бабушке, чинит мебель, выносит мусор, ходит в магазин.

дети на цыпочках идут по кругу

дети останавливаются в кругу и громко топают

дети подходят к «маме» и обнимают

извиниться

дружно

надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому

хорошими поступками

Я буду мыть посуду.

Я буду поливать цветы.

Я буду убирать игрушки.

Я буду пылесосить.

Я буду вытирать пыль.

Я буду заправлять кровать.

Я буду хорошо себя вести.

Дети предлагают свои варианты ответа.

Я хочу, чтобы моя семья была дружная (весёлая, здоровая, никогда не ссорились,  больше времени проводили вместе).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семья – 7-я Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад №3» Зубкова Е.Н.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект для старшей группы «Бронзовый солдат».

Программное содержание:·         Познакомить детей с памятниками защитникам Отечества;·         Расширять представ...

Конспект НОД (старшая группа) Тема: «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы».

Конспект НОД(старшая группа)Тема:   «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы»...

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп

Образовательные области:речевая,  социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные  задачи: воспитывать патриотические  чувства, ...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....