Перспективный план по развитию связной речи
методическая разработка по развитию речи по теме

Железко Светлана Анатольевна

Перспективный план по развитию связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план  по развитию связной речи в средней группе

(составление рассказов с использованием метода наглядного моделирования)

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Цель

Сентябрь

I – II

Обследование

III

Части тела.

1.Формировать умение детей, отвечать на вопросы короткой фразой из 2 - 3 слова (по картинкам схематической модели).

IV

Семья.

1.Познакомить со схематической моделью составления описательного рассказа.

2.Побуждать детей к составлению описательного рассказа о членах своей семьи (по фотографии), используя модель. Д/И «Семейный альбом».

Октябрь

I

Овощи.

1.Формировать умение замещать конкретные признаки предмета символами.

2.Учить составлять  описательный рассказ об овощах с опорой на сенсорные анализаторы (по методике Воробьевой - используя 3 карточки).          

II

Фрукты.

1.Продолжать учить детей замещать конкретные признаки предмета символами.  

2.Учить составлять  описательный рассказ о фруктах с опорой на сенсорные анализаторы (по методике Воробьевой - используя 3 карточки).                            

III

Овощи – фрукты.

Учить детей составлять описательный рассказ об овощах и фруктах (муляжи) с опорой на  схематическую модель.

IV

Сказка «Репка».

1.Учить пересказывать сказку «Репка», используя символы замещения.

2.Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность.

Ноябрь

I

Одежда.

1.Познакомить с моделью составления описательного рассказа по теме.

2.Учить детей составлять рассказы – описания об одежде с опорой на  схематическую модель.

II

Одежда (обувь).

1.Составление описательного рассказа по сюжетной картине «В магазине» используя картинно-графический план (по образцу).

  2.Учить  детей отвечать на вопросы по содержанию картины.

III

Игрушки.

1.Познакомить со значением схематической модели.

2.Учить детей составлять рассказы - описания об игрушках по предложенной  схематической модели.

IV

Детский сад.

 Игрушки.

1.  Учить детей составлять  рассказа по картине «Мы играем в детском саду»,  используя картинно-графический план (по образцу).

  2.Упражнять в умении отвечать на вопросы по содержанию картины.

Декабрь

I

Профессии.

1.Познакомить со значением схематической модели.

2.Продолжать учить детей  составлять рассказы – описания, о профессиях   используя схематическую модель (шофер, доктор, повар).

II

Птицы. Сказка

 «Курочка Ряба».

1.Учить детей пересказывать сказку «Курочка ряба»  с элементами драматизации. 2.Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность.

III

Зима.

1.Познакомить со значением схематической модели.

2.Учить детей составлять рассказ - описание о зиме, опираясь на схематическую модель.

IV

Новый год.

1.Продолжать учить детей составление рассказ по сюжетной картине  «На елке», используя картинно-графический план (по образцу).

2.Учить  детей отвечать на вопросы по содержанию картины.

Январь

I

Каникулы.

II

Зимние забавы.

1.Породолжать учить составлять  рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы»,  используя картинно-графический план (по образцу).

2.Учить  детей отвечать на вопросы по содержанию картины.

III

Домашние

 животные.

1. Познакомить со значением схематической модели.

2. Учить детей, составлять рассказ - описание о домашних  животных  с опорой на схематическую модель.

IV

Домашние

животные.

1.Формировать умение  детей пересказывать рассказа К. Ушинского «Кот Васька» используя    

опорные сигналы (по образцу).

2.Учить  детей отвечать на вопросы по содержанию текста.

Февраль

I

Дикие животные.

1. Закрепить значение схематической модели описания животных.

2.Продолжать учить детей составлять описательный рассказ о диких животных, опираясь на схематическую  модель.

II

Дикие

 животные.

1.Учить детей составлять  рассказа по картине «Зайчиха с зайчатами»   используя картинно-графический план (по образцу).

2.Упражнять в умении отвечать на вопросы по содержанию картины.

III

Сказка

 «Колобок».

1.Продолжать учить детей пересказывать сказку «Колобок», используя символы замещения.

2. Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность.

IV

Транспорт.

1.Познакомить детей с новой моделью описания транспорта, разъяснить значение каждой карточки.

2.Учить детей составлять небольшой описательный  рассказ, о транспорте по образцу взрослого, опираясь на схематическую модель.

Март

I

Мамин

праздник.

1.Учить детей составлять описательный рассказ о своей маме (по фотографии), опираясь на схематическую модель.

II

Цветы.

1.Познакомить детей с новой моделью описания цветов.

2.Продолжать учить составлять рассказ - описание по теме,  опираясь на модель (по образцу).

III

Дом и его

 части.

1.Познакомить детей с новой моделью описания дома.

2.Учить детей составлять описательный рассказ -  «Дом, в котором я живу», опираясь на  модель, используя различные средства словесной характеристики.

IV

Сказка «Теремок».

1.Учить детей пересказывать сказку «Теремок», используя символы замещения.

2.Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность.

Апрель

I

Мебель.

1.Познакомить детей с новой моделью описания мебели, разъяснить значение каждой карточки.

2.Учить составлять небольшой описательный  рассказ о мебели, по образцу взрослого.

II

Посуда.

1.Познакомить детей с новой моделью описания посуды, разъяснить значение      каждой карточки.

2.Учить детей составлять рассказы - описания о посуде по модели, используя прием параллельного описания воспитателем и ребенком 2х однотипных предметов.

III

Продукты

питания.

1. Формировать умение детей составлять рассказ по сюжетной картине «Магазин продуктов», используя картинно-графический план.

2.Учить отвечать  на вопросы по    содержанию картины полными предложениями, объединять их

в рассказ.

IV

Сказка

«Три медведя».

1.Учить детей пересказывать сказку «Три медведя» с элементами драматизации.

2. Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность.

Май

I

Весна.

1.Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по сюжетной картине «Ранняя весна», используя картинно-графический план (по образцу).

2.Учить отвечать  на вопросы полными предложениями по  содержанию картины, объединять их в рассказ.

II

Весна.

1.Продолжать знакомить со значением схематической модели.

2.Учить детей в составлении описательного рассказа, опираясь на схематическую модель.

III

Итоговое занятие.

1.Закреплять умение составлять описательные рассказы  по лексическим темам, опираясь на схематическую модель.

IV

Закрепление тем.

1.Закреплять умение составлять описательные рассказы  по лексическим темам, опираясь на схематическую модель.

Пересказ рассказа, сказки; по серии картин-

Составление рассказа по сюжетной  картине, по серии картин-

Составление описательного рассказа-

Перспективный план  по развитию связной речи в старшей группе

(составление    рассказов с использованием метода наглядного моделирования)

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Цель

Сентябрь

I-II

Обследование

III

Части тела.

1.Упражнять детей  в составлении описательного рассказа о человеке (по модели).

2. Развивать связную речь.

IV

Семья.

1.Упражнять детей в составлении рассказа по сюжетной картине «Семья дома», используя  опорные сигналы.

2.Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.

3.Развивать связную речь.

Октябрь

I

Осень

1. Формировать умение задавать вопросы, опираясь на схематическую модель.

2.Продолжать учить детей  составлять описательный рассказ об осени по сюжетной картине, используя картинно-графический план.

3.Развивать связную речь.

II

Деревья

1.Совершенствовать умение детей оставлять описательный рассказ, о деревьях используя схематическую модель.

2.Развивать связную речь.

III

Овощи

1.Развивать связную речь через составление описательных рассказов об овощах, опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»).        

IV

Фрукты (ягоды)

1.Упражнять  в  составлении загадок, описывая предмет, опираясь на схематическую модель.

2.Развивать связную речь.

Ноябрь

I

Одежда, обувь, головные уборы.

1.Продолжать учить детей составлять описательный рассказ об одежде, обуви, головных уборах, используя модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»).        

2.Развивать связную речь и словесно-логическое мышление.

II

Игрушки

1.Упражнять детей в составлении описательных рассказов - загадок об игрушках опираясь на модель.  Д/И  «Магазин игрушек».

2. Развивать связную речь.

III

Детский сад.

1.Формировать умение составлять описательный рассказ о профессиях в детском саду используя модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»).

2.Развивать связную речь.

IV

Инструменты

1.Упражнять детей в составлении рассказа по серии картин «Домик для друга», опираясь на  картинно-графический план.

2. Развивать связную речь.

Декабрь

I

Профессии.

1.Совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ о профессиях, опираясь на схематическую модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»).        

2. Развивать связную речь.

II

Зимующие птицы

1.Упражнять детей в пересказе рассказа «Как дети помогли воробышку», используя символы замещения.

2. Развивать диалогическую речь.

III

Зима.

1.Упражнять детей в умении составлять описательный рассказ, используя схематическую модель. Д/И «Писатель».

2. Развивать связную речь.

IV

Новый год.

1.Совершенствовать умение детей составлять рассказа по серии картин «Как мы украшали елку», опираясь на  картинно-графический план.

2.Развивать связную речь.

Январь

I

Каникулы

II

Зимние забавы.

1.Учить детей составлять загадки - описания о предметах (санки, лыжи, коньки), используя при описании схематическую модель.

2.Развивать связную речь.

III

Домашние животные

1.Учить детей составлять рассказ из личного опыта  «Мой любимый четвероногий друг», используя опорные сигналы

2.Развивать связную речь.

IV

Домашние птицы.

1.Формировать умение составлять сравнительный рассказ – описание,  используя схематическую модель.

2.Развивать связную речь.

Февраль

I

Дикие животные наших лесов.

1.Продолжать учить  детей составлять загадки, опираясь на схематическую модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»).

2. Развивать связную речь.

II

Дикие животные.

1.Формировать умение составлять сравнительный рассказ – описание,  используя схематическую модель.

2.Развивать связную речь.

III

Транспорт.

1.Учить детей задавать вопросы, используя карточки схематической модели.

2.Упражнять детей в умении составлять загадки по теме с опорой на картинки, используя модель.

3. Развивать диалогическую речь.

IV

День защитника отчества.

1.Формировать умение детей составлять рассказ из личного опыта  «Мой папа солдат», опираясь на модель (по фотографии).

2.Развивать связную речь, память, мышление.

Март

I

Мамин праздник.

1.Формировать умение детей составлять рассказ из личного опыта  «Моя мама», опираясь на модель (по фотографии).

2.Развивать связную речь, память, мышление.

II

Комнатные растения.

Развивать связную речь через составление описательного рассказа, опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»).

III

Город

1.Учитьдетей составлять рассказ - описание о нефтянике, буровике, опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»).

2.Развивать связную речь.

IV

Дом, его части.

1.Совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя различные средства словесной характеристики, опираясь на схематическую модели.

2. Развивать связную речь.

Апрель

I

Квартира. Мебель.

1.Упражнять детей в составлении рассказа по картине «Новоселье», используя опорные сигналы.

2. Учить отвечать на вопросы полными предложениями.

3. Развивать связную речь.

II

Посуда.

1.Упражнять в составлении рассказов - описания по  схематической модели.

 Д/И «Посудная лавка».

2.Развивать связную речь.

III

Продукты питания.

1.Учить составлять загадки, описывая предмет,  используя схематическую  модель.

Д/И «Магазин».

2. Развивать связную речь, словесно-логическое мышление.

IV

Перелетные птицы.

1.Формировать умение  детей пересказывать рассказ «Умная галка», используя опорные сигналы.

2. Развивать связную речь, словесно-логическое мышление.

Май

I

Весна.

1.Формировать умение составлять описательный рассказ о весне, опираясь на схематическую модель.

2.Развивать связную речь.

II

Праздник Победы.

1.Упражнять детей в составлении рассказа из личного опыта «Парад победы», используя опорные сигналы.

2.Развивать связную речь.

III

Спорт

1.Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о спортсменах, по модели (компьютерная игра).

2.Развивать связную речь.

IV

Насекомые.

1.Формировать умение составлять описательные рассказы о насекомых, опираясь на схематическую модель.

2.Развивать связную речь, речемыслительную деятельность, слуховое внимание и память.

Пересказ рассказа, сказки; по серии картин -

Составление рассказа по сюжетной  картине, по серии картин-

Составление описательного рассказа-

Составление рассказа из личного опыта-

Перспективный план  по развитию связной речи в подготовительной группе

(составление    рассказов с использованием метода наглядного моделирования)

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Цель

Сентябрь

I-II

Обследование

III

Части тела.

1.Формировать умение  составлять портрет членов своей семьи, автопортрет, опираясь на модель.

2.Развивать связную речи.

IV

Семья.

1.Закреплять умение детей составлять рассказ из личного опыта «Праздник нашей семьи».

опираясь на  опорные сигналы.

2. Развивать связную речь.

Октябрь

I

Осень.

1.Закреплять умение детей составлять рассказ - описание, опираясь на модель  (компьютерная игра «Мишкины рассказы»).

2.Закрепить умение работать с компьютером.

3. Развивать связную речь. 

II

Деревья.

1.Закреплять умение детей пересказывать рассказ «Спор деревьев», используя опорные сигналы.

2. Развивать связную речь.

III

Овощи.

 1.Учить детей  составлять творческий рассказ «Приключение сеньора помидора», используя опорные сигналы.

2. Развивать связную речь, мышление, воображение, память.

IV

Фрукты.

1.Упражнять детей в  составлении загадок - описания о фруктах с опорой на модель. Д/И «Угадай по описанию».

2. Развивать связную речь.

Ноябрь

I

Одежда, обувь, головные уборы.

1.Закреплять умение детей составлять   описательный  рассказ, опираясь на модель. Д/И «Магазин …».

2. Развивать связную речь.

II

Игрушки.

1. Продолжать учить детей составлять  сравнительный рассказ – описания об игрушках,  опираясь на модель.

2. Развивать связную речь.

III

Детский сад.

1.Закреплять умение составлять описательный рассказ, о детском саде используя модель, по памяти (компьютерная игра «Мишкины рассказы»).

2. Развивать связную речь.

IV

Школа. Школьные принадлежности.

1.Составление рассказа по серии картин «Опоздание на урок», опираясь на  картинно-графический план.

2. Развивать связную речь.

Декабрь

I

Профессии.

1.Закреплять умение детей составлять описательный рассказ, о профессиях опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»).

2. Развивать связную речь.

II

Зимующие птицы.

1. Закреплять умение детей составлять  описательные рассказы опираясь на модель.

2. Развивать связную речь.

III

Зима.

1.Закреплять умение детей составлять творческий рассказ по опорным сигналам - «Проказы старухи зимы».

2. Развивать связную речь.

IV

Новый год.

1.Обучать детей составлению рассказа из личного опыта «На елке», используя опорные сигналы.

2.Развивать связную речь.

Январь

I

Каникулы

II

Зимние забавы.

1.Закреплять  умение детей в составлении  рассказов описаний  из личного опыта «Как я провел зимние каникулы», используя опорные сигналы.

2. Развивать связную речь.

III

Домашние животные.

1.Закреплять умение детей составлять описательные рассказы, о домашних животных опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»).

2. Развивать связную речь.

IV

Домашние птицы.

1.Закреплять умение детей составлять сравнительные описательные рассказы, о домашних птицах опираясь на  модель.

2.Развивать связную речь.

Февраль

I

Дикие животные наших лесов.

1.Закреплять умение детей   составлять описательные рассказы, о диких животных опираясь на модели.

2.Развивать связную речь.

II

Дикие животные Юга и Севера.

1.Закреплять умение детей составлять рассказ по серии картин «Пингвин», опираясь на  картинно-графический план.

2.Развивать связную речь.

III

Транспорт.

1.Закреплять умение детей  в составлении описательных рассказов, опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»).

2.Развивать связную речь.

IV

День защитника отчества.

1.Закреплять умение детей составлять рассказ  по серии картин «Раненый боец», опираясь на  картинно-графический план.

2.Развивать связную речь.

Март

I

Мамин праздник.

1.Составление рассказа из личного опыта «Моя любимая мамочка», используя опорные сигналы.

2.Развивать связную речь.

II

Комнатные растения.

1.Формировать умение детей пересказывать рассказ «О чем рассказывает герань», используя опорные сигналы.

2.Развивать связную речь.

III

Город.

1.Закреплять умение детей составлять творческий рассказ по опорным картинкам «Город будущего».

2.Развивать связную речь.

IV

Дом, его части.

1.Закреплять умение детей  в составлении описательных рассказов по теме, опираясь на модель. (компьютерная игра «Мишкины рассказы»).

2. Развивать связную речь.

Апрель

I

Квартира. Мебель.

Электроприборы.

1.Закреплять умение детей пересказывать рассказ «Откуда стол пришел?», используя опорные сигналы.

2.Развивать связную речь.

II

Посуда.

1.Закреплять умение детей  в составлении сравнительный описательный рассказ о посуде, опираясь на схематическую модель.

2.Развивать связную речь.

III

Продукты питания.

1.Закреплять умение детей составлять  загадки - описания  опираясь на схематическую модель.

2.Развивать связную речь.

IV

Перелетные птицы.

1.Закреплять умение детей составлять творческий рассказ по опорным словам «Смелая ласточка».

2.Развивать связную речь.

Май

I

Весна.

1.Совершенствовать умение детей  составлять сравнительный - описательный рассказ  без опоры на модель.

2.Развивать связную речь.

II

Праздник Победы.

1.Упражнять в пересказе рассказа « Парк Победы » без опоры на модель.

2.Развивать связную речь.

III

Спорт.

1.Закреплять умение детей в составлении описательного рассказа без опоры на модель

2. Развивать связную речь.

IV

Насекомые.

1. Совершенствовать умение детей  в составлении описательных рассказов о насекомых, без опоры на модель.

2.Развивать связную речь.

Пересказ рассказа, сказки; по серии картин-

Составление рассказа по сюжетной  картине, по серии картин-

Составление описательного рассказа-

Составление рассказа из личного опыта-

Творческое рассказывание-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию связной речи в свободной деятельности

Развитие связной речи детей дошкольного возраста в свободной деятельности...

Перспективный план по развитию связной речи

Перспективный план по развитию связной речи...

Перспективный план по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Образовательная область «Коммуникация»  в детском  саду является приоритетным направлением (познавательно-речевое направление). Одна из главных задач речевого развития – овладение связ...

Перспективный план по развитию связной речи и художественной литературе в старшей логопедической группе

Перспективный план по развитию связной речи и художественной литературе...

Перспективный план по развитию связной речи в старшей группе (по технологии Воробьвой)

Перспективный план  по развитию связной речи в старшей группе (по технологии Воробьвой)...

Перспективный план по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР.

В данной методической разработке присутствует поступательное движение от простого к сложному. Нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной р...