Интервью, как форма творческого диалога детей
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Москалева Елена Васильевна

В своей работе я  уделяю особое место развитию речетворчества детей. Данная статья посвящена очень интересной форме творческих рассказов - составлению интервью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intervyu.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

             Интервью, как форма творческого диалога детей

   Мне хочется рассказать об интересной форме творческих рассказов – составлении интервью. Этому предшествовала большая речевая работа:

  • Знакомство детей с материалом, связанным с темой интервью. Эта работа проводится воспитателем, логопедом, др. специалистами, совместно с родителями.
  • Рассматривание картин, иллюстраций, презентаций по изучаемым темам.
  • Наблюдения в природе и в окружающей жизни.
  • Рисование, аппликация, лепка, поделки из природных материалов.
  • Лексико-грамматические игры, упражнения.
  • Ознакомление  с художественной литературой.

  В интервью используется вопрос, как прием, активизирующий речевое творчество. Все вопросы по выполняемым функциям можно разделить на:

  • Репродуктивно - мнемические вопросы, вызывающие  деятельность памяти, требующие воспроизведения ранее усвоенного материала.
  • Репрдуктивно – познавательные (поисковые) вопросы, побуждающие к репродуктивному мышлению, решению задач, связанных с рассуждением, поиском, но не дающих принципиально новых знаний.
  • Продуктивно – познавательные (проблемные) вопросы, побуждающие к продуктивному мышлению, т.е. к решению задач, представляющих для детей проблему и дающих новый познавательный результат!

 Использование всех типов вопросов в интервью имеет свое назначение:

  • Репродуктивные вопросы  и ответы на них помогают удерживать последовательность высказывания, повествования и способствуют развитию памяти.
  • Поисковые вопросы, кроме вышесказанного,  развивают наблюдательность и внимание.
  • Проблемные вопросы, помогая устанавливать причинно – следственные связи и смысловые ассоциации, развивают логическое мышление и помогают ребенку выстраивать смысловую связь между предложениями.

Для родителей я провела консультацию «Как сделать речь ребенка красивой». На встрече, я обратила внимание родителей на то, что не следует увлекаться постановкой вопросов, которые требуют от ребенка простой констатации воспринятых предметов, их признаков, или простого перечисления. Целесообразно чаще задавать детям вопросы, стимулирующие активную, мыслительную деятельность детей. Именно такие вопросы побуждают детей к восприятию взаимоотношений между объектами, помогают уяснить простейшие закономерности, способствуют установлению причин и выводов, дающих новый познавательный результат.

  Все интервью дети давали с удовольствием, а родители с вниманием изучали эти творческие сочинения детей. Мы оформили с детьми в раздевалке наши творческие работы, дополнили их рисунками, аппликативными работами. Всем было интересно познакомиться с творчеством детей!

 Предлагаю вашему вниманию варианты нескольких интервью.

- Здравствуй, как тебя зовут?

- Меня зовут зайка – попрыгайка!

- Послушай! А для чего ты сейчас по траве катаешься, как мячик? За кустики цепляешься?

- А я хочу, чтобы моя серая шерсть побыстрее вылезла! И я стану беленький!

-Зачем тебе беленькая шубка?

- Чтобы меня волки, лиса  не заметили.

-А почему тебя не заметят, если ты будешь белый?

- Ну, ведь снег белый и я белый! Я так лягу на снег, и меня никто не увидит!

- Зайчик! А что ты кушаешь в лесу?

- Летом я ел травку, листики и кору деревьев.

- А что ты будешь зимой кушать?

- Зимой я буду кору грызть, а могу пробраться к деревне и поесть сена.

- А кто же твои враги?

- Волк, лиса, а еще филин и сова.

- А как же ты от них спасаешься?

- От волка и лисы я убегаю, я очень быстро бегаю. И еще я умею следы запутывать. Так вот прыгаю в одну сторону, в другую. От филина так вот на спину ложусь, и лапами вот так отбиваюсь.

- Зайчик! А где ты живешь? У тебя есть какой-нибудь домик?

-А! Нет! Нас мама летом в травке прямо оставляет и убегает еду искать.

- А если ты проголодаешься без мамы?

- Другая зайчиха будет пробегать и покормит нас!

- А как же ты зимой спишь без домика?

- Зимой я увижу ямку и в ней засну! А уши вот так делаю! В ту сторону поворачиваю, в которую ветер дует.

- А зачем ты так делаешь?

- Чтобы все слышать!

- Зайчик! Про тебя говорят, что ты зайчишка-трусишка, всего боишься. Это правда?

- Да я осторожный, боюсь своих врагов!

- А с кем ты дружишь в лесу?

- Я дружу с белкой, ежиком!

- Давай с тобой дружить!

- Я согласен!

-До свидания! До встречи!

(интервью Даши С.)

- Здравствуй, малыш! Ты кто?

- Я – ежонок.

- А что ты в лесу делаешь?

- Я ищу добычу!

- Это какую-такую добычу?

- Грибы, шишки, ягоды.

- Да ты что! Разве ежики едят шишки?

- А я другой ежик, я их ем. Там, внутри есть семечки. Вот, попробуйте.

- Спасибо, ты очень добрый ежик. Можно я тебя поглажу?

- Да! Но я колючий, у меня везде иголки, они очень острые!

- А для чего тебе иголки, ежик?

- Когда мне страшно, я свернусь в клубочек, на меня наступят, испугаются и убегут.

- А что ты сегодня такой грустный, ежик?

- У меня нет ни мамы, ни папы и нет никакого домика. А можно я буду с вами есть?

-Да! Конечно! Ведь ежики иногда приходят к домам, где живут люди.

- Ура! Я буду вам грибы носить и молочко пить, и на задних лапках ходить.

- Ежик! А что ты делаешь зимой?

- Ежик! А что ты делаешь зимой?

- Я сплю. А ребята в снежки играют, снеговика лепят. Мне бы тоже хотелось поиграть с ними. Я вам стих расскажу:

                   Ежик наливной

                   Пошел на улицу в лес.

                   Упал, клубком свернулся,

                   А белка его погладила.

                 И стали они дружить.

- Ну, можно мне с вами жить? А то мне одиноко!

- Да, ежик! Конечно! После такого стиха тебе невозможно отказать!

- Ура!

 -

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной речевой деятельности взрослого и детей подготовительной группы в форме открытого диалога «Музей впечатлений»

Материал направлен на формирование  у детей интереса к изучению истории  и культуры родного города,способствует развитию у дошкольников умения передавать окружающим позитивную и полезную инф...

«Этический диалог – как форма нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Проблема нравственного воспитания  детей дошкольного возраста приобретает актуальность, связи со  сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, об...

Методический разработка «Канзаши» – форма творческого развития детей дошкольного возраста»

Методический материал может быть использован воспитателем при подготовке к занятиям в старшей и подготовительной группе.В данном методическом материале содержатся сведения об истории возникновения тех...

Технология проектной деятельности как форма творческого потенциала детей с ОВЗ.

Из опыта работы по исследовательско -творческому проекту "Мир воды" для детей  с ОВЗ (старший дошкольный возраст)....

«Круглый стол» в форме «методического диалога».

«Круглый стол» в форме «методического диалога». В рамках городского методического объединения старших воспитателей проведено заседание, на котором рассмотрели актуальную тему «Методика организации и п...

Материалы родительского собрания в форме беседы-диалога

Материалы родительского собрания в форме беседы-диалога...