Конспект занятия в средней групее по развитию речи "Домовенок Кузя"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Асаева Екатерина Сергеевна

Конспект занятия в группе среднего дошкольного возраста по развитию речи "Домовенок Кузя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

«Составление описательного рассказа по игрушке - Домовенок Кузя»

Образовательные задачи:  развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки-персонажа (домовенок Кузя).

Развивающие задачи: формировать умение понимать поставленную задачу; закреплять навыки правильного произношения; правильно регулировать темп и силу голоса; развивать грамматический строй речи.

Предварительная работа: чтение сказок о Домовенке Кузьке Александровой Т. И.

Материал: портрет Александровой Татьяны Ивановны (детская писательница); книги о Домовенке Кузе;  сюжетная керамическая игрушка – Домовенок Кузя; мягкая игрушка  - Баба Яга, шкатулка.

Ход занятия:  

1. Познавательный рассказ воспитателя о том, кто такой домовой, и о  появлении литературного персонажа Домовенка Кузи.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Баба Яга. Пришла она не одна. Познакомиться с ее другом вы сможете, если отгадаете загадку об этом госте.

 Тихо-тихо, словно мышка
В доме бегает мальчишка
Очень маленького роста.
Кто же он?

- Домовенок!

Воспитатель:  Правильно, это Домовенок. Посмотрите, а вот и он!

Воспитатель достает из шкатулки игрушку – Домовенка.

Воспитатель:  Ребята, мы  уже познакомились с этим героем. О нем мы знаем из сказок, которые читали. Помните? Назовите пожалуйста те истории о которых мы читали.

Дети называют. Если дети   затрудняются назвать истории, воспитатель напоминает.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы узнаем много интересного о Домовенке Кузьке, я расскажу вам кто такой ДОМОВОЙ. Вы знаете, кто такой Домовой?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, домовой – это домашний дух.  В старые времена домовых величали по-разному (Дух-хранитель, , Запечник, Дедушка), но всегда с  почтением и уважением, старались задобрить его. При переезде обязательно звали домового с собой на новое жилье.

Домовой охраняет дом, его хозяев от бед и несчастий, следит за порядком. Он проявляет заботу о том, чтобы никто не ссорился, не болел. Домовой никому не делает зла, иногда может только пошутить. Если вдруг вы обнаружили, что пропала какая-нибудь вещь, значит домовой шалит, перекладывает  вещи с места  на место.  Тогда Домового надо угостить  его чем-нибудь сладеньким: кусочком сахара, печеньем  или положить чуточку сливочного маслица. И вскоре потерянная вещь вернется на место. Домовой не видем, но его может увидеть кошка, маленький ребенок или пожилой человек. Домовой не любит беспорядок.

Сейчас ребята немного отдохнем.

Физкультминутка.

Совушка, сова –

Большая голова.

На пеньке сидит,

Головой вертит.

Глазками хлоп-хлоп,

Ножками топ-топ.

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг.

А как скажем «скок-скок-скок»,

Прыгнем хлопая хлоп-хлоп.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что-то заскучал наш гость. Напомните мне, кто это?

- Домовенок Кузька.

Воспитатель: (говорит за Кузьку)

- Эгее –охо-х! детушки- лапушки! Вы меня слышите ? Я к вам в гости пришел. Вы меня ждали?

 - Да!

- Ребята, отгадайте, откуда я пришел к вам?

Ответы детей.

- Пришел я из избушки русской, теплой да уютной. Живу в избе за печкой , сплю свернувшись я колечком.  Я не кошка и не  кот. Я хозяин в доме - вот!  

И шутник я и затейник, лучший друг мой – старый веник !

Воспитатель: Ребята, а знаете, почему Кузькин друг старый веник?

- Нет.

Воспитатель: Сейчас Кузька расскажет историю своего появления.

КУЗЬКА (воспитатель):  Ребята, меня нашла в бане под веником 7 веков назад   детская писательница, Татьяна Ивановна Александрова. Она отдыхала  в усадьбе Поленова.

В своих книгах она нарисовала меня смешным, симпатичным и трогательным ребёнком, с копной волос, торчащих во все стороны,  в огромных,  лаптях. «Нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеюсь». Я обычный мальчишка, только маленького росточка. Я очень добрый и стараюсь каждому помочь.  Я оберегаю дом от несчастий. Больше всего я не люблю когда надо мной смеются, со мной ругаются и дерутся. У меня есть верные друзья: Водяной, маленькая Ведьмочка, Баба Яга и Лешик.

Ребята,  вы многое обо мне знаете, попробуйте теперь сами рассказать обо мне. Но сначала отдохнем.

Физкультминутка.

 Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

После физкультминутки дети составляют описательный рассказ по игрушке – Домовенок Кузька.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Сегодня постарались. В завершении нашего занятия  я прочитаю вам стихотворение «ДОМОВЕНОК»

Тихо-тихо, словно мышка
В доме бегает мальчишка
Очень маленького роста.
Кто же он? Всё очень просто:

Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок -
Живет он в доме том.

Кто сегодня утром рано
Вытер лужу из под крана?
Кто цветы полил из кружки,
Смел всю пыль, сложил игрушки?

Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок -
Помощник в доме том.

А когда тарелки бьются,
Стены в доме все трясутся -
Кто сказать вам что-то хочет,
Рассердился и грохочет?

Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок
Грохочет на весь дом.

Как же с ним вам помириться,
Тишины опять добиться?
В блюдце молока налейте
И конфет не пожалейте.
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок.
Сластена он, притом.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

Составление описательного рассказа по игрушке

Чебурашка.

Образовательные задачи:  развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием сюжетной игрушки (литературный персонаж – Чебурашка).

Развивающие задачи: формировать умение понимать поставленную задачу; закреплять навыки правильного произношения; правильно регулировать темп и силу голоса; развивать грамматический строй речи.

Предварительная работа: чтение повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья»

Э. Успенского.

Материал: портрет Эдуарда Успенского (детский писатель, придумавший персонаж); книга Э. Успенского ««Крокодил Гена и его друзья»;  мягкая игрушка Чебурашка;  красочная коробка и платок (для сюрпризного момента).

Ход занятия:  

Воспитатель обращает внимание детей на коробку накрытую красочным платком.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас снова в гостях гость, но прежде чем узнать кто здесь спрятан (указывает на коробку) отгадайте, кто пел эту песню? (воспитатель напевает песню Чебурашки)

Я был когда-то странной игрушкой безымянной
К которой в магазине никто не подойдет
Теперь я Чебурашка мне каждая дворняжка
При встрече сразу лапу подает
Теперь я Чебурашка мне каждая дворняжка
При встрече сразу лапу подает…

Дети отгадывают спрятанного персонажа.

Воспитатель: правильно, ребята, это Чебурашка.

Воспитатель достает из коробки игрушку.

Воспитатель: Чебурашка - существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах. Его придумал детский писатель Эдуард Успенский (показывает портрет писателя).

В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его … Чебурашка. Однажды он пошел погулять и увидел ящики с апельсинами, забрался  в один из них. Пришли люди и заколотили ящик. Ящик погрузили на корабль и отправили в далекое путешествие. После длительного  путешествия, Чебурашка оказывается в зоопарке. В зоопарке  он встречает друга – Крокодила Гену. Они становятся лучшими друзьями.

Воспитатель: Ребята, я вам рассказала начало длинной истории о Чебурашке.

Давайте составим рассказ об этом странном зверьке.

Здравствуйте, меня зовут Чебурашка. Я странный зверек: не то медвежонок, не то заяц с большими ушами. Я покрыт шерстью коричневого цвета.  Голова у меня круглая, глаза  большие, желтого цвета, как у филина. У меня  короткий хвост. Хожу я на задних лапах. Приехал я к вам в ящике с апельсинами.  Я очень одинок и  хочу найти друзей!!!

Физкультминутка.

После рассказа воспитателя дети сами составляют рассказ об игрушке.

В конце занятия воспитатель предлагает всем вместе сеть песню о Чебурашке.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

«СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

ПО ИГРУШКЕ-ПЕРСОНАЖУ БАБА-ЯГА»

Образовательные задачи:  развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием сюжетной игрушки (литературный персонаж – Баба-Яга).

Развивающие задачи: формировать умение понимать поставленную задачу; закреплять навыки правильного произношения; правильно регулировать темп и силу голоса; развивать грамматический строй речи.

Предварительная работа: чтение сказок, где есть персонаж – Баба-Яга; рассматривание иллюстраций в книгах с изображением бабы-Яги; просмотр мультипликационных фильмов по мотивам сказок.

Материал: сундучок (для сюрпризного момента), иллюстрации с изображением Бабы-Яги, игрушки-персонажи Бабок-Ежек, запись песни «Песня Бабок-Ежек» из мультипликационного фильма «Летучий корабль» сл. Ю. Энтина,

муз. М. Дунаевского.

Ход занятия:  

Воспитатель обращает внимание детей на сундучок , в котором находятся игрушки-персонажи Бабки-Ежки (3-4 шт)

 Воспитатель: Ребята, сегодня у нас снова в гостях гость, но прежде чем узнать кто здесь спрятан (указывает на сундук) отгадайте, о ком говорится в загадке, отгадаете загадку – герой появится!

В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
  (Баба-Яга)

Воспитатель: Правильно отгадали.  (Достает одну Бабу-Ягу). Скажите пожалуйста, кто же такая Баба-Яга?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу кто же такая баба-Яга. Баба-Яга – это сказочный персонаж. Ребята, Баба-Яга – положительный или отрицательный персонаж?

Ответы детей.

Воспитатель: Баба-Ягу еще называют яга-баба, ягинична, злой дух. Баба-Яга уродливая старуха. Одета она в сарафан, кофту с юбкой или платье.  Владеет волшебными предметами. Баба-Яга умеет колдовать, летать в ступе.  Во всех сказках Баба-Яга живет только в самых дремучих лесах, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами.

Но Баба Яга живет еще и на болоте. Болота с древних времен воспринимали с ужасом. Там живет всякая нечисть – лешие, русалки.  Баба-Яга собирает различные коренья и травы, сушит и делает настойки.

Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след метлой.

Но не всегда Баба-Яга делает плохие поступки, она бывает и положительным персонажем: путника встретит, в баньке помоет, накормит, напоит, а потом уж и спрашивает что герою нужно.

Поэтому, Баба-Яга  обладает и положительными и отрицательными чертами и ведет себя с хорошими людьми «по-хорошему», а с плохими так, как они того заслуживают.

Воспитатель: Ребята, а сейчас музыкальная пауза. Есть очень хорошая песня, называется «Песня Бабок-Ежек» из мультфильма «Летучий корабль». Вы можете потанцевать под песню.

Звучит песня.

После музыкальной паузы воспитатель предлагает детям составить самим рассказ о Бабе-Яге используя в рассказе всю полученную информацию.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. У вас получились хорошие рассказы. Скажите пожалуйста, кто служит Бабе-Яге?

Ответы детей.

Воспитатель: Служат Бабе-Яге: Кот Баюн, змеи, лягушки, вороны.

Игровая деятельность.

Игра «Собери картинку»

Воспитатель: Ребята, сейчас вы разделитесь на две команды. Каждая  команда получает разрезную картинку. Одна команда – собирает изображение Бабы-Яги, вторая команда – изображение лешего. Леший знаком с Бабой-Ягой и тоже живет в лесу.

Разминка.

Воспитатель: Давайте представим Бабушку – ягу и покажем её:

В темном лесе есть избушка, стоит задом наперед,

(показывают руками дерево и крышу дома, поворачиваются вокруг себя)

В этой маленькой избушке

Бабушка – яга живет.

(ладошками складывают крышу дома, наклоняются, как бабушки, держась за поясницу)

Нос такой (показывают).

Глаза такие (показывают).

И поломана нога (показывают).

Ах ты, Бабушка – яга, (грозят пальцем)

Не боимся мы тебя.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам еще одно интересное задание. Я буду показывать иллюстрации сказок, в которых есть Баба-Яга, а вы должны назвать сказку.

Воспитатель показывает иллюстрации сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Василиса Прекрасная», «Гуси-Лебеди», «Царевна-лягушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в средней группе по развитию речи

итоговое занятие по лексической теме "Транспорт"...

Конспект занятия в средней группе по Развитию речи "Путешествие в осень"

Конспект занятия  по Развитию речи  "Путешествие в осень" для средней группы...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи в средней группе«Путешествие в сказку»Программное содержание: развивать творческие способности детей закреплять умение пересказывать художественное произве...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи в средней группе«Путешествие в сказку»Программное содержание: развивать творческие способности детей закреплять умение пересказывать художественное произве...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи по теме "Жизнь дана на добрые дела"

Конспект направлен на углубление представлений о доброте, как неотъемлемом качестве человека....