Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Терновская Наталия Евгеньевна

Обучение  рассказыванию с использованием схем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе

ЦЕЛЬ:

  • Уметь составлять описательный рассказ о лисе, отражая в рассказе образ жизни лисы и её повадки.
  • Совершенствовать владение структурой предложения, увеличивая его за счет однородных второстепенных членов.
  • Формирование представлений о таких понятиях, как слово-предмет, слово-признак, слово-действие. 
  • Развивать познавательные способности детей; логическое и образное мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную, двигательную память у детей, речевое дыхание детей, интонационную выразительность.

Способы:  Игровая мотивация; создание проблемной ситуации, констатирующие вопросы, поисковые вопросы; дидактическая игра;  использование  наглядности, рассказывание «цепочкой»; оценка детской деятельности. 

Средства:  картинки с изображением лисы, лисы в норе, лисы с лисятами, лиса на охоте, лисья нора и пень, ушки лисы и хвост (костюм), книга с изображением петушка; предметные картинки: капуста, медведь, роза, цыпленок, шишка, шары, экскаватор, заяц, одуванчик, бабочка, ель, еж, груша

Предварительная работа: Чтение сказок: РНС «Кот, дрозд и петух», «Лиса, заяц и петух», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и тетерев»; чтение рассказов: Н.Сладков «Плясунья», Е. Чарушин «Лиса с лисятами», К.Ушинский «Лиса Патрикеевна; заучивание стихотворений, потешек, загадок о лисице; разучивание подвижной игры «Лиса, охотник и куры».

- Ребята, сегодня я заглянула в книгу сказок и увидела, что петух исчез из этой книжки. Как вы думаете, куда он мог деться?

-Потерялся, лиса утащила, волк.

- Скорее всего в этом виноваты звери: лиса, медведь или волк. Нельзя бросать друга в беде. Вы согласны превратиться в сыщиков-детективов и отправиться на его поиски?

- Да. Согласны.

- Давайте посмотрим, не осталось ли где следов петушка?

Дети ищут и находят следы петушка, петушиное перо. Рядом обнаруживают следы зверя. Дети пытаются догадаться, чьи это следы?

-Давайте, детективы составим план наших действий. Во-первых, нам необходимо составить словесный портрет лисы, чтобы ее опознать. А что еще нужно сделать?

- Надо узнать, где живет лиса, найти ее домик, освободить петушка.  

Дети садятся за столы. Воспитатель выставляет картину  « ЛИСА».

- Кто это?

- Это лисица.

Рассматривают изображение мордочки лисы в центральном круге схемы.

- Чья это морда?

- Это лисья морда.

- Давайте подумаем, какая лисица? Назовите слова признаки.

- Красивая, хищная, умная, проворная, осторожная, ловкая.

В первом кружочке ставим знак вопроса.

- А что умеет лисица делать? Назовите слова-действия.

- Прятаться, уходить от погони, заметать следы, подкрадываться, обманывать, прыгать, лакомиться, спать….

- Молодцы! А еще я знаю, что у лисы острый нюх и очень тонкий слух. Значит, она может хорошо слышать и легко искать добычу.

-Какие части тела помогают лисице это делать?

- Тело у лисы гибкое, покрытое густой, теплой рыжей шерстью. Мордочка вытянутая, хищная. На ней есть маленькие, зоркие, черные глазки, чуткий нос, пасть с острыми зубками. Ушки у лисицы на макушке. Шубка у лисы теплая, пушистая.

Пишем в кружочке №2 букву «Ч».

Воспитатель показывает хвост.

-Что это?

- Это лисий хвост.

- Ребята, нарисуйте в  следующем кружочке лисий хвост.

- Какой он? На что он похож?

- Хвост у лисы пушистый, длинный , красивый, рыжий с белым кончиком, похожий на огонек…

- Хотите узнать, почему  кончик хвоста у лисы белый?

- Да.

- Лисята в темноте его видят и идут за мамой-лисой.

- Маленькие лисята видят его, даже когда стемнеет. Они бегут за мамой-лисой и не теряются. Ляжет лисичка спать, - свернется калачиком, накроется - пушистым хвостиком и спит – тепло ей!

- А кто детеныши у лисы?

- У лисы - Лисята.

- Напишите в кружочке № 4 слово «МАМА».

Воспитатель выставляет картину «Лиса с лисятами».

-Посмотрите, Лиса воспитывает своих малышей-лисят вместе с папой-лисом. Он ходит на охоту, приносит добычу для своей семьи, охраняет нору. Мама-лисица ухаживает за детенышами. Лисята рождаются маленькими , слепыми. Через две недели они открывают глаза, а потом начинают весело играть, возиться и баловаться. Мама-лиса преподает им лисьи уроки, учит их быть быстрыми, ловкими, осторожными и терпеливыми.

-Нарисуем в кружочке №5 домик. Что это значит?

-Это значит, что надо рассказать, где живет лиса.

Воспитатель выставляет картину «Лиса в норе»

- Кто из вас знает, как называется домик лисы ? Для чего он  ей нужен?

- Это нора. Нора нужна лисе, чтобы прятать в ней лисят. Сама лиса прячется в норе от своих врагов.

- Днем лиса скрывается в глубокой норе, которую устраивает далеко в лесу, иногда на берегу реки. Нора лисы с длинным ходом. Иногда лисица занимает барсучьи норы, выживая хозяина из норы.

- На кого охотится лиса летом?

- Правильно. Летом и осенью корма для нее вдоволь. Лиса ест лягушек, ящериц, жуков, яйца птиц, маленьких птенчиков, мышек, может поймать маленькую неопытную уточку. Когда  в лесу созревают  ягоды, лиса с удовольствием лакомится ими.

- В кружочке № 6 дети схематично изображают пищу, которой питается лиса.

Воспитатель выставляет картину « Лиса мышкует».

- Зимой лисе трудно прокормиться. Зайцы поменяли свои серые шубки на белые – не видно их. Приходится лисе выбираться в поле на охоту за мышами-полевками. Услышит лиса, как мышки пищат, подкрадется, прыгнет, ударит о снег всеми лапами и поймает испуганных грохотом мышей. Вот и обед!

- На птиц, зайцев, может в курятник залезть.

- Но у лисы есть и враги. Как вы думаете, ребята, кто это?

- Вы правы. Мех лисицы очень ценный, теплый. Даже в сказках говорится о том, как люди стараются его добыть на воротники, на шубы. Несмотря на то, что лиса хищница – у нее враги есть и среди зверей. Это волки, медведи, рыси, и даже крупные хищные птицы.

- В кружочке № 7 зарисуйте острые зубы этих хищников, а так же охотничье ружье.

- Это охотники, собаки.

- А как вы думаете, лиса вредный или полезный зверь?

 - Лиса не виновата, что родилась хищницей. Если бы она не уничтожала мышей их развелось бы слишком много. А зайчишек лиса ловит только слабых и больных. Вот и выходит, что лиса пользу приносит.

Ответы детей.

- А вспомните, какие стихи, загадки, сказки, потешки о ней сочинили. Подумайте, как вы относитесь к лисе.

В кружочке № 8 пишем букву «Я».

Закройте глаза и вспомните словесный портрет  лисы. Попробуйте пересказать его.

Дети пересказывают текст по цепочке по опорным картинкам, используя  свою схему на карточке или нарисованную воспитателем на доске. Затем один или два ребенка пересказывают рассказ полностью (без опоры на картинки).

Ответы детей.

-Молодцы! Теперь пора выручать петушка. Тихо на носочках, подойдите все ко мне.

-На одной ножке покрутитесь и в лесу очутитесь. Посмотрите, где же здесь может быть домик лисы? Дети находят пень и лисью нору.

-Эх и хитрая лиса! Посмотрите-ка, что она тут оставила!

Воспитатель достает  предметные картинки: капуста, медведь, роза, цыпленок, шишка, шары, экскаватор, заяц, одуванчик, бабочка, ель, еж, груша. Вместе с детьми Воспитатель составляет ассоциативные цепочки, рассказ-«чепуху»:  «Заяц играет шарами, бабочка села на цыпленка, груша лежит в капусте, экскаватор нюхает одуванчик….»

А еще лиса хотела, чтобы поиграли мы с ней, тут и ушки и хвост.(находим ушки и хвост лисы).

П/Игра « Лиса и куры» - С помощью считалки дети выбирают лису и петуха. Остальные дети – куры. Они вместе с петушком гуляют по двору, машут крыльями, клюют зернышки, и говорят: «ко-ко-ко».  По знаку воспитателя лиса начинает подкрадываться к курам. Заметив ее ( по сигналу Петушка) все бегут на насест ( гимнастическую скамейку).

По окончании игры воспитатель от лица лисы благодарит детей за то, что дети выполнили задание лисы и возвращает петушка.

- Лисичка попросила никому не рассказывать, где ее домик-норка, чтобы никто не повредил ее лисятам. Молодцы, детективы! И лису нашли и петушка освободили. Пора возвращаться домой.

На одной ножке покрутись,

В детский садик возвратись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну красивой речи"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Красивая речь»

В НОД мы обогащаем словарный запас детей, развиваем слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Красивая страна - Речь»

В данном конспекте интегрированы следующие  образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое ра...