Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности на тему «Смелость города берет»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Егорова Мария Викторовна

Развивать диалогическую речь детей, внеситуативное общение на познавательные темы; умение кратко формулировать имеющуюся информацию.

Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей.

Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

Развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным  предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже, обогащать словарь.

Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smelost_goroda_beret.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности на тему

«Смелость города берет»

Подготовительная группа

Подготовила и провела:

Егорова М.В.

Воспитатель МДОУ №11

«Колокольчик»

Г. Тутаев

2013г.


Задачи:

  1. Развивать диалогическую речь детей, внеситуативное общение на познавательные темы; умение кратко формулировать имеющуюся информацию.
  2. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей.
  3. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
  4. Развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным  предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже, обогащать словарь.
  5. Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.

Словарная работа: Русь, имена богатырей, былина, рать, ратник, доспехи, кольчуга, шлем, снаряжение, булава, лук, колчан, стрелы, наконечник, копье, меч, палица, богатырь - отважный, сильный, храбрый, умный, добрый,

Материал:

  1. Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», аудиозапись
  2. «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравова.
  3. Карточки со словами: СИЛЬНЫЙ, ХРАБРЫЙ, УМНЫЙ, ДОБРЫЙ, (БОГАТЫРЬ – напишут дети и выполнят задание).
  4. Указка, доска, мел.
  5. Разрезные картинки
  6. Заготовки для шлемов.

Предварительная работа:

1.Чтение русских народных сказок:  «Никита Кожемяка», сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»

2.Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».

3.Рассматривание иллюстраций старинного оружия и доспехов.

4.Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о воинской славе:

«Сам погибай, а товарища выручай»,

«За правое дело стой смело»,

«Счастье Родины дороже жизни»,

«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»,

«Один в поле не воин»

5.Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»

( с объяснением незнакомых слов).


Содержание занятия.

Воспитатель:         

Ребята, послушайте отрывок из песни.

Догадались, о ком мы с вами будем говорить?

Дети: О богатырях.

Воспитатель: 

- Кто такие богатыри? (Воины, силачи, борцы).

- Какие они – богатыри? ( Сильные,  смелые, отважные,

доблестные, ловкие, надёжные, мужественные, бесстрашные, храбрые).

- Чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов).

- Откуда мы с вами узнали о богатырях? ( Из сказок, былин).

- Что такое былина? ( Это быль, что  было  давным-давно).

- Какие вы знаете былины? («Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».)

- Но не только в былинах рассказывается о богатырях, но и в сказках.

- Назовите их ( «Никита Кожемяка», сказок А.С.Пушкина «Сказка  о мёртвой царевне  и о семи  богатырях», «Сказка о царе Салтане…»)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Сказочный герой, смерть которого в яйце,

яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце.

(Кощей Бессмертный).

Воспитатель : «Рассердился Кощей Бессмертный, разбушевался, разоружил богатырей, разломал всё оружие». Давайте поможем восстановить богатырское снаряжение.

Игра «Восстанови богатырское снаряжение».

Цель игры: собрать разрезные картинки)

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель читает детям пословицу: «Смелость города берет» 

Воспитатель: Ребята как вы понимаете эту пословицу?

Дети высказывают суждения о том, как понимают эту пословицу.

(Значение - чтобы добиться результата нужно быть смелым.

Пословица из быта русских военных. Чтобы победить защищенный и укрепленный город, требовалась не только военная подготовка, но и смелость, решительность).

Воспитатель выставляет карточки со словами и читает их вместе с детьми хором и индивидуально:

 СИЛЬНЫЙ, ХРАБРЫЙ, УМНЫЙ, ДОБРЫЙ.

Воспитатель: Ребята, как можно назвать человека, который обладает этими качествами?

Дети: Богатырь.

Воспитатель: Кто из детей хочет  написать слово БОГАТЫРЬ?

А теперь разбейте это слово на слоги и поставьте ударение.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о богатырях?

(Выслушивает свободные высказывания детей)

Обобщает и расширяет их ответы: «Богатыри — отважные, доблестные защитники Родины, герои русских былин, старинных песен о военных подвигах; в наше время богатырями называют сильных, храбрых мужчин. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу».

Воспитатель: Ребята, составьте предложения с этими словами.

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете выражение «богатырская сила».

Какая она?  (Очень большая сила, могучая).

А выражение «богатырское телосложение»? (Могучие плечи, широкая грудь, сильные руки)

Богатырская удаль? (Смелый , решительный, никого не боится).

Воспитатель:

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням землю русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит — не шелохнется!

Физкультминутка

Конь меня в дорогу ждёт                 Руки за спиной сцеплены в замок,

Бьет копытом у ворот                 Ритмично по очереди поднимаем

согнутые в колене ноги

На ветру играет гривой                 Покачиваем головой

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на седло вскочу

Не поеду – полечу.

Цок, цок, цок, цок                         Подскакиваем на месте,

Цок, цок, цок, цок

Там за дальнею рекой                 Руки полусогнуты в локтях

Помашу тебе рукой                         Перед собой, машем рукой

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель выставляет на панно репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель:

Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В.М. Васнецова. Посмотрите, кто стоит в центре ? (Илья Муромец) А кто рядом с ним?(Добрыня Никитич, Алёша Попович)

-  Посмотрите, как одеты богатыри?

- Как называется эта часть одежды? (кольчуга,шлем,доспехи).

- Зачем она богатырю?

-Посмотрите, на каких конях они сидят!

Что вы о них скажете? (Сильный конь; чёрный, как земля. Белый конь быстр, как ветер; Рыжий конь, как огонь).

- А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?

-А как называется снаряжение богатыря? (булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).

-  В старину воина называли ратник ( от слова «рать» - войско).

-  Зачем нужны были ратники?

Ратники (богатыри) сражались с врагами, которые нападали на Русь. Сколько бы врагов ни нападало на нее, хоть во много раз больше, чем было наших воинов-дружинников, умела Русь и в горе, и в беде стоять на смерть! «Богатырская Русь»- значит сильная, непобедимая.

- А как бы вы назвали эту картину?

Наверное, я назвала бы ее «Три богатыря».

Три защитника, три брата, Три богатыря!

«Русь на воинов богата!» -

Говорят не зря!

С поля боя нет возврата,

За спиною Русь,

Мать-земля, родные хаты...

-Эй! Смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копье, булава,

Щит и верный конь...

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву Богатырской русской славы

Боевой огонь!

(Т. Курбатова).

Воспитатель: Ребята, у богатырей был богатырский аппетит. Сейчас мы с

вами разучим об этом скороговорку.

Дети встают в круг, читают скороговорку 2-3 раза в умеренном темпе с

разной  силой голоса хором.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,

И все со сметаной и творогом. 

Затем подгруппами по 1 - 3 человека по желанию детей, соревнуются, какие «три богатыря» лучше прочитают скороговорку.

Воспитатель: Ребята, догадайтесь, о ком из богатырей эти слова:

«По всему Киеву о нем слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав его спокойный, ласковый. Никого не заругает, никого зря не обидит. Недаром прозвали его.(Добрыня Никитич)»

«В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной. Был у них один сын. Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет сын на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом он богатырь, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся». (Илья Муромец — Воспитатель обращает внимание детей на название города Муром и имя богатыря.)

«Он из города Ростова, сын соборного попа Леонтия. Зовут его ... (Алеша Попович)». (Воспитатель обращает внимание детей на созвучие слов «поп» и «Попович».)

Воспитатель:

- Дети, каким характером обладает каждый из богатырей.

- Кто из них самый сильный?

- Самый хитрый?

- Самый добрый?

Выслушивает ответы детей.

Рассказывает детям, что в былине говорится об Алеше Поповиче так:

Наш Алеша роду поповского,

Он и храбр и умен, да нравом сварлив.

Он не так силен, как напуском смел.

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете эти слова «не так силен, как напуском смел». (Умеет перехитрить, показать себя более сильным, чем на самом деле.) Я вам предлагаю послушать, как Алеша Попович перехитрил врага Тугарина, сына Змея.

Тугарин, Змея сын, и Алеша Попович вызвались меряться силой.

Говорит Тугарин:

Тут тебе, Алеша, конец: захочу — огнем спалю, захочу — конем потопчу, захочу — копьем заколю.

Подъехал к нему Алеша поближе и говорит:

Что же ты, Тугарин, обманываешь?! Бились мы с тобой об заклад, что один на один силой померяемся, а теперь за тобой стоит сила несметная!

Оглянулся Тугарин назад, хотел посмотреть, какая сила за ним стоит, а Алеше только того и надобно. Взмахнул острой саблей и отсек ему голову!

Воспитатель: дети, подходит ли к этому эпизоду былины пословица

 «Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу».

Кто из детей думает, что да?

Кто думает, что нет? Почему?

Воспитатель:

- Богатыри сильные смекалкой, умом, а в бою главное сохранить голову. Чем можно защитить голову от меча. (Нужен шлем)

- Хотите сделать шлем?

Дети садятся за стол и вырезывают из заготовки шлем и украшают его.

Демонстрация шлемов.

        


Сказочный герой, смерть которого в яйце,

яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце.

(Кощей Бессмертный).

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,

И все со сметаной и творогом. 

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням землю русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит — не шелохнется!

Физкультминутка

Конь меня в дорогу ждёт                 Руки за спиной сцеплены в замок,

Бьет копытом у ворот                 Ритмично по очереди поднимаем

согнутые в колене ноги

На ветру играет гривой                 Покачиваем головой

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на седло вскочу

Не поеду – полечу.

Цок, цок, цок, цок                         Подскакиваем на месте,

Цок, цок, цок, цок

Там за дальнею рекой                 Руки полусогнуты в локтях

Помашу тебе рукой                         Перед собой, машем рукой

«Русь на воинов богата!» -

Говорят не зря!

С поля боя нет возврата,

За спиною Русь,

Мать-земля, родные хаты...

-Эй! Смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копье, булава,

Щит и верный конь...

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву Богатырской русской славы

Боевой огонь!

(Т. Курбатова).

        Рассказывает детям, что в былине говорится об Алеше Поповиче так:

Наш Алеша роду поповского,

Он и храбр и умен, да нравом сварлив.

Он не так силен, как напуском смел.

        


Воспитатель: Ребята, догадайтесь, о ком из богатырей эти слова:

«По всему Киеву о нем слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав его спокойный, ласковый. Никого не заругает, никого зря не обидит. Недаром прозвали его.(Добрыня Никитич)»

«В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной. Был у них один сын. Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет сын на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом он богатырь, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся». (Илья Муромец — Воспитатель обращает внимание детей на название города Муром и имя богатыря.)

«Он из города Ростова, сын соборного попа Леонтия. Зовут его ... (Алеша Попович)». (Воспитатель обращает внимание детей на созвучие слов «поп» и «Попович».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Экскурсия по городу"

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.Интеграция образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы"...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с ИКТ ТЕМА: "Мой любимый город"

Цель: продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – городе ЛабинскеЗадачи•  Активизировать и расширять словарь детей по теме "Мой город" определениями, гла...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий "Мой город, мой район "

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе(области: познание, художественная литература, ...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе (воспитанники 6-7 лет) по теме: «Символика родного города»

Цель: закрепление знаний детей о родном городе в процессе овладения нетрадиционными техниками художественно-творческой деятельности.Образовательные задачи:закреплять знания детей о достопримечат...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват

Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по музыке в старшей группе «Город-Здравгород»

Цель: повышение интереса детей к здоровому образу жизни посредством использования здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности....

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Мы - за чистый город" для детей средней группы

Данный материал поможет познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды;- с возможностью вторичного использования бросового материала...