Консультация для воспитателей дошкольных групп "Обучение неслышащих дошкольников пересказу, как условие формирования связной речи"
консультация по развитию речи по теме

Артемова Лилиана Леонидовна

Дошкольный возраст играет большую роль в развитии речи детей. От того как будет развиваться речь детей в дошкольном возрасте, зависят успехи усвоения всех предметов школьной программы. Мы стремимся к тому, чтобы наши воспитанники при поступлении в школу научились произносить большинство звуков родного языка, приобрели достаточный словарный запас, могли правильно объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания.  Затруднения в этом виде работы испытывают как сурдопедагоги так и воспитатели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_doshkolnyh_grupp.2docx.docx14.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей дошкольных групп  "Обучение неслышащих дошкольников пересказу, как условие формирования связной речи"

       Дошкольный возраст играет большую роль в развитии речи детей. От того как будет развиваться речь детей в дошкольном возрасте, зависят успехи усвоения всех предметов школьной программы. Мы стремимся к тому, чтобы наши воспитанники при поступлении в школу научились произносить большинство звуков родного языка, приобрели достаточный словарный запас, могли правильно объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания.  Затруднения в этом виде работы испытывают как сурдопедагоги так и воспитатели. Проанализировав свою работу,  я выявила такие трудности:

  • в группах обучаются дети с разными слуховыми возможностями (КИ, слабослышащие, умственно отсталые);
  • с разными речевыми возможностями (у одних детей самостоятельная речь отсутствует, есть дети с пословным, с пофразовым произношением, есть дети имеющие хорошую речь с аграмматизмами);
  • в группы поступают дети разного года обучения.

Возникает проблема, как детей с такими разными возможностями обучить рассказу, пересказу, связной речи  на фронтальном занятии.

 Мне довелось познакомиться с приемами работы В. К. Воробьевой по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания (журнал «Дефектология», 1989 г.)

Для этого использовались тексты цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачи мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Так же использовала методическое пособие Т. Ю. Бардышевой «Рассказы цепной структуры»

   Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно-графическая схема.

Рамочка отражает подчиненность единой теме, наличие смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщаются в рассказе, помещены внутри рамочек, что показывает взаимосвязь между ними. Стрелками в тексте обозначены глагольные слова раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, они показывают связь между отдельными предложениями.

 При закреплении звуков в рассказах я стала использовать подобные тексты со схемами. Они помогают детям лучше и быстрее понять и запомнить рассказ и даже пересказать его.

Дети рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано. Затем слушают текст по отдельным предложениям, находя нужную строчку (схему-рисунок).. Затем  ребенок учится называть предметы, словосочетания, составлять и пересказывать рассказ, пользуясь картинно-графическим планом.

Как работать с картинкой и схемой.

  1. Рассмотрите сюжетную картинку на левой страничке.
  2. Попросите ребенка назвать все, что он видит на картинке. Помогите ему правильно назвать предметы. Проговаривая новые слова, объясните их значение. При этом контролируйте, насколько правильно ребенок произносит звуки.
  3. Прочитайте ребенку рассказ.
  4. Разберите рассказ по предложениям-схемам (допишите новые незнакомые слова на стрелочках).
  5. Можно произносить предложения (на слух и слухозрительно) не по порядку, предложите ребенку найти данное предложение по схеме-рисунку.
  6. Предложить ребенку ответить на вопросы по тексту и найти нужную схему-рисунок предложения.
  7. Предложить ребенку попробовать пересказать весь рассказ по схеме-рисунку.
  8. Предложить ребенку рассказать рассказ по сюжетной картинке.
  9. Предложить ребенку составить свой рассказ по картинке.

 Я предлагаю вам использовать эти интересные формы работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ как способ формирования связной речи

Консультация для воспитателей...

Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью».

Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью»....

Презентация по теме "Пересказ как средство формирования связной речи"

Данная работа представляет собой опыт работы по развитию связной речи детей. Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста. Также эта презентация использовалась для защиты  квалификац...

Презентация по теме "Пересказ как средство формирования связной речи"

Данная работа обобщает опыт моей работы по развитию связной речи....

Педагогические условия формирования связной речи у дошкольников посредством игр

Данная тема является актуальной в связи с тем, что в настоящее время вопросы развития речи находятся в центре внимания у всех участников педагогического процесса, что связанно с необходимостью создани...

Обобщение опыта работы по теме: «Пересказ как средство формирования связной речи старших дошкольников с ОНР»

Целенаправленное обучение детей с ОНР пересказыванию позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Использование пересказа для...

Консультация для педагогов "Использование игр и игровых упражнений в работе по формированию связной речи дошкольников"

Игра для ребенка - это мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее навыки в новых свзях и обстоятельствах. исполь...