Презентация по теме "Пересказ как средство формирования связной речи"
презентация по развитию речи на тему

Пахомова Наталья Владимировна

Данная работа представляет собой опыт работы по развитию связной речи детей. Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста. Также эта презентация использовалась для защиты  квалификационной категории в 2010году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_kak_sredstvo_formirovaniya_svyaznoy_rechi_u_detey.pptm974.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пересказ как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Воспитатель 1 квалификационной категории Пахомова Н.В.

Слайд 2

Работа проводится на базе МБДОУ детского сада комбинированного вида №65 г.Нижнего Новгорода в группе детей с общим недоразвитием речи

Слайд 3

Актуальность проблемы “ Связная речь-это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя . “ Ф.А.Сохин

Слайд 4

Пересказ – очень важное умение, без которого невозможно обучение по многим предметам. Программа по большинству школьных предметов основана на умении прочитать текст, понять его, запомнить и пересказать. Поэтому необходимо помочь ребенку с дошкольного возраста научиться: - красиво, ярко, логично, последовательно, точно излагать свои мысли ; - адекватно воспринимать и воспроизводить прочитанное ; -находить главную мысль суждений. Для ребенка-дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе. Именно поэтому семья, образовательные дошкольные учреждения должны позаботиться о том , чтобы ребенок пришел в школу с уже развитой речью.

Слайд 5

Цель и задачи работы Цель : Развитие связной речи детей посредством пересказа. Задачи : 1.Обогащение , уточнение и активизация словаря. 2.Формирование умения связно , последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослых. 3.Использование интонационных средств выразительности в диалогах и для характеристики персонажей. Пути реализации : 1.Изучение литературы по данной проблеме. 2.Проведение обследования детей с ОНР с целью выявления их уровня развития связной монологической речи. 3.Разработка системы занятий по обучению детей пересказу.

Слайд 6

Значение пересказа в формировании монологической речи. 1.Качественное и количественное обогащение словарного запаса. 2.Формирование навыков практического употребления обогащенной лексики. 3.Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в оформлении речевого высказывания. 4.Закрепление правильного ,чистого устойчивого звукопроизношения. 5.Усвоение структуры связных высказываний (рассказов), формирование способности их построения.

Слайд 7

Структура занятия по пересказу Независимо от периода коррекционной работы все занятия по обучению детей пересказу строились по определенной схеме. Вводная беседа Первое чтение текста без установки на пересказ Разбор текста в вопросительно-ответной форме Лексико-грамматические упражнения по тексту Повторное чтение текста с установкой на пересказ Пересказ текста детьми

Слайд 8

Виды зрительной опоры при обучении пересказу 1.Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально : в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей.

Слайд 9

Виды зрительной опоры 2. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа . В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками. План рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе .

Слайд 10

Виды зрительной опоры 3. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах ; их последовательность служит одновременно планом высказывания.

Слайд 11

Виды зрительной опоры 4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий : дети наблюдают , как правило конечный этап действий. Моделирование плана рассказа достигается путем использования образца воспитателя и его вопросного плана.

Слайд 12

Виды творческих заданий на занятиях по обучению пересказу 1.Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения или инсценировка текста с использованием игрушек.

Слайд 13

Виды творческих заданий 2. Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам (изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа или сказки ).

Слайд 14

Виды творческих заданий Составление творческих пересказов с заменой действующих лиц , места действия , изменением времени действия , изложением событий рассказа (сказки) от первого лица. 4. Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту (продолжение к сказке , законченному пересказу ). 5. Восстановление деформированного текста с последующим его пересказом : -подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний ) , -восстановление нужной последовательности предложений.

Слайд 15

Условия реализации поставленной цели Формирование связной речи Перспективное планирование Диагностика развития связной речи Создание коррекционно-развивающей среды Работа с родителями Взаимодействие со специалистами

Слайд 16

Обследование детей Цель : определить уровень сформированности и особенностей связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи в процессе пересказа небольшого по объему художественного текста. В процессе обследования были получены следующие данные : 50% 20% 50% Недостаточный уровень : используются повторные наводящие вопросы , пропуски отдельных элементов действия , нарушения связности изложения. 30% Удовлетворительный уровень : пересказ составлен самостоятельно , содержание передано не полностью , единичные нарушения структуры предложения. 20% Низкий уровень : пересказ составлен по наводящим вопросам , нарушена связность изложения , пропуски частей текста, бедность и однообразие языковых средств. 30%

Слайд 17

Перспективное планирование Сентябрь Тема : “ Части тела ” . Пересказ рассказа , составленного по демонстрируемому действию. Октябрь Тема : “ Осень . Погода осенью. ” Пересказ рассказа “ Осень ” с использованием фланелеграфа . Ноябрь Тема : “ Игрушки ” . Пересказ рассказа “ Новые игрушки ” с использованием фланелеграфа . Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Тема : “ Зима ” . Пересказ рассказа “ Зима ” c использованием фланелеграфа . Тема : “ Зимующие птицы ” . Пересказ рассказа “ У кормушки ” с помощью серии сюжетных картин. Тема : “ Домашние животные ” . Пересказ рассказа “ Пушок ” с использованием фланелеграфа . Тема : “ Весна ”. Пересказ рассказа “ Весна ” с использованием фланелеграфа . Тема : “ Перелетные птицы ” . Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин. Тема : “ День Победы ” . Пересказ рассказа с опорой на одну сюжетную картину. В зависимости от уровня сформированности связной речи , умений и навыков детей количество занятий может быть изменено.

Слайд 18

Коррекционно-развивающая среда Главная задача логопедической группы – обеспечить коррекцию развития речи во всех видах деятельности. 1. В книжном уголке подобраны книги и картинки по изучаемым темам. 2. Для развития диалогической и монологической речи, обогащения эмоциональной выразительности речи в группе используется театрализованная деятельность.

Слайд 19

Коррекционно-развивающая среда 3. Подобраны развивающие игры на формирование словаря , грамматического строя , позволяющие совершенствовать речь детей.

Слайд 20

Взаимодействие со специалистами Закрепление пройденного материала на других занятиях или в другой деятельности.

Слайд 21

Работа с родителями Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей , которые в состоянии все знания , речевые умения и навыки детей , полученные во время занятий , закрепить в повседневной жизни. Консультации Открытое занятие Информационные выставки Система работы

Слайд 22

Ожидаемый результат Ожидаем , что данная система работы позволит сформировать следующие умения : связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки , -пользоваться в процессе пересказа прямой и косвенной речью , осмысленно воспроизводить литературный образ в устной речи , соблюдая признаки монологического высказывания : целостность , структурное оформление (начало , середина , конец ) , связность , плавность ( отсутствие длительных пауз ),объем, без существенных пропусков пересказывать произведение , выразительно передавая диалоги действующих лиц , характеристику персонажей , отвечать на вопросы по содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников презентация

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием связной речи у дошкольников...

«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....

Презентация по теме "Пересказ как средство формирования связной речи"

Данная работа обобщает опыт моей работы по развитию связной речи....

Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

презентация к обобщению опыта по теме: описательный рассказ как средство формирования связной речи у детей 4-7 лет.

презентация к обобщению опыта по теме: описательный рассказ как средство формирования связной речи у детей 4-7 лет....

Презентация "Театр – как средство формирования связной речи дошкольника"

Театр – как средство формированиясвязной речи дошкольника...