Презентация по теме "Пересказ как средство формирования связной речи"
презентация по развитию речи на тему

Пахомова Наталья Владимировна

Данная работа обобщает опыт моей работы по развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_kak_sredstvo_formirovaniya_svyaznoy_rechi_u_detey.pptm974.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пересказ как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Воспитатель 1 квалификационной категории Пахомова Н.В.

Слайд 2

Работа проводится на базе МБДОУ детского сада комбинированного вида №65 г.Нижнего Новгорода в группе детей с общим недоразвитием речи

Слайд 3

Актуальность проблемы “ Связная речь-это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя . “ Ф.А.Сохин

Слайд 4

Пересказ – очень важное умение, без которого невозможно обучение по многим предметам. Программа по большинству школьных предметов основана на умении прочитать текст, понять его, запомнить и пересказать. Поэтому необходимо помочь ребенку с дошкольного возраста научиться: - красиво, ярко, логично, последовательно, точно излагать свои мысли ; - адекватно воспринимать и воспроизводить прочитанное ; -находить главную мысль суждений. Для ребенка-дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе. Именно поэтому семья, образовательные дошкольные учреждения должны позаботиться о том , чтобы ребенок пришел в школу с уже развитой речью.

Слайд 5

Цель и задачи работы Цель : Развитие связной речи детей посредством пересказа. Задачи : 1.Обогащение , уточнение и активизация словаря. 2.Формирование умения связно , последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослых. 3.Использование интонационных средств выразительности в диалогах и для характеристики персонажей. Пути реализации : 1.Изучение литературы по данной проблеме. 2.Проведение обследования детей с ОНР с целью выявления их уровня развития связной монологической речи. 3.Разработка системы занятий по обучению детей пересказу.

Слайд 6

Значение пересказа в формировании монологической речи. 1.Качественное и количественное обогащение словарного запаса. 2.Формирование навыков практического употребления обогащенной лексики. 3.Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в оформлении речевого высказывания. 4.Закрепление правильного ,чистого устойчивого звукопроизношения. 5.Усвоение структуры связных высказываний (рассказов), формирование способности их построения.

Слайд 7

Структура занятия по пересказу Независимо от периода коррекционной работы все занятия по обучению детей пересказу строились по определенной схеме. Вводная беседа Первое чтение текста без установки на пересказ Разбор текста в вопросительно-ответной форме Лексико-грамматические упражнения по тексту Повторное чтение текста с установкой на пересказ Пересказ текста детьми

Слайд 8

Виды зрительной опоры при обучении пересказу 1.Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально : в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей.

Слайд 9

Виды зрительной опоры 2. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа . В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками. План рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе .

Слайд 10

Виды зрительной опоры 3. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах ; их последовательность служит одновременно планом высказывания.

Слайд 11

Виды зрительной опоры 4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий : дети наблюдают , как правило конечный этап действий. Моделирование плана рассказа достигается путем использования образца воспитателя и его вопросного плана.

Слайд 12

Виды творческих заданий на занятиях по обучению пересказу 1.Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения или инсценировка текста с использованием игрушек.

Слайд 13

Виды творческих заданий 2. Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам (изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа или сказки ).

Слайд 14

Виды творческих заданий Составление творческих пересказов с заменой действующих лиц , места действия , изменением времени действия , изложением событий рассказа (сказки) от первого лица. 4. Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту (продолжение к сказке , законченному пересказу ). 5. Восстановление деформированного текста с последующим его пересказом : -подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний ) , -восстановление нужной последовательности предложений.

Слайд 15

Условия реализации поставленной цели Формирование связной речи Перспективное планирование Диагностика развития связной речи Создание коррекционно-развивающей среды Работа с родителями Взаимодействие со специалистами

Слайд 16

Обследование детей Цель : определить уровень сформированности и особенностей связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи в процессе пересказа небольшого по объему художественного текста. В процессе обследования были получены следующие данные : 50% 20% 50% Недостаточный уровень : используются повторные наводящие вопросы , пропуски отдельных элементов действия , нарушения связности изложения. 30% Удовлетворительный уровень : пересказ составлен самостоятельно , содержание передано не полностью , единичные нарушения структуры предложения. 20% Низкий уровень : пересказ составлен по наводящим вопросам , нарушена связность изложения , пропуски частей текста, бедность и однообразие языковых средств. 30%

Слайд 17

Перспективное планирование Сентябрь Тема : “ Части тела ” . Пересказ рассказа , составленного по демонстрируемому действию. Октябрь Тема : “ Осень . Погода осенью. ” Пересказ рассказа “ Осень ” с использованием фланелеграфа . Ноябрь Тема : “ Игрушки ” . Пересказ рассказа “ Новые игрушки ” с использованием фланелеграфа . Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Тема : “ Зима ” . Пересказ рассказа “ Зима ” c использованием фланелеграфа . Тема : “ Зимующие птицы ” . Пересказ рассказа “ У кормушки ” с помощью серии сюжетных картин. Тема : “ Домашние животные ” . Пересказ рассказа “ Пушок ” с использованием фланелеграфа . Тема : “ Весна ”. Пересказ рассказа “ Весна ” с использованием фланелеграфа . Тема : “ Перелетные птицы ” . Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин. Тема : “ День Победы ” . Пересказ рассказа с опорой на одну сюжетную картину. В зависимости от уровня сформированности связной речи , умений и навыков детей количество занятий может быть изменено.

Слайд 18

Коррекционно-развивающая среда Главная задача логопедической группы – обеспечить коррекцию развития речи во всех видах деятельности. 1. В книжном уголке подобраны книги и картинки по изучаемым темам. 2. Для развития диалогической и монологической речи, обогащения эмоциональной выразительности речи в группе используется театрализованная деятельность.

Слайд 19

Коррекционно-развивающая среда 3. Подобраны развивающие игры на формирование словаря , грамматического строя , позволяющие совершенствовать речь детей.

Слайд 20

Взаимодействие со специалистами Закрепление пройденного материала на других занятиях или в другой деятельности.

Слайд 21

Работа с родителями Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей , которые в состоянии все знания , речевые умения и навыки детей , полученные во время занятий , закрепить в повседневной жизни. Консультации Открытое занятие Информационные выставки Система работы

Слайд 22

Ожидаемый результат Ожидаем , что данная система работы позволит сформировать следующие умения : связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки , -пользоваться в процессе пересказа прямой и косвенной речью , осмысленно воспроизводить литературный образ в устной речи , соблюдая признаки монологического высказывания : целостность , структурное оформление (начало , середина , конец ) , связность , плавность ( отсутствие длительных пауз ),объем, без существенных пропусков пересказывать произведение , выразительно передавая диалоги действующих лиц , характеристику персонажей , отвечать на вопросы по содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников презентация

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием связной речи у дошкольников...

«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....

Презентация по теме "Пересказ как средство формирования связной речи"

Данная работа представляет собой опыт работы по развитию связной речи детей. Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста. Также эта презентация использовалась для защиты  квалификац...

Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

презентация к обобщению опыта по теме: описательный рассказ как средство формирования связной речи у детей 4-7 лет.

презентация к обобщению опыта по теме: описательный рассказ как средство формирования связной речи у детей 4-7 лет....

Презентация "Театр – как средство формирования связной речи дошкольника"

Театр – как средство формированиясвязной речи дошкольника...