Конспект ОД в старшей группе «Сундучок от зимы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связной речи, грамматически правильной речи.

 

Воспитывающие задачи: Воспитывать культуру общения детей, интерес к природе родного края.

 

Развивающие задачи: Развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение. Развивать мелкую моторику рук, интерес к продуктивным видам деятельности.

 

Образовательные задачи: Углубить представления детей о сезонных изменениях в живой природе. Продолжать учить детей осваивать формы речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство. Закреплять умение составлять короткий рассказ по предложенной теме. Продолжать учить правильно образовывать слова, пользуясь суффиксами (детеныши животных)

 

Основная образовательная область: «Речевое  развитие», «Познание».

 

Предварительная работа:

1.     Чтение рассказов В. Бианки « Синичкин календарю».

2.     Экскурсии в парк осенью, зимой.

3.     Решение проблемных ситуаций.

4.     Д/И «Цепочка слов».

 

Оборудование: Маска Сороки, карта, картины пейзажей зимнего леса, сундучок, ящик с землей, лейка, семена, фломастеры, белый большой лист бумаги.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sunduchok_ot_zimy.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Конспект ОД в старшей группе

«Сундучок от зимы»

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связной речи, грамматически правильной речи.

Воспитывающие задачи: Воспитывать культуру общения детей, интерес к природе родного края.

Развивающие задачи: Развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение. Развивать мелкую моторику рук, интерес к продуктивным видам деятельности.

Образовательные задачи: Углубить представления детей о сезонных изменениях в живой природе. Продолжать учить детей осваивать формы речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство. Закреплять умение составлять короткий рассказ по предложенной теме. Продолжать учить правильно образовывать слова, пользуясь суффиксами (детеныши животных)

Основная образовательная область: «Речевое  развитие», «Познание».

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов В. Бианки « Синичкин календарю».
  2. Экскурсии в парк осенью, зимой.
  3. Решение проблемных ситуаций.
  4. Д/И «Цепочка слов».

Оборудование: Маска Сороки, карта, картины пейзажей зимнего леса, сундучок, ящик с землей, лейка, семена, фломастеры, белый большой лист бумаги.

Словарная работа: обогащение  словаря: рассада, окраска ,посадка.

Структура:

I часть:     1. Сюрпризный момент: прилёт сороки.

                  2. Загадывание загадок.

                  3. Рассматривание карты.

II часть:    1. Воображаемая ситуация: прогулка по лесу.

                  2. Слушание грамзаписи «Шумы леса».

                  3. Рассматривание пейзажей.

                  4. Д/И: «Эхо».

                  5. Словесная игра: «Закончи предложения».

Физпауза: «Погреем ручки»

 

III часть:    1. Коллективное рисование.

  1. Составление рассказа: «Что дарим зиме».

IV часть:    1. Посадка Семен астры.

V часть:      Итоговая.

                    Вопросы: Что узнали нового, интересного?

                    Какой сюрприз приготовила зима?  

                    Почему дети получили сюрприз?

Ход образовательной деятельности:

I часть:      1. Сюрпризный момент.

Стук в дверь. Влетает сорока:

- Я - сорока - белобока

Прилетела из далёка.

Весть из леса принесла.

Сказано мне строго было,

Чтоб ничего не позабыла.

Зима в память о себе

Вам сюрприз оставила.

А сюрприз тот в сундучке,

Ключик на тесемочке.

Только где лежит- забыла:

В шкафу или на полочке.

Воспитатель: Ребята, сорока очень быстро все рассказала, вы поняли, о чем              она протараторила? А как же мы найдем сюрприз? Где   находится ключик?

 Сорока:  Вспомнила, было сказано вам передать- строго все правила

соблюдать и задания выполнять.(сорока отдает детям лист бумаги и улетает). Воспитатель: Что за лист бумаги, как вы думаете? (ответы детей).

Да это же карта, с помощью которой мы можем отыскать ключик. Тут написано, чтобы к ключику попасть, надо идти только по той дороге, которая указанная на карте и преодолевать все препятствия. Вы хотите отправиться в путешествие? Но чтобы отправиться в путь-дорогу мы должны отгадать Загадки о зиме:

 1.     Дни его - всех дней короче,

    Всех ночей длиннее ночи.

         На поля и на луга

         До весны легли снега.

         Только месяц наш пройдет,

         Мы встречаем новый год. (Декабрь).

   2.   Щиплет уши, щиплет нос,

         Лезет в валенки мороз.

         Брызнешь воду - упадешь

         Не вода уже, а лед.

         Даже птица - не лениться,

         От мороза стынет птица.

         Повернуло солнце к лету,

         Что скажи за месяц это? (январь).

  3.   Снег мешками валит с неба,

        С дом стоят сугробы снега.

        То бураны то метели

        На деревню налетели.

        По ночам мороз силен,

        Днем капели слышен звон.

        День прибавился заметно.

        Ну, так что за месяц это? (февраль).

 Воспитатель: Загадки вы все отгадали, теперь мы можем по карте следовать

дальше. Как вы думаете, что же следует нам делать дальше? (идти по стрелке к лесу).

 II часть:

(Воображаемая ситуация).

Ребята, давайте представим, что мы с вами отправились в лес. На чем мы можем прогуляться по лесу, чтобы не увязнуть в снег (на лыжах). Ну что же встанем все на лыжи и начинаем все двигаться по дороге к лесу.

2.(Слушание грамзаписи «Шум леса»).

Воспитатель: Вот мы и оказались в зимнем лесу. Вы чувствуете, как свеж и чист лесной воздух? А что вы слышите в лесу? (стук дятла, ветер качает деревья, трещит сорока).

 3.(Рассматривание картин-пейзажей, фотографий о лесе).

-Как изменился лес? Каким он был в прошлый раз, когда мы были в лесу? Можете ли вы узнать знакомые деревья? По каким признакам вы их узнали? (я узнал березу по белому стволу)...

-Какие деревья украшают лес зимой, как вам кажется?  дети выражают собственное мнение- «Мне нравиться в зимнем лесу рябина, потому что на ветвях висят красные ягоды»).

4.Дидактическая игра «Эхо».

-Ребята, в лесу интересно поиграть в игру «Эхо». Давайте я буду произносить слова, а вы как эхо отвечать, но первый звук в слове эхо никогда не произносит.

 Смех-мех, мех, мех.

 Экран-кран, кран.

 Олень-лень, лень.

 Клещ-лещ, лещ.

 Мель-ель, ель.

 Удочка-дочка, дочка…

5. (Продолжение путешествия по карте).

Ребята, нам пора двигаться дальше. Но куда? Давайте, посмотрим на карту, и отправимся дальше. Как вы думаете, куда теперь нам следует двигаться? (предположение детей; наверное, по следам зверей, раз нет стрелки).

(Рассматривание картины с изображением следов зверей на снегу в лесу).

 -Сколько следов на снегу и все они разные. Как вы думаете, кто из зверей мог оставить эти следы? А почему они так запутаны?

- Вы знаете, что некоторые дикие звери, таким образом, спасаются от хищников и охотников. Так путают следы зайцы, лисы.

      Много разных зверей

      В лесу обитает

      Как детенышей их звать

       Кто точно знает?

6. Словесная игра «Закончи предложение» (я начну предложение, а вы закончите, назвав детенышей животных).

У волчицы родились... (волчата).

У медведицы косолапые... (медвежата).

У белки прыгают…(бельчата).

У лисицы хитрые… (лисята).

У ежихи родились… (ежата).

У лосихи есть... (лосята).

У оленихи красивые... (оленята).

У зайчихи пушистые... (зайчата).

(Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью).

1.  Кто ложится спать зимой? (медведь, еж).

2.  Кто меняет окраску? (заяц, белка).

3.   У кого к зиме появляется теплый подшерсток? (волк, лиса, олень, лось).

4.  Как вы думаете,  почему животные поселились в разных домиках?

Физкультпауза «Погреем ручки».

- Ребята, у меня замерзли руки, как можно их согреть? (подуть на них, потереть друг о друга, надеть варежки).

III часть:

1. Продуктивный вид деятельности: коллективное рисование.

- Рассмотрим опять карту, что это за чистая белая полянка. Что же хочет зима, чтоб сделали мы здесь? Подумайте.

- А может она хочет,  чтобы мы ей лес украсили рисунками на снегу.

- Давайте, ребята, подумаем. Что же вы хотите оставить подарок зиме. Можно нарисовать зверушку или деревце, бабу снежную и т.п.

-Подарок для зимы мы оставили. Как вы думаете, долго нам ещё двигаться? Посмотрите  на карту. Как вы считаете, что же нам осталось сделать? (найти секрет по карте.) Надо встать у елки, которая на опушке и под елкой что-то спрятано. (Дети подходят к ели  посередине группы и достают сундучок под снежинками из бумаги). Сундучок открывается. Что же это в сундучке? (Семена).

- Это семена цветов - астр. Почему же зима приготовила такой сюрприз? Наверное, потому что она напоминает нам с вами, что скоро ее сестра Весна придет. Весна уже у ворот. А теперь нам пора обратно в детский сад. Давайте посильнее «оттолкнемся» и скатимся с горы на лыжах (имитация движений).

IV часть: «Посев семян астр».

- Для того, чтобы весной на нашем участке цвели цветы астры. Нам их надо посадить заранее - посадить рассаду. Что же потребуется нам для посева? (ящик с землей, савочек,  лейка с водой, семена). Что необходимо для роста цветов? (вода, солнце).

(Во время посева обратить внимание на глубину бороздок и на расстояние между ними, на правильный полив) после труда предлагаю вымыть руки.

V часть: «Итог».

- Что вам запомнилось на занятии? Как вы думаете, почему мы с вами добрались до сундучка зимы?

Литература:

1.  «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет» Е.А. Алябьева.

2.  «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников 4-7 лет» Ю.А. Кириллова.

3.  «Психологическая помощь дошкольникам» Г.Х. Юсупов.

4.  «Упражнения   на   каждый   день:   логика   для   дошкольников»   Л.Ф. Тихомирова.

5.  «Дидактические игры» Е.В. Карпова.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе детского сада "Зима пришла"

Конспект НОД помогает уточнить знания детей о зимних явлениях в природе, совершенствовать умения детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действит...

Конспект занятия в старшей группе «Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать»

Конспект расширяет знания детей о зимующих и перелетных птицах, об их различиях; расширяет знания о повадках и питании зимующих птиц в холодное время года, воспитывает бережное отношение  к...

Конспект НОД в старшей группе детского сада "Зимующие и перелётные птицы".

Материал занятия расширяет кругозор детей, развивает логическое мышление, наблюдательность, прививает детям любовь к природе....

Конспект НОД в старшей группе детского сада "Зимующие и перелётные птицы"

1  Формировать у детей обобщённые представления  о зимующих и перелётных птицах средней полосы России.2 Закрепить понятия у детей о птицах, их строении, среде обитания, отличие их от животны...

Конспект НОД в старшей группе "Дикие животные зимой"

Конспект НОД в старшей группе "Дикие животные зимой"...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие птицы»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие птицы"   с использованием  интерактивных технологий.Цель: уточнять и расширять знания детей о зимующих птицахЗадачи:«Познавательное р...

Конспект занятия в старшей группе Тема: « Ой зима , ой зима, игры да забавы»

Конспект занятия в старшей группе тема"Ой зима, ой зима, игры да забавы"...