Конспект НОД в старшей группе детского сада "Зимующие и перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ширшова Елена Александровна

1  Формировать у детей обобщённые представления  о зимующих и перелётных птицах средней полосы России.

2 Закрепить понятия у детей о птицах, их строении, среде обитания, отличие их от животных.

3 Закрепить умение правильно объяснять причины перелёта и зимовки птиц ( стало холодно, насекомые исчезли, следовательно, перелётные птицы улетают на юг; у зимующих птиц клюв толстый и крепкий, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой, следовательно, они могут остаться зимовать)

4  Учить работать со схемой, моделями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_starshey_gruppe.doc787.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в старшей группе  «Зимующие и перелётные птицы»

Задачи.

Обучающие

  • Формировать у детей обобщённые представления  о зимующих и перелётных птицах средней полосы России.
  • Закрепить понятия у детей о птицах, их строении, среде обитания, отличие их от животных.
  • Закрепить умение правильно объяснять причины перелёта и зимовки птиц ( стало холодно, насекомые исчезли, следовательно, перелётные птицы улетают на юг; у зимующих птиц клюв толстый и крепкий, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой, следовательно, они могут остаться зимовать)
  • Учить работать со схемой, моделями.
  • Закрепление и уточнение словаря – зимующие птицы – птицы, остающиеся на зимовку, перелётные – птицы, улетающие в тёплые края.

Активизация словаря – «клюв», «крепкий», «толстый», «лебедь», «ласточка», «синица», «воробей»

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, речь,  логическое мышление, инициативность.
  • Развивать умение делать выводы.

Воспитывающие:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах.
  • Воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке группы, рассматривание альбомов «Птицы» и «Птицы средней полосы России», разгадывание загадок о птицах, изготовление кормушек.

Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина; рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т.Шорыгиной.

Материалы: конверт с вложенным в него аудиодиском «Голоса птиц», письмо от Лесовичка, магнитные картинки снегиря, скворца, синицы, воробья, совы, кукушки, дятла, ласточки, вороны, соловья.

На магнитной доске изображения «зимнего» и «летнего» леса.

Таблица.

Картинка летучей мыши.

Загадки о птицах

Ход НОД.

Ребята, Лесовичок прислал письмо. Давайте посмотрим, что в нём. Здесь диск. Сейчас послушаем, что на нём.(звучит пение птиц)

Ребята, что это такое звучит? (пение птиц)

Кто такие птицы? (ответы детей)

Нарисуем и докажем это (моделирование). Что здесь за птицы? (ласточка, лебедь и дятел)

тело

перья

крылья

лапы

клюв

питание

Глядя на нашу табличку, скажите, кого же называют птицами? (дети рассказывают - обобщают)

Воспитатель показывает картинку летучей мыши и спрашивает: « Как вы думаете, кто это?»

А можно ли её назвать птицей? Почему?

Давайте докажем (дорисовывают табличку )

Так, летучая мышь птица или зверь? (зверь) Расскажите по схеме (дети рассказывают - обобщают)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Скачет шустрая синица» 
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 

Ребята, а в конверте ещё письмо: « Ребята в моём лесу стало меньше птиц, Как вы думаете, куда они делись?»

А почему от нас улетели птицы на юг? (ответы детей).

- Как называются такие птицы? (ответы детей).

- Ребята, но птицы не все улетели. Как называются те, которые остались? (ответы детей).

- А они почему не улетели? Они не бояться зимы? (ответы детей).

- А вы знаете, какие птицы зимующие, а какие перелетные? (ответы детей).

Сейчас мы поиграем и проверим.

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Описание игры.

На столе расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, сова, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в «летнем лесу», а зимующих – в «зимнем лесу».

 А как вы помогаете птицам перенести холодную зиму? (Кормушки сделать и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм)

Слушайте задачу «Кто обедал в птичьей столовой»

«Положил я птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички. Хлеб склевали, а рябину не тронули. Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова тёмно-синяя, на крыльях по белой полосе. Ягод на ветке не осталось. Положил я в кормушку сало. Прилетели птички с жёлтой грудкой и в синей береточке. Склевала сало и улетела…»

Что это были за птицы? (воробей, снегирь и синичка)

Ребята, а кто знает загадки про птиц? Загадайте своим друзьям.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок.

Кар-кар-кар! - кричит плутовка. 
Ну и ловкая воровка! 
Все блестящие вещицы 
Очень любит эта птица! 
И она вам всем знакома, 
Как зовут ее?

Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?

На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит.

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло  
и другие

Воспитатель: Дети, что нового вы узнали о птицах? (Ответы детей) А что удивило вас из того, что вы сегодня узнали? (Ответы детей.) Какие вопросы о птицах для вас были трудными и вы не знали на них ответа? (Ответы детей.) Что еще о птицах вы хотели бы узнать? (Ответы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе детского сада "Зимующие и перелётные птицы".

Материал занятия расширяет кругозор детей, развивает логическое мышление, наблюдательность, прививает детям любовь к природе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Пчёлки» на тему «Перелётные птицы»

Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.Расширение словарного запаса по лексической теме,Совершенствование грамматического строя речи:Образование притяжательных прилагате...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...

Непосредственно-образовательной деятельность детей старшей группы с ОНР «Весна. Перелётные птицы»

Непосредственно-образовательной деятельность детей старшей группы с ОНР.Направление: «Познавательно – речевое развитие».Тема: «Весна. Перелётные птицы»Использование совре...

КОНСПЕКТ Интегрированного занятия в группе раннего возраста Тема: «Перелётные птицы»

КОНСПЕКТИнтегрированного занятия в группе раннего возрастаТема: «Перелётные птицы» Программное содержание:Цель: Расширить и обобщить знания детей о перелётных птицах.Задачи:Образовате...

Конспект занятия в младшей группе по ФЦКМ Тема: «Перелётные птицы»

Цель:Закрепить знания детей о перелетных птицах (ласточка, грач, скворец, кукушка, журавль, аист, соловей). Задачи: Расширять и активизировать словарь по теме (перья, крылья, клюв, птенцы, г...