Конспект индивидуального интегрированного занятия для ребенка с ЗПР (ФЦКМ, ФЭМП и аппликация) «Ежик с грибочками».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Хамитова Диляра Фатыховна

В работе представлено подробное описание индивидуального занятия с ребенком 4-5 лет, имеющим задержку психического развития. Может использоваться воспитателями коррекционных групп и дефектологами в своей практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezhik_s_gribochkami.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

- Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, об особенностях поведения лесных жителей осенью;

- Повторить счет в пределах 3, манипуляция с предметами;

- Продолжать освоение детьми предпосылок логического мышления – выделение трех признаков предметов (цвет, форма, размер) – логических компонентов дидактической игры; продолжать узнавать и называть геометрическую фигуру треугольник;

- Продолжать учить аккуратно работать с клеем, наносить клей кистью равномерно по всей поверхности обратной стороны части аппликации (шляпка гриба, ножка);

- Продолжать учить наклеивать части аппликации ровно, посередине листа, аккуратно вытирая излишки клея салфеткой;

- Учить радоваться своей работе;

Предварительная работа:

  1. Рассматривание серии картинок «Осень»;
  2. Рассматривание серии картинок «Дикие животные России»;
  3. Беседа «Осень наступила»;
  4. Дидактическая игра «Угадай, что за зверь»;
  5. Счет в пределах 3;
  6. Дидактическая игра «Найди по цвету»;
  7. Заучивание стихотворения «Ежик шел-шел-шел»;
  8. Изготовление педагогом аппликации «Грибок» для образца;

Словарная работа:

«Осень», «листопад», «еж», «кузовок», «шляпка», «ножка», «гриб».

Методы и приемы: (наглядные, словесные, практические)

- сюрпризный момент;

- беседа;

- вопросы;

- указания;

- напоминания;

- словесный образец;

- проговаривание;

- счет;

- художественное слово;

- дидактическая игра;

- прием запланированной ошибки;

- показ;

- позвала;

Материал:

  1. Игрушка ежик;
  2. Деревянные грибочки – 3 штуки;
  3. Корзинка (кузовок);
  4. Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»;
  5. Альбом «Маленькие логики 2»  (развивающие образовательные игры для детей 3-4 лет с логическими блоками Дьенеша»;
  6. Массажный мячик;
  7. Жидкий клей;
  8. Миска для клея;
  9. Кисточка для клея;
  10.  Салфетка;
  11.  Образец аппликации «Грибок», выполненная педагогом заранее;
  12.  Готовые вырезанные формы для аппликации – шляпка и ножка;
  13.  Альбомный лист;

Структура занятия:

1)  Вводная часть:

- беседа об осени, об осенних изменениях на улице и в лесу;

- сюрпризный момент (в гости пришел ежик);

- создание проблемной ситуации (воспитатель предлагает помочь ежику собрать грибочки в кузовок);

2) Основная часть:

- счет до 3, манипулирование с предметами (положить сосчитанные грибочки в корзину);

- дидактическая игра «Ежик» (в альбоме «Маленькие логики 2» с блоками Дьенеша);

- физкультминутка «Ежик топал по тропинке»;

- массаж рук и пальцев массажным мячиком;

- аппликация «Грибок»;

3) Заключительная часть:

- прощание с ежиком;

- рефлексия;

Ход занятия:

- Здравствуй, (имя ребенка)! Посмотри за окно, какое сейчас время года? (ответ ребенка)

- Правильно, осень! Давай вместе скажем: «О-сень!» (проговаривание по слогам). Мы знаем, что осенью становится холоднее, все чаще льют дожди, день становится короче, листья на деревьях желтеют и опадают. Как называется явление, когда падают листья? (ответ ребенка)

- Правильно, листопад! Давай вместе скажем: «Лис-то-пад!» (проговаривание по слогам). А еще осенью животные, жители леса, готовятся к зиме, делают запасы на зиму, а кто-то готовится к долгой зимней спячке.  (Педагог говорит, что слышала какой-то звук, предлагает ребенку открыть дверь – под дверью лежит заранее приготовленная педагогом игрушка еж)

- Посмотри-ка, кто к нам в гости приполз? (ответ ребенка) Правильно, ежик, давай еще раз вместе скажем: «Е-жик!» (проговаривание по слогам). Здравствуй, ежик! (ребенок здоровается с игрушкой)

-  Посмотри, что у меня есть. Что это? (ответ ребенка) Да, это грибочки! Давай вместе скажем: «Гриб!» (проговаривание). А сколько на столе грибочков? Давай сосчитаем и поможем ежику собрать их вот в эту корзинку (ребенок считает грибочки вслух: «Один, два, три!», после этого кладет их в корзинку по одному).

- Молодец, (имя ребенка)! (педагог зачитывает стих)

 Ежик шел-шел-шел

 И грибочки нашел.

 Раз грибок, два грибок, три грибок –

Положил все в кузовок.

        (Автор неизвестен)

- Кузовок – это тоже корзинка. Хочешь еще поиграть с ежиком? Посмотри, у меня есть альбом.

- Здесь нарисован ежик. (Педагог зачитывает стих )

Сквозь лесок

Не очень частый,

На поляну по грибы

Пробирался еж ушастый, запыхавшись от ходьбы.

Желтоватые маслята,

Сыроежки собирал,

Прямо шляпками опята

На колючки надевал.

По извилистой тропинке

Возвращался еж домой.

Нес поклажу он на спинке

И довольный, и смешной.

        (Н. Антонова)

- А что у ежика вместо колючек? Какая это геометрическая фигура? (ответ ребенка)

- Правильно, это большие и маленькие треугольники.

- Посмотри какая у меня есть коробочка  с геометрическими фигурами. Тебе нужно выбрать из них только треугольники и положить их на картинку. (следует игра с логическими блоками Дьенеша)

- А вот эта фигура тоже треугольник, ее тоже надо положить. (педагог берет фигуру квадратной или круглой формы – прием запланированной ошибки, ребенок должен поправить педагога)

- Молодец! Это не треугольник, я ошиблась, а ты меня поправил.

- Ты молодец, (имя ребенка)! Правильно выбрал все треугольники из коробки, справился с заданием. Ты наверное устал? Давай немного отдохнем. (следует физкультминутка)

Ежик топал по тропинке (шагаем на месте)

И грибочек нес на спинке. (прогибаем спину)

Ежик топал не спеша, (медленно шагаем на месте)

Тихо листьями шурша.

А навстречу скачет зайка, (прыгаем на месте)

Длинноухий попрыгайка. (показываем руками уши зайчика)

В огороде чьем-то ловко

Раздобыл косой морковку. (руку в кулачок и подносим ко рту)

        (Автор неизвестен)

- Отдохнули мы с тобой! А теперь давай немножко поиграем вот с этими колючими шариками (массажные мячики). На какого зверька они похожи? (ответ ребенка) А почему ты так решил? (ответ ребенка)

- Правильно, мячик похож на ежика, который свернулся в клубок, у него тоже есть иголочки.

- Давай вместе покатаем мячики между ладошками. (с помощью педагога ребенок выполняет массаж кистей рук)

- Посмотри что у меня есть. (педагог показывает готовую аппликацию «Грибок»)

- Правильно, это гриб. А что это? (показывает на шляпку)

- Давай вместе повторим: «Шляп-ка»! (проговаривание по слогам). А теперь сам скажи.

 - А это что? На чем стоит гриб? (показывает на ножку)

- Это ножка. Давай вместе скажем: «Нож-ка»! (проговаривание по слогам). А теперь сам скажи.

-Шляпка наверху, на ножке, а ножка внизу, под шляпкой.

-Хочешь тоже изготовить грибок? (Далее следует аппликация из готовых форм. Педагог при необходимости помогает ребенку. Сначала формы правильно выкладываются на лист бумаги, а потом наносится клей. Излишки клея вытираются салфеткой).

- Нам пора прощаться с нашим гостем, ему очень понравилось сегодня с нами, он внимательно смотрел, как ты занимался и делал грибок. Ему пора уходить домой обратно в лес. До свидания, Ежик, приходи к нам еще! (педагог убирает игрушку обратно за дверь)

- Тебе понравилось играть сегодня? Кто приходил к нам в гости? А что еще мы с тобой делали? Что мы помогали делать ежику? А что у него было вместо колючек? А что ты изготовил своими руками? Что есть и гриба? (ответы ребенка)

- Ты умничка, (имя ребенка)! Мне очень понравилось с тобой играть. Ты очень внимательный и старательный.

  Ссылки на источники

Борисенкова Е. Ю. Маленькие логики 2 // Блоки Дьенеша для малышей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального интегрированного занятия по пространственной ориентировке/развитию осязательных способностей детей с ОВЗ ( комплексное нарушение в развитии) . Тема: "Кошка"

Форма проведения: индивидуальная ( возраст  4 года, ребенок с остаточным зрением; ЗПРР; инвалид);Целями стали: формирование пространственного представления о кошке; формирование чувственной памят...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста

Представляю индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста по теме: Автоматизация звука РЬ...

Конспект итогового интегрированного занятия с детьми второй младшей группы (ФЭМП, аппликация) Тема: «Под грибом»

Конспект интегрированного занятия с детьми второй младшей группыИнтеграция областей - познание, коммуникация, экология, художественное творчество, развитие речи, физическое развитие  (апплик...

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию (аппликацией) по рассказу М. Пришвина «Золотой луг» (подготовительная группа)

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию (аппликацией) по рассказу М. Пришвина "Золотой луг"Цель: Познакомить детей с писателем...

Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи и познанию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие на ковре-самолете»

Целью этого занятия  является   обобщение и закрепление знаний детей по развитию речи, подготовке к грамоте и формированию элементарных математических представлений....

План-конспект индивидуального интегрированного занятия по образовательным областям «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие» с ребёнком подготовительной группы. Тема: « Заучивание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус».

Цель: Помочь правильно воспринимать содержание произведения, формировать художественный образ речи, выучить стихотворение наизусть с помощью дидактического пособия « Книга «Парус» М....

Конспект индивидуального интегрированного занятия с использованием технологии Воскобовича «Прозрачный квадрат»

Конспект индивидуального интегрированного занятия с использованием технологии Воскобовича «Прозрачный квадрат» «Волшебное путешествие»Учитель — дефектолог: Поздеева ...