Главные вкладки

    Презентация "Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников"
    презентация по развитию речи по теме

    Саркисян Анна Хинганосовна

    Дошкольный возраст - самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
    Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_mnemotablits.pptx2.86 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения …». Ф. А. Сохин Использование мнемотаблиц в познавательно – речевом развитии дошкольников Подготовила воспитатель МБДОУ № 47 . Саркисян А.Х.

    Слайд 2

    Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, мы используем прием мнемотехники.

    Слайд 3

    Мнемотехника – Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

    Слайд 4

    Основные задачи мнемотехники: 1.Развитие всех видов памяти: - зрительной, - слуховой, - ассоциативной, - словесно – логической , - отработка различных приёмов запоминания. 2 .Обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи. 3. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать). 4. Развитие образного мышления ( кодирование любой информации). 5. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией. 6. Развитие смекалки, тренировка внимания. 7. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

    Слайд 5

    В содержание методики мнемотехники входят: освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир и др.; упражнения на развитие различных параметров внимания ; развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.

    Слайд 6

    Структура мнемотехники.

    Слайд 7

    Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

    Слайд 8

    Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей. Мнемотаблицы

    Слайд 9

    Этапы использования мнемотаблиц .

    Слайд 10

    Работа с мнемотаблицей на слово “зима”. 1. Рассматривание мнемотаблицы 2. Перекодирование информации. 3 . Воспроизведение таблицы по памяти.

    Слайд 11

    Обучение рассказыванию с элементами творчества. Воспитатель читает детям начало рассказа. В вопросно – ответной форме проводится разбор содержания рассказа. Совместно с детьми составляется мнемосхема рассказа. Последняя я чейка мнемосхемы представлена в виде вопроса (?). Текст читается еще раз с опорой на мнемотаблицу . Предлагается несколько вариантов возможного продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией. Придумывание продолжения рассказа детьми по одному из предложенных вариантов. Анализ детских рассказов.

    Слайд 12

    Составление рассказа по мнемотаблицам . Рассматривание мнемодорожек . Составление предложений по мнемодорожкам . Рассматривание мнемотаблиц . Составление рассказа воспитателем. Составление рассказа детьми.

    Слайд 13

    «Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение. Д.Родари .

    Слайд 14

    Коллажи Это-учебный материал, выполняющий следующие задачи:: Закрепление различных методов запоминания; Развитие фотографической памяти; Расширение словарного запаса, образного восприятия; Развитие связной речи; Главная задача коллажа- соединить, т.е. связать все картинки между собой . Виды коллажей: а ) развивающий б ) обучающий

    Слайд 15

    Выводы Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов: у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории; расширился круг знаний об окружающем мире; расширился активный и пассивный словарный запас; появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолели робость, застенчивость .

    Слайд 16

    К . Д. Ушинский писал: « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

    Слайд 17

    Источники информации: 1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб: Детство-Пресс, 2005. 2. Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4,1998. 3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985. 4. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. 5. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2009. 6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание, 1990, №10. 7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память/ Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004. №2.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательного речевого развития детей дошкольного возраста

    Методические рекомендации по применению схем, мнемотаблиц на занятиях с детьми дошкольного возраста, по обучению детей составлению схем и работе по схемам...

    Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников

    Мнемотаблицы- это схема с определённой информацией, которая помогает развитию связной речи детей....

    Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста

    В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями....

    Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников.

    Cтатья посвящена проблеме поиска эффективных средств речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. В статье описаны и интерпретированы особенности связной речи у данной категории детей. Р...

    Выступление на методсеминаре «Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника»

    Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются: для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах...