Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы (логопедия) с использованием мнемотехники, ИКТ, ЛОТ."В мире профессий"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Примакина Галина Ивановна

Данная совместная с детьми образовательная деятельность  систематизирует у детей полученные представления о разного вида профессиях и их значимости, умения выстраивать полные грамматически правильные предложения. Развивается умение логически мыслить и правильно оформлять доказательную речь.Содержание проведенной совместной образовательной деятельности позволило детям реализовать себя в активной деятельности. Представленный конспект совместной образовательной деятельности рекомендуется для работы с детьми подготовительной к школе группе в общеразвивающих и коррекционных (логопедических) группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14» комбинированного вида  Петродворцового  района Санкт-Петербурга.

Конспект НОД по развитию речи

для детей подготовительной группы (логопедия)

с использованием мнемотехники, ИКТ, ЛОТ.

Составила и провела: Примакина Г.И.

                    воспитатель высшей квалификационной

 категории.

С-Пб 2015 год

Образовательная деятельность в ДОУ с детьми подготовительного возраста осуществляется по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, Москва. Мозаика-Синтез 2015 года. Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми, построен с учетом принципа интеграции образовательных областей «Познание», «Речевое развитие», «социально-коммуникативное», «Физическое», «Музыкальное» с использованием технологий: ИКТ (mimio),

Совместная образовательная деятельность проводилась с детьми логопедической группы 6-7 лет.

Форма организации детей – групповая и подгрупповая.

Методы организации разнообразны и подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей:

Словесные- разговоры с детьми профессиях, составление слов и предложений по схемам, беседы по иллюстрациям, обсуждение выбора необходимых действий для достижения результата, проговаривание стихов.

Наглядные:  презентация, схемы, таблицы.

Практические: выбор предметов, решение логических задач, выполнение заданий и физических упражнений.

Структура мероприятия соответствует цели и задачам, все этапы логически взаимосвязаны. Материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен.

В результате проведенного мероприятия у дошкольников систематизируются ранее полученные представления о разного вида профессиях и их значимости, умения выстраивать полные грамматически правильные предложения. Развивается умение логически мыслить и правильно оформлять доказательную речь.

Содержание проведенной совместной образовательной деятельности позволило детям реализовать себя в активной деятельности. Представленный конспект совместной образовательной деятельности рекомендуется для работы с детьми подготовительной к школе группе в общеразвивающих и коррекционных (логопедических) группах.

Цель: Обобщение и расширение представления детей о многообразии профессий и их значимости.

Задачи:

Обучающие;

  1. Продолжать совершенствовать у детей умение составлять творческие рассказы  об объектах и явлениях с опорой на мнемотаблицу.
  2. Совершенствовать предпосылки универсальных учебных действий через логические упражнения.
  3. Совершенствовать  навыки осознанного чтения слов.

Развивающие:

  1. Развивать у детей умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая вербальные и невербальные средства.
  2. Продолжать развивать грамматически правильную речь через составление сложносочиненных предложений.
  3. Продолжать развивать у детей доказательную речь через аргументированные ответы.
  4. Активизировать словарь детей за счет: названий профессий, глаголов и прилагательных характеризующих профессии.

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях уважение и почет к труду взрослых.
  2. Воспитывать чувство уверенности в себе и  своих товарищах по команде.

Подготовительная работа:

  1. 1.Экскурсии на разные социальные объекты- почту, в пожарную часть, магазин, музей ит.д.
  2. Чтение художественной литературы о профессиях.
  3. Рассматривание сюжетных картин с изображением рабочих разных профессий.
  4. Изучение энциклопедий о механизации труда.
  5. Знакомство с орудиями труда.
  6. Просмотры видеофильмов о редких профессиях.

Материал:

Компьютерный стол с программой mimio «презентация игры 4-й лишний», ковролинограф, мнемотаблица по составлению рассказа, магнитная доска, картинки людей разных профессий,  журнал «Веселые картинки» с вклеенными заданиями, почтовый ящик, конверт с 3 карточками, на которых напечатаны слова: «труд», «человека», «красит» , карточка с зашифрованным словом «воспитатель», квадраты (с липучками) разного цвета (много).

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель:  Ребята, у меня сегодня замечательное настроение и я хочу поделиться им с вами. Давайте возьмемся за руки и вместе скажем. 

Улыбнемся солнцу, лугу
И травиночке любой,
Улыбнемся мы друг другу
Просто так сейчас с тобой.

Друзья! Мы давно не заглядывали в наш почтовый ящик. Как вы думаете, что в нем может быть?

Ответы детей.

Воспитатель:   Хотите узнать, что в нем?

Дети  -да!

Воспитатель:   тогда отгадайте загадку

Без крыльев, а летит, 
Без языка, а говорит.  (письмо) 

Воспитатель: Почему вы решили, что это письмо?

Ответы детей.(доказательная речь)

 (звучит музыка из мультфильма «Приключения в Простоквашино»)

Дети открывают ящик, достают конверт с адресом группы из деревни «Простоквашино».

Воспитатель: Кто догадался, откуда пришло это письмо?

Ответы детей.

Воспитатель: А кто мог его принести?

Ответы детей (Печкин)

Воспитатель:  Кто вспомнит ,какая профессия была у Печкина?

Ответы детей.(почтальон0

Воспитатель: Хотите узнать что написано в письме? 

Дети – Да

Воспитатель: как это сделать?

Дети – прочитать.

Воспитатель:  Кто хочет попробовать прочитать письмо? (выбирается хорошо читающий ребенок)

 «Дорогие, ребята! Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Недавно, к нам на почту пришел интересный детский журнал «Веселые картинки» с разными заданиями, но я не смог их выполнить. Может у вас получится. Желаю удачи! Почтальон Печкин».

Воспитатель: Хотите выполнить эти задания?

Ответы детей.

Воспитатель: достает из почтового ящика журнал «Веселые картинки», на некоторых страницах вклеены «задания».

1 задание. «Найдите первое задание на электронной почте»

Воспитатель: Где мы может найти электронную почту?

Дети –на компьютере.

Воспитатель: Кто сможет выполнить задание с помощью компьютера?

Дети подходят компьютерному столу и открывают компьютерную игру.

Игра: «Четвертый лишний»   с использованием компьютерной программы «mimio»

Воспитатель: Компьютерная программа предлагает выбрать из четырех картинок лишнюю и выделить ее. Кто сможет справиться с этим заданием?

Воспитатель: (по ходу выполнения задания задает наводящие вопросы)      -Почему ты выбрала эту картинку?

-Ты уверена в правильности ответа? Объясни свой выбор.

(ребенок использует доказательную речь)

(задание в картинках)

а)         медсестра                б) монтажник

        врач                            крановщик

        санитар                     каменщик

        парикмахер                     учитель

Воспитатель: Это более сложный уровень. Кто сможет прочитать слова и выделить лишнее?

(выбираются читающие дети)

Воспитатель: (по ходу выполнения задания задает наводящие вопросы)      

Как ты определил, что это слово лишнее?

К какой профессии относится это действие?

Объясни свой выбор.

(задание в виде печатных слов-глаголов)

в)        пашет                г) поет

        сеет                           играет

        шьет                       варит

        жнет                           танцует

Воспитатель: Молодцы! Вы успешно справились с компьютерным заданием. Хотите выполнить следующее задание?

Ответ детей.

Воспитатель: На какой, по счету, странице журнала мы сможем его найти?

Ответы детей, открывают вторую страницу.

2 задание

Воспитатель: (читает) «Это задание могут выполнить только те дети, чье имя начинается на звук «В»

-Давайте вспомним, у кого из вас имя начинается на звук «В»

Дети называют – Варя, Влада

Воспитатель: показывает карточку с зашифрованным словом «воспитатель»

Воспитатель: Как вы удумаете, что это такое? На что похоже?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, это зашифрованное слово.

-Варя и Влада, вы готовы выполнить задание? Что вы должны сделать?

Ответы детей

Девочки в паре на магнитной доске расставляют буквы в соответствии с расставленными по порядку цифрами от 1 до 11.

Воспитатель: Вы разгадали ребус?

Дети: Да

Воспитатель: Какое слово было зашифровано?

Дети: «воспитатель»

Воспитатель: Кто догадался, почему это задание могли выполнить только Влада и Варя?

-Давайте вспомним, На какой звук начинаются их имена?

Дети: на звук «В»

- А какой первый звук в слове «воспитатель»?

Дети: имена девочек и зашифрованное слово начинаются на звук «В»

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились легко.

-А журнал нам подскажет как выполнить третье задание.

(на странице изображена план –схема группы с проложенным маршрутом)

 Воспитатель: Давайте подумаем, как эта схема поможет нам в выполнении следующего задания?

Ответы детей.

-Кто готов сориентировать по карте и привести нас в нужное место группы?

-Это  Коля.

Воспитатель: Коля, проговори словами каким путем ты пойдешь?

Коля: - прямо, потом направо, затем обойти стол слева и снова прямо.

-Вы готовы идти за Колей.

Дети –Да  (идут по схеме в уголок ИЗО) На столе хаотично расположены квадраты разного цвета (8-10 цветов) в большом количестве

Картинки с изображением людей разных профессий ( в том числе и редких, таких как эколог, садовник, картограф, журналист, космонавт, шахтер, фрезеровщик и т.д)

Воспитатель: Кто хочет ответить, люди каких профессий изображены на картинках? (поочереди  отвечают несколько детей)

-Как ты догадался, что это журналист?

-По каким признакам ты узнал врача?

-Какими инструментами пользуется человек этой профессии?

(Дети аргументировано отвечают на вопросы, используя доказательную речь)

 Воспитатель: Как вы думаете, у профессии есть цвет?

Ответы детей

Воспитатель: А кто из вас хочет подобрать цвет к профессии?

- Выберите себе картинку с «профессией». Подумайте, какими качествами может обладать человек данной профессии и соотнести это качество с определенным цветом.

_Дети выполняют задание

Воспитатель: Кто хочет рассказать о своем выборе?

- почему ты выбрал этот цвет?

-какими качествами обладает человек этой профессии?

- Этот цвет ему может помочь в профессии?

Дети поочереди обосновывают выбор того или иного цвета используя аргументированные ответы.

Воспитатель: Мне понравились ваши ответы, вы молодцы, творчески подошли в работе.

Воспитатель: Напомните мне, ребята, про кого мы сегодня отгадывали загадку?

Ответы детей.(про почтальона)

-Давайте представим себя в роли почтальона и немного разомнемся.

Физминутка  «Почтальон» (звучит динамичная, веселая музыка).
Дети под музыку, со словами, выполняют движения.

Почтальон спешит по свету.  –           Бег на месте

В каждый дом идти он рад. –             Складывают руки над головой

Если долго писем нету –                    потягиваемся

Почтальон не виноват.—                  Машем руками и качаем головой

Воспитатель: В нашем журнале осталось одно невыполненное задание.

(на последней странице приколот конверт с карточками.)Садитесь перед магнитной доской

-Кто готов открыть задание?

Выбранный ребенок открывает конверт и выкладывает в свободном порядке по одной карточке. По мере выкладывания дети вслух читают слова.

Воспитатель: Что означает слово «красит»?

Дети дают варианты ответов.

Воспитатель: Молодцы! А кто мне скажет, что означает слово «труд»?

Варианты ответов.

Воспитатель: Умницы! А что означает слово «человек»?

Варианты ответов.

Воспитатель: Замечательно отвечаете!

Воспитатель: Ребята! Как вы считаете, эти слова как-нибудь связаны между собой? Если связаны, то как?

Ответы детей.

Воспитатель: Это народная мудрость. Это поговорка. Поставьте слова так, что бы они сложились в поговорку.

Дети двигают и переставляют слова, читают каждый полученный вариант, до тех пор, пока не получится предложение «Труд красит человека» Воспитатель: Кто сможет объяснить, какой смысл вложен в поговорку?

Высказывания детей.

Воспитатель: -Труд важен для человека?

                        -Как труд украшает человека?

                        -каким человек становится без труда?

Дети аргументированными ответами доказывают, что всякий труд важен и нужен, любой труд украшает человека.

  Воспитатель:  Молодцы!

Воспитатель:     Ответьте мне на вопрос, вы уже знаете кем хотите стать?

Дети называют профессии.

Воспитатель:    Давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы будете работать по этой профессии. Попробуйте составить творческий рассказ о вашей будущей профессии. Почему вы считаете эту профессию лучшей для себя?

 А кому нужна помощь, может воспользоваться мнемотаблицей.

-Кто хочет ответить?

(заслушиваются рассказы 3-4 х детей)

Воспитатель: Молодцы! Очень творчески подошли к составлению рассказов.

Воспитатель: Ребята! Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чем узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: А что наиболее вам понравилось?

- В каких моментах испытывали затруднения?

-Что удалось особенно?

- О каких профессиях хотели бы узнать больше?

(Высказывается каждый ребенок)

Воспитатель: Молодцы ребята! Я вами очень довольна. Вы успешно справились со всеми заданиям. Особенно мне понравилась ваша активновность при работе на компьютере, творческий подход при составлении рассказа и товарищеская взаимовыручка во время разгадывания ребуса. А вечером мы напишем Печкину письмо и вложим в него журнал с выполненными заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР и стёртой дизартрией по лексической теме "Профессии. Инструменты"

В занятии представлены разнообразные приёмы коррекционной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи и стёртой дизартрией. Постоянная смена различных видов деятельности позволяет поддержива...

Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Путешествие в страну Математики"

Продолжать учить называть дни недели, времена года, название месяцев, части суток....

Конспект занятия по развитию речи детей подготовительной группы "Труд людей весной"

Представляю для Вас, подробный конспет занятия по развитию речи для детей подготовительной группы "Труд людей весной"...

Конспект ООД познавательного развития для детей подготовительной группы «Солнечная система».

Конспект ОД по познавательному развитию у детей старшего дошкольного возраста позволит сформировать представления о солнечной системе, разширить  словарный запас....

«Кубанская горница» конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы

Обобщить знания детей об истории, быте и культуре жизни казаков. Формировать мотивационно- познавательную творческую активность дошкольников . Воспитывать любовь к малой Родине; развивать познавательн...

Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы с ТНР «Помощники Деда Мороза»

Цель: создание условий для формирования у детей представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в процессе совместной деятельности.Задачи:Образовательные- упражнять в количественном и...

Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи детей подготовительной группы на тему: "Хлеб"

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная к школе группа) на тему "Хлеб"...