Открытое занятие по развитию речи на тему: " У страха глаза велики"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Федорова Ольга Ивановна

Рассказывание русской народной сказки "У страха глаза велики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_straha_glaza.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №1 «Светлячок»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе

Рассказывание русской народной сказки                        «У страха глаза велики».

                                                        Подготовила: Фёдорова О.И., воспитатель

                                                      1 квалификационной категории

Дивеево 2015 год.

Цели: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно,

выразительно передавая речь персонажей. Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название (это пословица).  Понимать эмоционально-образное содержание произведения. Продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно- ласкательными и увеличительными). Развивать зрительное и слуховое внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать   изображенных героев сказки по контурному изображению; умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Предварительная работа: разучивание речевой разминки, слов физминутки.

Оборудование: зайчик-игрушка, ширма, «яблоня», картинки-схемы с героями- заменителями, яблоки-эмоции, подарки для детей, озеро-обруч.

Содержание организованной деятельности детей

  • Игра «Добры день (имя)»

Настроение у нас отличное,

А улыбки дело привычное.

Пожелаем друг другу добра

Ведь занятие начинать нам пора!

Воспитатель- Ребята, давайте подойдём к озеру, водичка так успокаивает.

Сядем по удобнее на ковре (Звучит медленная, спокойная музыка), - Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, птички поют, у всех отличное настроение. Давайте немножко отдохнём и настроимся на занятие.

  • Игра «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие дети в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»

Язычок проснулся и вышел погулять на улицу (показали язычок)

Посмотрел налево, посмотрел направо

Посмотрел вверх, посмотрел вниз

Посмотрел вокруг и снова спрятался в свой домик

  • Самомассаж лица

Ручки растираем и разогреваем, (трут руки друг о дружку)

И лицо теплом своим нежно умываем, (ладонями умывают лицо).

Пальчики сгребают все плохие мысли, (с лица забирают пальцами).

Ушки растираем сверху вниз мы быстро, (растирание ушей).

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки, (сгибание вниз).

А потом руками трогаем мы щёчки, (ладошками трогают щёчки).

1. Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой. (запись)

- Что за странный звук?

- Ой, ребята, кто это? (зайчик) Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Ребята, зайчик мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники.

-Хотите узнать, что произошло? Чего же на самом деле испугался зайчик. Тогда присаживайтесь поудобнее на стулья.

-Я вам предлагаю послушать Русскую народную сказку, которая называется «У страха глаза велики».

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно сказку начинать»

3.  (Прослушивание грамзаписи с сопровождением иллюстрациями)

4. Беседа по содержанию.

- Кто запомнил, как называется сказка? (У страха глаза велики.)

- Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза).

* Игра «Говорящая мимика».

- Что такое мимика? (Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.)

-Что может выражать мимика лица? (Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду)

- Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица. (закрываем маской лицо)

Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.

-  Ребята, а название этой сказки ещё является и пословицей «У страха глаза велики». Давайте произнесем ее хором.

5.А теперь давайте разберемся, кто и чего в этой сказке испугался.

- Вспомните, как начинается сказка.

-  Жили-были…

-  Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а теперь мы вспомним, кто главные герои сказки.

- Как называли бабушку? - Старушка.

- Как называли внучку? - Хохотушка.

- Как называли курочку? – Клохтушка.

- Как называли мышку? – Норушка

СХЕМА №1.

- А чтобы вам было понятнее, я приготовила вам схемы-помощники. Посмотрите внимательно на 1 схему, можно ли по ней узнать героев нашей сказки?

Посмотрите большой круг белого цвета — это бабушка-старушка,

круг поменьше белого цвета — это внучка-хохотушка,

ещё меньше желтого цвета — курочка-клохтушка,

и самый маленький серого цвета — мышка-норушка.

-  Куда герои ходили каждый день?   (За водой)

-  С чем они ходили за водой?     (С ведрами)

Схема № 2

Какие ведра были у героев?

Словами из текста сказки (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)

Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом показывает наперсток и объясняет значение этого слова)

Воспитатель: Откуда брали воду наши герои? (из колодца,  колоды,  лужицы,  следа поросячьего копытца)

СХЕМА № 3

- Откуда брала воду бабушка?... (из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа)

Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.

Воспитатель обращает внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий.

-  Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы)

- Почему они так названы? ( Потому что каждый день носили воду)

-  В этот день водоносы донесли воду? ( Нет)

- Кто им помешал? (Зайка)

-  Где он сидел? (Под яблоней)

-  Как он помешал? (Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)

* Динамическая пауза

-Давайте покажем.- А под яблонькой зайка сидел.(ушки показали)

Налетел на яблоньку ветерок, (руками машут)яблоньку качнул,

яблочко хлоп - и зайке в лоб!(по лбу хлопают))

Схема № 4

- Что произошло с водоносами?  (Они побросали ведра и убежали домой)

- Куда спряталась бабушка? (на лавку)

- Куда спряталась внучка? (за бабушку)

-  Куда взлетела курочка? (на печку)

- Куда спряталась мышка? (под печку)

-  Кто со страху померещился бабушке? (Медведище)

Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.

-  Почему медведище сказано в сказке? (Потому что большущий медведь привиделся бабушке)

-   Кто привиделся внучке? (волк), курочке? (лиса), мышке? (котище)

-  Что произошло с зайчиком? (спрятался в лесу под кустом)

- Как вы думаете, что он испытал? (Страх)

-  Кто привиделся зайчику? (Четыре охотника)

-  Какова концовка сказки? ( У страха глаза велики: чего нет, и то видят)

Произносят хором.

6.  Физминутка (имитируют движения героев сказки)

-Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев.

Покружитесь, покружитесь  в героев сказки превратитесь!

«Бабушка-старушка ведёрки взяла

И по воду пошла.   (еле-еле идут, охают)

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка.  (бегут, смеются, пищат)

А за ними бегом

Курочка с ведром.   (бегом, кудахчет :ко-ко-ко)

Воды набрали и

Домой зашагали».   (спокойно идут)

-Давайте опять превратимся в ребяток.

Покружитесь, покружитесь и в ребяток превратитесь!

8. Повторное прослушивание сказки и пересказ по схемам.

-  Послушайте сказку еще раз, а затем предлагаю вам пересказать ее по схемам.

(на ковре)

8.  Подведение итогов.

* Игра Волшебный клубок

– Понравилось вам путешествие по сказке? А что больше всего вам понравилось?

-  Чему вас научила эта сказка?

-  Если чего-то испугался, нужно подумать, а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх.

- Давайте подойдём к стене настроения. Выберите ту картинку, какое настроение у вас было на занятии. Переверните. Я очень рада, что у всех ребят хорошее настроение, и они выбрали именно те фрукты, о которых сегодня шла речь. Заинька, посмотри, сейчас ребята прикрепят фрукты к дереву, и они больше не упадут, и не испугают тебя.

Дети прощаются с зайчиком, и он возвращается опять в сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Клуб знатоков родной речи» для детей группы компенсирующей направленности

Цель:Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры реч...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Задачи: Связная речь: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;словарь и грамматика: учить детей объясн...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему: "У страха глаза велики!"

Познакомить детей со сказкой «У страха глаза велики».Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи: Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества....

Открытое занятия по развитию речи на тему «Использование игровых технологий В.В.Воскобовича в развитии речи детей в младшей группе»

Цель: поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение; стимулировать ребенка рассказывать знакомые стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки» с использованием игровых технол...