Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Клуб знатоков родной речи» для детей группы компенсирующей направленности
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кашина Марина Владимировна

Цель:

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.

Закрепить у детей знания полученные ранее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого занятия

по развитию речи

на тему: «Клуб знатоков родной речи»

для детей группы компенсирующей направленности

        

Воспитатель

МДОУ д/с «Теремок»

Кашина Марина

Владимировна

                                                        р.п. Бутурлино

апрель 2019 г.

Цель:

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.

Закрепить у детей знания полученные ранее.

Задачи:

Образовательные:

В увлекательной форме повторить и обобщить знания детей по темам:  антонимы; умении составлять предложение; составление описательного рассказа.

Развивающие:

Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы; умение образовывать уменьшительно – ласкательные слова от исходных; умение преобразовать существительные в форму родительного падежа.

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление.

Ход занятия

  Организационный этап.

- Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода? (Пасмурная).

- Какое настроение навевает на человека пасмурная погода? (Грустное, печальное, тоскливое)

- Что делает человек в таком настроении? (Скучает, хмурится, иногда плачет)

Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (выполняют.)

- Какое у вас теперь настроение?

- Что вы почувствовали? (Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.)

- И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок.

Как еще можно сказать о хорошем настроении? (Доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное)

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в «Клуб знатоков родной речи», и прошу вас занять свои места.

Сегодня мы с вами проверим свои знания, умения, ловкость, то есть вашу готовность к школе. Вы готовы? (Да)

- В народе говорят «Мудрым никто не родился, а научился». Что означает слово мудрый? (Очень умный, много знает)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Чтобы много знать и уметь, нужно много учиться)

- Где можно получить много знаний и многому научиться? (В школе)

- Я знаю, что вы все умные и постараетесь правильно ответить сегодня на все вопросы.

Сегодня нам с вами предстоит очень много говорить. И, чтобы наш язык не устал очень быстро, предлагаю размять его с помощью чистоговорки.

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс
Ос-ос-ос: на столе кокос.
Ус-ус-ус: малыш совсем не трус.
Ес-ес-ес: сани едут в лес.
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс.

Ал-ал-ал: гуляли возле скал.
Ол-ол-ол: сели все за стол.
Ул-ул-ул: сломался новый стул.
Ыл-ыл-ыл: чай уже остыл.

.

Воспитатель: 

На столе  лежат конверты с письмами, они разного цвета. Нам их прислали герои разных сказок, у них много интересных вопросов к нам, на которые они хотели бы получить ответы.  Я знаю, что вы все умные и постараетесь правильно  ответить на все его  вопросы.  Но, для начала, нам нужно отгадать загадки, чтобы понять, кто автор письма с вопросами.

Итак, слушайте внимательно

Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? ( Буратино) 

Воспитатель зачитывает вопросы в первом письме от Буратино:

1. «Назови, одним словом»

- корова, поросенок, овца, лошадь, собака, коза, кролик;

- курица, петух, утка, гусь, индюк;

- ворона, голубь, сорока, воробей;

- щука, карась, скумбрия, сельдь, окунь;

- сосна, ель, береза, осина, рябина;

- жук, бабочка, стрекоза, комар, пчела, муха.

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Воспитатель зачитывает вопросы во втором  письме от трех медведей:

2. «Назови ласково»

- цветок - цветочек;

- воробей – воробышек;

- кукушка – кукушечка;

- замок - замочек;

- волк – волчок;

- стол - столик;

- стул - стульчик.

- телефон - телефончик.

- нож - ножичек.

Этот сказочный герой,
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)

Воспитатель зачитывает вопросы в третьем  письме от Кота в сапогах:

3. « Назови детенышей». Воспитатель показывает картинку, а дети называют детенышей.

- у волчицы – волчата;

- у лисы - …

- у свиньи - …

- у медведицы - …

- у белки - …

- у ежихи - …

На ступе волшебной старуха летит
Так быстро, что ветер за нею свистит.
Живет она в сказочной, земной глуши –
Ты имя старухи назвать поспеши! (Баба Яга)

Игра «Противоположности». (Компьютерная презентация)

Гордость - скромность.        Легкий - трудный.

Ласка - строгость.        Горький - сладкий.

Радость - горе.        Брать - отдавать.

Впереди - сзади.        Встречать - провожать.

Хороший - плохой.        Говорить - молчать.

Добрый - злой.        Плакать - смеяться.

Высокий - низкий.        Легко – трудно

Воспитатель: А сейчас, в нашем клубе знатоков родной речи физкультурная пауза.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Ведущий: Молодцы! Теперь можете занять свои места,  и мы продолжим наш турнир.

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …(Лягушка)

5. «Составь предложение»

- птица, гнезде , откладывать, яйца        

- белка , дупло, орехи, прятать.

- волк , охота, поле, зайцы…

- медведь, берлога, зима, спит…

- ученик, книга, библиотека, читать…

- лиса, таскать, куры, курятник…

- щука, исполнять, Емеля, желание…

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)

6.Дидактическая игра «Образуй слова».

Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Гвоздь из железа. - Железный гвоздь.

Доска из дерева. - Деревянная доска.

Ножницы из металла. - Металлические ножницы.

Сапоги из резины. - Резиновые сапоги.

Перчатки из кожи. - Кожаные перчатки.

Салфетка из бумаги. - Бумажная салфетка.

Горшок из глины. - Глиняный горшок.

Стакан из стекла. - Стеклянный стакан.

Бутылка из пластмассы. - Пластмассовая бутылка.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)

7. «Чего нет у нас в группе»

- дерево – нет деревьев

- снег – нет снега

- пчела – нет пчел

- гора – нет горы

- попугай – попугая

- земля – нет земли

- слоны – нет слонов

- крокодил – нет крокодила

- машины – нет машин

- огород – огорода.

8. «Серебрянный ящик»

В ящике лежит картина Саврасова «Грачи прилетели». Воспитатель предлагает составить небольшие описательные рассказы по картине.

Воспитатель: Какое время года изобразил на картине художник?

Дети: Весна.

Воспитатель: Какая это весна?

Дети: Это ранняя весна.

Воспитатель: Как вы догадались, что это ранняя весна?

Дети: Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.

Воспитатель: Обратите внимание на небо, посмотрите на землю. Какие слова можно подобрать для описания неба?

Дети: Серое, хмурое, затянутое тёмными тучами.

Воспитатель: Какая земля?

Дети: Мокрая, тёмная, покрыта грязным снегом, появились чёрные проталины.

Воспитатель: Какой месяц изображён на картине?

Дети: Март.

Воспитатель: Как называют его в народе?

Дети: Протальник.

Воспитатель: А за мартом, какие идут весенние месяцы

Дети: Апрель - снегогон, май – травень.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какие деревья находятся на картине. Расскажите о березах, которые находятся на переднем плане. Какие они?

Дети: Старые, изогнутые

Воспитатель: Что творится на берёзах?

Дети: Грачи устраивают гнёзда.

Воспитатель: игра «Кто больше назовёт действий?»

Воспитатель: Что делают грачи?

Дети: Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, возвращаются, шумят.

Воспитатель: Что ещё изображено на картине?

Дети: Дома.

Воспитатель: Что виднеется вдали за берёзами?

Дети: Колокольня.

Воспитатель: Что больше всего понравилось в этой картине? Какие краски использовал художник?

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи. Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи, вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

2. «Грачи прилетели» - так называется картина АСаврасова. А грачи прилетают весной. Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда, чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но, несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели, значит, весна не за горами.

Воспитатель: Вот вы и ответили на все вопросы героев сказок. Мы можем с уверенностью сказать, что к школе вы готовы. Я желаю вам успеха!

Итог:

- Вам понравилось сегодня в клубе?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Что интересного вы хотели бы рассказать дома?

Спасибо за работу, до новых встреч в клубе знатоков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи на тему "День Защитника Отечества" для детей старшей группы компенсирующей направленности

Данный конспект НОД по развитию речи на тему "День защитника Отечества" предназначен для детей старшей группы компенсирующей направленности(ЗПР/ЗПРР), но возможно его применение и в логопедических гру...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Методическая разработка на тему: «Путешествие в царство цветов» (для детей группы компенсирующей направленности, ЗПР, III-го года пребывания)

Методическая разработка для ознакомления детей с окружающим миром и закрепление данного материала в игровой форме с помощью: чтение художественной литературы, стихов, одгадывание загадок......

Модель занятия ООД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы компенсирующей направленности. «Разучивание стихов о школе»

Тема ООД: "Разучивание стихов о школе"Программное содержание:1. Продолжать расширять кругозор детей о школе, школьных принадлежностях.2. Учить детей рассказывать стихи громко, четко, в...