Конспект НОД "Экскурсия на Крайний Север"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Родионова Светлана Валерьевна

Уточнить с детьми названия  животных севера; образовывать сложные прилагательные, существительные с суффиксами  -ищ-, притяжательные, прилагательные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_zkskursiya_na_krayniy_sever.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №21 «Искорка»  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально-личностному развитию детей г.Бердска.

Конспект открытого занятия по развитию речи

Тема: «Экскурсия на Крайний Север»

в подготовительной группе

Воспитатель: Родионова С. В.

г. Бердск

Задачи:         уточнить с детьми названия  животных севера, знания их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки; учить детей знать членов семьи животного; образовывать сложные прилагательные, существительные с суффиксами  -ищ-, притяжательные, прилагательные; воспитывать любознательность, стремление изучать животных севера; воспитывать бережное отношение к животным.

Словарная работа:         научно-исследовательская работа, климат, рай, Красная книга,  ягель, веретенообразное тело, белёк.

Материал:                 конверт с приглашением, глобус, шлем пилота, панель приборов,  музыкальное сопровождение «Где-то на белом свете», «Вьюга, метель, ветер», иллюстрации с изображениями животных севера, следов песца, художественное слово (стихи С.А. Васильева), напиток из брусники.

(Дети заходят. Здороваются)

Воспитатель:  Ребята, сегодня утром я пришла на работу в детский сад и на вахте увидела конверт (показываю). Поинтересовалась, кому же он адресован:  Д/сад «Искорка», группа «Почемучки». Подписано: Животные Севера. Хотите узнать, что нам пишут животные севера?

Дети: Да, хотим

Воспитатель: Вот, что они пишут:

«Дорогие ребята группы «Почемучки»!

Приглашаем вас на экскурсию по северному полюсу. Увидите, как мы живем. Одевайтесь потеплее. Ждем вас. Животные севера.»

Воспитатель: Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели.

Вы согласны посетить северный полюс? Не боитесь ветров, метелей, холодов?

Дети: Нет, не боимся.

Воспитатель: Ребята, вам приходилось когда-нибудь путешествовать? (Да, приходилось)

Воспитатель: Что такое путешествие?

Дети: Ехать куда-нибудь.

Воспитатель: На чем можно путешествовать?

Дети: На поезде, пешком, на лодке.

Воспитатель: Куда и на чем вы путешествовали?

 Дети: На машине по Алтаю, на лыжах по лесу…

Воспитатель:  Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу?

Дети: на оленях, на снегоходе….

Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится Северный полюс. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

А вы знаете, какие животные там живут?

Дети: Там живут животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и другие. (Воспитатель дополняет)

Воспитатель: Итак, сначала мы полетим на самолете, а потом пойдем на лыжах.

Так как на Северном полюсе круглый год зима, нам нужно, что сделать?

Дети: Нам нужно одеться тепло.

Воспитатель:  Верно, нужно одеться тепло. Давайте представим, что мы одеваемся и покажем, как мы это делаем. (Имитация).

Воспитатель:  Чтобы не провалиться в снегу, возьмем с собой лыжи. (Представляют)

Воспитатель:  Вот мы оделись тепло, а теперь можно, и отправляться на север. Мы уже решили, что сначала полетим на самолете. Сядет в самолет тот, кто назовет северное слово.

Дети: Метель, ветер, вьюга, холод, лед, льдина, олени, снег, унты, валенки….

Воспитатель:  Молодцы, все правильно назвали слова, а теперь можно отправляться. (Отправляемся под музыку «Где-то на белом свете…»)

Вот мы и прилетели на Северный полюс. Выходите из самолета. (Дует ветер, вьюга – музыка).

Воспитатель: 

Ветер, снег и лед –

Не мечтай о тепле.

Кто же там живет,

На холодной земле?

Морж, песец и тюлень

Любят ветряный край,

Белый мишка, олень –

Для них север – как рай.

Вот мы и оказались на севере. Давайте сразу наденем лыжи, чтобы не провалиться в снегу. (Имитация одевания).

Пойдем все друг за другом, за мной. (Имитация ходьбы на лыжах).

А вот и первый житель севера. Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь! Кто это?

Дети: Белый медведь.

Воспитатель:  Среди хищных зверей Севера самым крупным является он – белый медведь. Посмотрите на него. Как он передвигается?

Дети: Он передвигается на лапах, неуклюже.

Воспитатель:  У медведя толстые лапы. Как можно про него сказать, какой он?

Дети: Толстолапый медведь (повт. 2-3 р-на)

Воспитатель:  Что еще про лапы можно сказать?

Дети: У медведя лапы широкие.

Воспитатель:  Значит, медведь, какой?

Дети: Широколапый (повт. 2-3 р-на)

Воспитатель:  Посмотрите на тело. Чем оно покрыто?

Дети: Оно покрыто белой длинной шерстью.

Воспитатель:  Что можно сказать про медведя?

Дети: Медведь длинношерстный (2 р-на повт.)

Воспитатель:  У медведя стройное туловище, удлиненная шея, на ней вытянутая голова. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть для чего медведю?

Дети: Защищают от холода, он может долго находиться в воде.

Воспитатель:  Правильно, молодцы. Обратите внимание на уши медведя. Какие они?

Дети: Уши короткие.

Воспитатель:  Как можно назвать медведя по-другому?

Дети: Короткоухий (повтор.)

Воспитатель:  Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Белая шерсть делает его не заметным. У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?

Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

Воспитатель:  Так как белый медведь – это крупное хищное животное, то, что можно сказать про его лапы?

У него не лапы, а … (лапищи),

У него когти, а …(когтищи).

(Дети повторяют)

Вот мы и познакомились с первым жителем севера. Отправляемся дальше. Все идите за мной на лыжах по одной лыжне, друг за другом. (Идем на лыжах дальше).

А вот уже другой житель севера. Кто же это?

Дети: Это морж.

Воспитатель:  Верно, это морж.

Андрей, стих:

Скажите, ребята, из вас кто не знает

Моржа, что живет у холодной воды?

Красная книга его охраняет,

Дом его там, где господствуют льды.

Воспитатель:  Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится.

Каких еще животных Севера, занесенных в Красную книгу, вы знаете?

Дети: Еще занесены в Красную книгу тюлень, белый медведь, песец…

Воспитатель:  Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.

Дети: У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.

Воспитатель:  Как можно назвать моржа, если у него длинные усы?

Дети: Длинноусый морж (повт 2-3р).

Воспитатель:  А если у моржа толстая шея, то, как его можно назвать?

Дети: (Длинношеий), толстошеий морж (повтор.)

Воспитатель:  Как можно назвать моржа, если у него широкие ласты?

Дети: Широколастый морж (повтор.)

Воспитатель:  Как можно сказать про моржа, если у него длинные клыки, какой он?

Дети: Длинноклыкий морж (повтор.)

Воспитатель:  Правильно, молодцы.

Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, как они питаются?

Дети: Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.

Воспитатель:  У моржихи рождается по одному детенышу. Давайте с вами назовем членов семьи моржа.

Дети: Мама – моржиха, папа – морж, детеныш – моржонок (повтор. 2-3р.).

Воспитатель:  Правильно, молодцы.

Вот мы познакомились со вторым животным севера. Пора двигаться дальше. Идем все друг за другом, не отстаем.

Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?

Дети: Это олень.

Воспитатель:  Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Как можно назвать голову оленя?

Дети: Оленья голова (повтор. 2-3 р.).

Воспитатель:  Правильно, оленья голова. Что находится на его голове?

Дети: Длинные рога.

Воспитатель:  Как по-другому можно назвать рога оленя?

Дети: Оленьи рога (повтор. 2-3р.).

Воспитатель:  Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.

Воспитатель:  У северного оленя крепкие ноги. На ногах копыта. Как по-другому можно сказать про копыта оленя?

Дети: Оленьи копыта (повтор. 2-3р.).

Воспитатель:  К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Олениха рожает одного детеныша, который в тот же день уже может бегать. Семью оленя как можно назвать по-другому?

Дети: Оленья семья (повтор. 2-3р.)

Воспитатель:  Назовите членов оленьей семьи.

Дети: Папа – олень, мама – олениха, детеныш – олененок  (повтор. 2-3р).

Воспитатель:  Молодцы, правильно всех назвали.

Чем же питаются северные олени?

Дети: Мхом, травой.

Воспитатель:  Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.

Отправляемся дальше. Идем за мной на лыжах, друг за другом.

Вот я вижу тут еще одно животное севера. Кто же это?

Дети: Это тюлень.

Воспитатель:  Правильно сказали, это – тюлень.

Никита, стих:

Головка и хвост, вместо лап – плавники,

Ленив он на льду и проворен в водице,

Детишек его называют – «бельки».

Это тюлень возле льдины резвится.

Воспитатель:  Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело (повторяют 2-3р.), короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?

Дети: Плавники.

Воспитатель:  Верно, плавники, а не ласты. Как можно по-другому назвать плавники тюленя?

Дети: Тюленевые плавники (2-3 р. повтор.).

Воспитатель:  Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?

Дети: Рыбой питается тюлень.

Воспитатель:  Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.

Назовите членов семьи тюленей.

Дети: Мама – тюлениха, папа – тюлень, детеныш – белёк (повтор. 2-3р.). 

Воспитатель:  Как вы думаете, почему детенышей тюленя называют бельками?

Дети: Потому что они белого цвета.

Воспитатель:  Правильно. А как вы думаете, для чего им нужен белый окрас?

Дети: Для того, чтобы быть незаметным для хищников.

Воспитатель:  Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Как по-другому можно назвать семью тюленей?

Дети: Тюленевая семья (2-3р. повтор.).

Воспитатель:  Что спасает от холода тюленей?

Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

Воспитатель:  Верно, молодцы!

Следуем дальше. А вот и еще одно животное, которое я едва заметила на снегу. Как вы думаете почему?

Дети: потому что оно белого цвета и его не видно на снегу.

Воспитатель:  Верно. А вы, ребята, знаете, что это за животное Крайнего Севера? Это песец. На кого он похож?

Лиза, стихотворение:

Ловкий маленький зверек

Живет на Севере суровом.

Шерсть его блестит, как шелк,

Как цвет блестящего покрова.

Воспитатель:  На кого песец похож?

Дети: Он похож на лису.

Воспитатель:  Правильно, на лису, но по размеру он немного меньше. Песцы бывают белые и голубые. Мордочка вытянутая, как у лисы. Как можно сказать про мордочку песца?

Дети:  Песцовая мордочка (повтор. 2-3р.).

Воспитатель:  Зубы у песца острые. Что можно сказать про него, песец какой?

Дети: Острозубый (повтор. 2-3р).

Воспитатель:  Посмотрите на шерсть песца. Она густая и пушистая. Красив и хвост у песца. Как можно назвать хвост песца по-другому?

Дети: Песцовый хвост (повтор. 2-3р).

Воспитатель:  Верно, песцовый хвост.

Подошвы лап покрыты щеткой жестких волос, это предохраняет от  обмораживания при передвижении по снегу и льду. Уши у песца закругленные, короткие. Почти скрываются в шерсти, Летом питаются полевками, поедают яйца птенцов, взрослых куропаток. Также на берегу питаются крабами, морскими ежами.

А сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Следы песца» (объясняю правила).

(Первый ребенок становится в первый «след», принимает положение «стоя, ноги врозь». Отталкивается двумя ногами, старается при этом точно приземлиться в следующий «след», но уже на одну ногу. Далее, отталкиваясь этой ногой, приземляется на две ноги в следующий «след» и т.д.)

Воспитатель:  Давайте все друг за другом поиграем в «Следы песца». (Дети играют).

Молодцы, ловко все попрыгали по следам. Вам, ребята, понравилась игра?

Дети: Да, понравилась.

Воспитатель:  На этом наша экскурсия по Крайнему Северу завершается. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Что-то стало ветрено, поднялась метель (музыка тихо). Чтобы нам не замерзнуть, возвращаемся к самолету, на котором мы прилетели сюда. Он нас и доставит обратно в детский сад (музыка «Где-то на белом свете…)

Вот мы и прилетели в детский сад.

Проходите, ребята, садитесь.

Ребята, вам понравилась экскурсия на Крайний Север?

Дети: Да, понравилась.

Воспитатель:  Чтобы вспомнить, что больше всего понравилось на севере, поиграем в игру «Закончи предложение» (со снежком передаю).

  • Ты увидел на Крайнем Севере кого?...
  • Мне больше всего понравился….
  • Он мне понравился тем, что…
  • У него есть…
  • Он питается…

Воспитатель:  Молодцы, вспомнили хорошо.

Вы меня сегодня, ребята, порадовали своими знаниями, умением общаться и образовывать новые слова.

Прошу вас не расходиться, вкусным морсом насладиться (Даю брусничный напиток). Этот целебный напиток из северной ягоды – брусники, с травами. Он очень полезный, в нем много витаминов. Попробуйте его в группе.

Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера».

Занятие построени в виде игры-путешествия. При проведении занятия использую разные виды деятельности: проблемная ситуация при мотивации, подвижная игра, экспериментирование....

Конспект комплексного занятия по развитию речи и художественному творчеству "Животный мир Крайнего Севера"

Цель. Познакомить с особенностями живой и неживой природы Крайнего Севера в разных видах деятельности. Задачи: 1. Уточнить с детьми названия животных севера, знания их внешних признаков, их строени...

Конспект НОД «Ознакомление с Крайним Севером» Для детей подготовительной к школе группы

Конспект Нод для детей старшего дошкольного возраста.Цель:познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего  Севера;          - формировать...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:·         познакомить дете...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "ЖИВОТНЫЙ МИР КРАЙНЕГО СЕВЕРА ЗЕМЛИ".

Занятие по знакомству детей с животными Севера. Разработано в соответствии с ФГОС....

Конспект занятия "Животные крайнего Севера"

laquo;Животные Крайнего севера»Цели:• Обобщать знания детей о животных и птицах Севера.• Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.Задачи:Образов...

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере.

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере....