Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Хикматуллина Гульнара Мусавировна

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_-osen.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи)

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: Рассказывание по теме «Осень»

Цель. Развивать устную речь, обогащать словарный запас

Образовательная: учить детей отвечать на вопросы и задавать их.

Развивающие:  систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активизировать словарь по данной теме.

Воспитательная: воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Оборудование: корзина с листьями.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

Воспитатель: - О каком времени года говорилось в стихотворении?

Дети: Осень.

Воспитатель: - Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: - Осень в сентябре и октябре какая?

Дети:- Ранняя, золотая, разноцветная.

Воспитатель: - Осень в ноябре какая?

Дети:- Поздняя, холодная, сырая, морозная.

Воспитатель: - Что такое листопад?

Дети: - Листья падают, опадают.

Воспитатель:- Осень нам подарила свои красивые разноцветные листья, и я их сегодня  вам принесла. Она просит чтобы мы выполнили ее задания и поиграли листочками. А задания написаны на осенних листочках.

(Дети по очереди достают листочки, воспитатель читает задание)

1. Игра «Подбери действие».

Воспитатель: - Листья осенью (что делают?) —

Дети: - Желтеют, опадают и т.д.

Воспитатель:- Дождь осенью …

Дети: моросит, идет и т.д.

Воспитатель: - Урожай осенью...

Дети: убирают.

Воспитатель: - Птицы осенью…

Дети : улетают.

Воспитатель: - Деревья осенью…

Дети: роняют листья.

Воспитатель:- Звери осенью…

Дети: готовятся к зиме, меняют шубки.

 2.Игра «Закончи предложение».

Воспитатель: - На улице пасмурно и дождливо, поэтому…

Дети: много лужи, мы не выходим на прогулку…

Воспитатель:  - Когда на улице дождь и ветер, мы…

Дети:  Сидим дома, в группе…

Воспитатель: - В яркий солнечный день хочется на улицу, чтобы…

Дети: Поиграть, повеселиться…

Воспитатель: - Листья деревьев и кустарников пожелтели, покраснели, потому что…

Дети: наступила осень…

5. Физкультминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят

Как они сядут, покажем:

Крылья сложили назад.

Воспитатель: - Осень хочет, чтобы мы исправили небылицы.

3. Небылицы.

1. Небылица: Осенью часто бывает снегопад. (Осенью бывает листопад) На земле осенью лежат снежные сугробы. (Осенью желтая трава и опавшие желтые, красные, оранжевые, разноцветные листья)

2. Небылица: Осенью на деревьях распускаются почки и появляются первые зелёные листья. (Осенью листья желтеют, краснеют)

3 Небылица: Осенью люди купаются в реке, загорают на жарком солнце. (Осенью дети идут в школу.)

4 небылица: Осенью люди надевают шорты и футболки. (Осенью люди надевают куртки и пальто).

Воспитатель:- Здесь написан рассказ осени, но осенний дождик размыл некоторые строчки и вам придется самим догадаться, о чем там было написано.

4. Рассказ «Осень»

На смену лету пришла ... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает ... (из—за туч). Деревья надели ... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем ... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик ... (моросит) и заставляет прятаться ... (по домам). Птицы собираются в стаи ... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают ... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Воспитатель:- Прочитаем следующее задание.

5.Игра «Да или нет»

Воспитатель: - Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать  - куртки, шапки надевать?

Воспитатель:- А,  сейчас мы поиграем с листочками. (Дети собирают листочки и встают в кружок).

Воспитатель: - Как можно назвать  лист  березы?

Дети: Березовый.

Воспитатель: - Как можно назвать  лист  клена?

Дети: кленовый.

Воспитатель: - Как можно назвать  лист  тополя?

Дети: тополиный.

Воспитатель: - Как можно назвать  лист  осины?

Дети: осиновый.

Воспитатель: - Как можно назвать  лист  липы?

Дети: липовый.

Воспитатель: - Как можно назвать  лист  рябины?

Дети: рябиновый.

6.Игра «Один – много»

Воспитатель: «В лесу не одно дерево,  а много чего?  

Дети: Деревьев. 
Воспитатель: «В лесу не одна шишка, а много чего? 

Дети: Шишек. 
Воспитатель: «В  лесу не один лист, а много чего?  
Дети: Листьев. 
Воспитатель: «В лесу не один гриб, а много чего?  
Дети: Грибов. 
Воспитатель: «В лесу не одна ягода, а много чего?  
Дети: Ягод.
Воспитатель: «В лесу не один зверь, а много чего? 

Дети: Зверей

Воспитатель:- А, сейчас мы поиграем в игру «Эхо»

Собирайся, детвора! ра-ра

Начинается игра ра-ра

Да ладошек не жалей лей-лей

Бей в ладошки веселей лей-лей

Сколько времени сейчас час-час

Сколько будет через час час-час

И неправда: будет два два-два

Думай, думай голова ва-ва

Вы хорошие всегда да-да

Или только иногда да-да

Не устали отвечать чать-чать

Разрешаю помолчать.

Рефлексия.

-О каком времени года мы сегодня беседовали?

- В какие игры мы сегодня играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...