«Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников»
методическая разработка по развитию речи на тему

Третьякова Ольга Юрьевна

П едагогический совет по направлению "Речевое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_sovet.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Тема: «Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников»

Цель педсовета:

- провести системный  анализ педагогической деятельности по речевому развитию и формированию коммуникативных навыков, а также  по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.

- определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.

План проведения педсовета:

  1. Вступительное слово «Рекомендации к проведению НОД по развитию речи» - методист
  2. Результаты тематической проверки в ДОУ.
  3. Выступление из опыта работы «Работа с родителями по развитию речи дошкольников» воспитатель Осипова М.Н.
  4. Выступление из опыта работы «Книжный уголок как один из элементов развивающей среды по развитию речи»
  5. Практическая часть «Деловая игра»
  6.  Обсуждение проекта решения педсовета

Предварительная работа:

Открытые просмотры НОД.

Анализ  планирования НОД  по речевому развитию

Анализ развивающей среды в ДОУ по ОО «Речевое развитие»

Ход педагогического совета.

Актуальность. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- бедность речи. Недостаточный словарный запас;

- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

1. Итоги тематической проверки.

2.Выступление педагога из опыта работы с родителями по разделу «Развитие речи дошкольников»

3. Выступление педагога из опыта работы по созданию развивающей среды в группе.

4. Деловая игра.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания.

Основные задачи развития речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи.

Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся.

Педагогам раздаются карточки с методом, каждый должен отнести метод в свою «корзину», затем на экране проверяем правильный ответ.

Методы и приемы  связной речи

Метод

Приемы

Словесный

Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание аудиозаписи

Практический

Элементы инсценировки

Игры- драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театров

Игровая деятельность

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движения пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр мультфильмов, видеокниг

Оформление книжной выставки

Задание 1. "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Вопросы 1 команде:

  1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
  2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  4. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
  5. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
  6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Вопросы второй команде.

  1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
  2. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
  3. С какой возрастной группы начинается работа по развитию у детей монологической речи? (средняя группа)
  4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
  5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
  6. Ведущий прием для активизации речи и мышления.(вопросы педагога)

Задание 2: Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды

  1. Сын леопарда - тоже леопард (Африка).
    /яблоко от яблони недалеко падает/
  2. Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
    /шила в мешке не утаишь/
  3. Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
    /В тихом омуте черти водятся/

Пословицы для второй команды

  1. Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
    /Слова - серебро, а молчание - золото/
  2. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
    /Язык до Киева доведет/
  3. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
    /Обжегшись на молоке, дует на воду/

Задание 3. Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"

Содержание. Упражнение выполняется в кругу  каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Глориоза Провна

Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична

Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна

Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна

Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна

Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна

Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна

Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна

Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна

Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна

Фессалоникия Якубовна

Задание 4. Из пяти предложенных толкований, выберите те, которые вы считаете правильными

Консенсус – чиновник, древнерусское мужское имя, полное согласие, рыба, дерево

Коррупция – известная актриса, наждачная бумага, ржавчина, болезнь, взяточничество,

Ушан – летучая мышь, бочонок. Сернистое железо, широкий шарф, секретный агент.

Каннелюра – бизон, музыка, бастион, желобок, моторная лодка.

Муругий, - скользкий, сплав, епископ, рыжеватый, контакт.

Экспонировать – возводить в степень, выставлять, заставлять работать, подвергать действию света, улучшать.

Задание 5. Игра-тренинг: «Знатоки русской речи».

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения), - нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре толь один вариант правильный (1 или 2).Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

Опросный лист № 1

  1. асиммЕтрия – асимметрИя
  2. бАнты – бантЫ
  3. вклЮчит – включИт
  4. газопрОвод – газопровОд
  5. диспАнсер – диспансЕр
  6. ломОта – ломотА
  7. дремОта - дремотА
  8. зАдать – задАть
  9. зАнять – занЯть
  10. звОнит – звонИт
  11. катАлог – каталОг
  12. красИвее – красивЕе
  13. кУхонный – кухОнный
  14. меньшИнства – меньшинствА
  15. мусоропрОвод – мусоропровОд
  16. никчЕмный – никчЁмный
  17. обеспЕчение – обеспечЕние
  18. обОдрить – ободрИть
  19. осУжденный – осуждЁнный
  20. плЕсневеть – плесневЕть
  21. полигрАфия – полиграфИя
  22. пОнял – понЯл
  23. премИровать – премировАть
  24. принУдить – принудИть
  25. слИвовый – сливОвый
  26. тУфля – туфлЯ
  27. углУбленное изучение – углублЁнное
  28. хАос – хаОс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Опросный лист  (ключ)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2

1

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1

1

1

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

2

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

1

2

1

Шкала оценки уровня культуры речи педагога:

0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;

3 – 6 ошибок – удовлетворительный;

7 – 10 ошибок – низкий;

Подведение итогов педсовета. Уважаемые коллеги, сегодня на нашем педсовете мы рассмотрели вопросы речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении, на практике работали с методическими приемами  данного раздела программы, выполняли упражнения направленные на развитие коммуникативных умений и творческие задания.

По результатам педсовета принимаются следующие решения:

Воспитателям:

  1. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки «Организация работы по развитию речи в детском саду».
  2.  Для развития речевой активности детей систематически использовать в работе разнообразные игровые методы и приемы, а также методы развивающего обучения, как в организованной, так и в свободной деятельности воспитателя и детей (в течение года).
  3. Методисту подготовить рекомендации к проведению НОД по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук

Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается ...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Деловая игра для педагогов "Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников"

формирование педагогической компетентности педагогов; развивать коммуникативные качества педагогов, уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей....